Поговорим сегодня о молодежи. Международный праздник отмечается 12 августа. Какая она, современная молодежь? Об этом (и не только) поговорим с преподавателем Свято-Никольской гимназии города Кисловодска иеромонахом Иоанном (Галумовым).
– Отец Иоанн, кого сейчас вообще принято считать молодежью? Возрастные рамки почему-то все время сдвигаются…
– Вы правы, безусловно. Все время возрастные рамки даже не сдвигаются, а расширяются. Можно сейчас говорить смело, что ученик шестого класса уже претендует на то, чтобы его называли не маленьким мальчиком, а представителем молодежи. То же самое можно сказать и о старшей стороне, потому что многие пытаются всеми силами сделать так, чтобы сохранить этот тренд, эту тенденцию быть молодым человеком чем дольше, тем лучше.
И на самом деле мы видим, что это идет не на пользу, и совет любому человеку, особенно тому, кто еще не полностью освоился: не надо торопить время и пренебрегать детством, которое нам дано один раз в жизни. О нем мы вспоминаем всегда с радостью, с улыбкой, и когда мы пытаемся постоянно стать взрослыми, совершая иногда опрометчивые и неправильные поступки, то впоследствии об этом жалеем. И потом говорим: у меня украли детство. Ты сам у себя его украл. А что касается людей, которые пытаются все время быть молодыми… Молодыми быть достаточно хорошо с той точки зрения, что ты все время активный, все время поддерживаешь этот тонус, находишься в постоянном движении довольно много лет. Это прекрасно, это правильно, ты не прирастаешь к своему офисному креслу и к своему дому, к четырем стенам, а как раз стараешься узнать мир, увидеть все его замечательные стороны, окунуться в природу.
– Наверное, тоже нужно меру соблюдать?
– Конечно. И важно понимать, что чем взрослее ты становишься, тем больше у тебя должно приобретаться мудрости, которой ты можешь поделиться уже с младшим поколением. И когда ты стараешься не увеличить себе возраст путем каких-то махинаций и приобщением к каким-то взрослым делам (порой не очень хорошим), а пытаешься сохранить молодость, сохраняя мудрость, то этот баланс нужно соблюдать всегда и знать, что какие-то определенные возрастные рамки мы можем не назвать, но мы должны понимать, что в определенной степени у человека это должно срабатывать на личностном уровне.
– Если говорить в общем о молодежи в России, какая сегодня она?
– Как и всегда, она бунтующая, желающая отличаться от старшего поколения, желающая правды, жаждущая этой правды, как говорил об этом Христос в заповедях блаженств. Но в то же время есть, конечно, отличительные особенности. Стоит сказать о том, что молодежь сейчас – это люди, которые окружены постоянно лавиной огромного количества информации. Каждый день эта лавина увеличивается. Молодежь может сейчас написать текст диссертации или какой-то письменной работы просто в два клика, нажав на интернет-ресурс, где присутствует искусственный интеллект, и задав какие-то определенные параметры. Молодежь может найти ответ на любой вопрос не из книжек, не путем какого-то труда, усидчивости, упорства, а с помощью нескольких кликов на своем смартфоне или планшете. Молодежь знает огромное количество информации, поступающей сиюминутно в онлайн-режиме, но в то же время не может с этой информацией во многом совладать, потому что ее обилие очень мощное, сильное.
С одной стороны, хорошо, что молодой человек может быстро найти ответы на интересующие его вопросы и может использовать те материальные и искусственные виртуальные блага, которые нам даются современным миром. С другой стороны, человек из-за этого становится ленивым с точки зрения поиска информации и самообразования. Он забывает о том, что необходимо искать информацию и познавать что-то новое с помощью труда и умственной работы. И, конечно, это тревожно и очень печально. Поэтому собирательный образ молодого человека – это человек, который стремится узнать все, но в то же время может потерять очень многое из-за неумения обладать огромной информацией.
– Отец Иоанн, не могу не спросить: духовность на сознание и поведение современной молодежи, на Ваш взгляд, сильно влияет? И чем молодежь православная от сверстников невоцерковленных отличается и как это заметно в обычной жизни?
– На своем примере и жизненном опыте могу сказать, что здесь необязательно приводить примеры великих духовных свершений, какого-то необычайного уровня нравственности в жизни молодого человека, который приобщается к церковной жизни и именует себя православным христианином. Но, с другой стороны, если говорить о формальных вещах, это человек, который приучен к самоорганизации. Это очень важно, и об этом нужно говорить. И если воскресный день для светского человека является днем, когда можно поспать и встать, понежившись в кровати, в 12 часов дня, тем самым пропустив огромное количество времени, то человек, который именует себя верующим, может (и вообще-то обязан) встать рано утром, прийти в храм, помолиться за Божественной литургией.
Отсюда самоорганизация и самообладание. Ведь начинается жизнь человека как раз с этих мелочей: проснуться на полчаса раньше, заправить кровать, позаниматься спортом, затем что-то почитать в свободное от работы или учебы время. И это очень важно. И как показывает практика, люди, которые имеют такой жизненный опыт соприкосновения с церковной жизнью, отличаются от светских людей. У них больше времени уходит на самосовершенствование, они более эрудированные во многих вопросах. Хотя, с другой стороны, нужно сказать, что люди, которые соприкасаются с практикой метанойи, изменения себя, с практикой покаяния через таинство Исповеди, через общение со своими духовными наставниками, батюшками, имеют опыт критичности, они могут себя критиковать, если посчитают это нужным и если видят, что делают что-то неправильно. Светский же человек, напротив, всегда будет пытаться себя оправдать и найти какие-то лазейки и аргументы, чтобы сказать, что виноваты все, кроме него самого. А это, конечно же, очень плохо. Самокритичности не хватает нашему молодому поколению. И Церковь это как раз и предлагает. Это не значит, что нужно бить себя в грудь, плакать, падать на колени при храме и повторять молитву мытаря, но нужно постоянно помнить, что ты и мир несовершенны.
– Как в нашей епархии представлен образовательный и духовно-просветительский компонент?
– Стоит сказать, что при любой епархии есть свой епархиальный отдел по работе с молодежью. У нас тоже есть. При каждом округе есть свой помощник благочинного по работе с молодежью. Его функции заключаются в том, чтобы вести работу с теми молодыми людьми, которые, в свою очередь, образуют какие-то определенные молодежные сообщества при больших приходах. Стоит сказать и о приходе нашего кафедрального Спасского собора, молодежном объединении, которое очень крепко связано узами дружбы. Благодаря этим узам они реализуют и успешно осуществляют огромное количество различных проектов, будь то участие в соборном богослужении, в благоустройстве и украшении храма, перед какими-то большими праздниками, будь то какие-то выездные мероприятия общие, волонтерские, просветительские мероприятия и миссионерские проекты.
Также есть молодежное объединение при других крупных приходах нашей епархии. И при Никольском соборе города Черкесска, при Покровском соборе города Минеральные Воды, в Ессентуках и других крупных городах. И работа эта, конечно же, заключается в каких-то делах на местах, в том или ином городе и в том или ином благочинии, но это иногда и какие-то общие епархиальные мероприятия, которые у нас очень часто проводятся. Опять же возвращаемся к Спасскому кафедральному собору, ежегодно в день Сретения Господня или после этого праздника, который именуется еще и днем православной молодежи, здесь проводится ежегодный молодежный епархиальный съезд, собираются молодые люди с разных благочиний, из разных городов и населенных пунктов нашего благословенного Кавказа, делятся опытом, общаются. Это очень важно.
Существуют интересные интеллектуальные молодежные игры, брейн-ринги, которые проходят по традиции Великим постом и посвящены разной тематике, разным направлениям, и в этих мероприятиях также участвует молодежь Кавказа со всех благочиннических округов. Естественно, можно и нужно сказать о таких крупных мероприятиях, как молодежный крестный ход, который проводится накануне или после дня памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия от 9-й станции, от города Пятигорска до Успенского Бештаугорского Второафонского монастыря. Ну и, естественно, ежегодный молодежный форум «Зеленый Афон» объединяет молодежь нашей епархии, разных благочиннических округов. Проводится он каждый год в июле на территории нашего монастыря. И в этом году он собирался уже 20-й (юбилейный) раз.
– Хотелось бы немного подробнее остановиться на работе Свято-Никольской православной гимназии. Как давно она вообще существует и как построен там образовательный процесс?
– Уже пойдет 33-й год ее бытия. На самом деле она была создана из воскресной школы, в которую стали ходить маленькие дети из православных верующих семей, объединенных Свято-Никольским приходом. Еще речи о соборе тогда не было. Мы видим, что за эти 33 года гимназия действительно стала одним из самых ведущих и заметных православных учебных заведений нашей Русской Православной Церкви. Конечно, мы говорим о том, что ее характерным и отличительным признаком является то, что мы воспитываем не детей из семей священников или каких-то глубоко набожных детей из семей, которые постоянно при соборе и при приходе, а из светских семей, которые, видя перспективу именно духовного развития, отдают своих чад в первый класс, и затем проходит какое-то знакомство с Церковью и процесс воцерковления наряду со своими детьми. И мы видим, что в гимназию сейчас отдают своих детей уже ее выпускники, они создали свои семьи, выучились и стали родителями. И вот уже их дети учатся в нашей гимназии. Мы видим эту преемственность поколений. Особенность работы нашей гимназии заключается не только в том, что есть предметы православного компонента, как они называются, но еще и немаловажным является то, что дети уделяют время именно процессу воспитания в духе православия, в духе Христовой истины.
Ведущая программы Маргарита Рекко
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Храм любящих сердец
От преподобного Сергия до Покрова. Священник Константин Корепанов
Этот день в истории. 12 октября
День ангела. 12 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!