О земном и о небесном. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

20 января 2025 г.

20 января отмечается Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О событии праздника и святом Богоявлении поговорим с благочинным Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Отец Иоанн, прежде чем говорить о событии праздника, давайте вспомним, кем был пророк Иоанн и о каких важных пророчествах известно?

– Во-первых, стоит сказать, что имя Иоанн известно так же, как и Предтеча, Креститель, и эти имена глубоко популярны у наших христианских конфессий. Потому что он является предвозвестником прихода в мир Спасителя. Во-вторых, имя Креститель связано с событием крещения на реке Иордан и с Самим Господом Спасителем нашим Иисусом Христом. Но глубоко почитаемым в Церкви он стал сразу, как только о нем заговорил Христос. Надо сказать, что Христос о нем, конечно же, много говорил и называл его «высшим среди рожденных женами» людей. Он называл его еще и как того, кто будет крестить Его. И сам Иоанн Предтеча о себе говорил, что он является «гласом вопиющего в пустыне». И эти сравнения и термины уже о многом говорят.

Стоит сказать еще о том, что в Церкви он почитаем, потому что является пророком между Ветхим Заветом и Новым. Он – последний из ветхозаветных пророков и первый пророк Нового Завета, который предвозвестил приход в мир Спасителя. Мы знаем, что земной возраст Иоанна Предтечи и Господа Спасителя Христа был одинаковым. И многие путали его с Мессией, многие думали, что проповедь, которую он начал в пустыне, это та проповедь, которая будет означать, что уже наступило спасение для еврейского народа.

– К проповеди многие прислушались и приняли крещение, уверовав в приход Младенца Христа.

– Конечно. Он говорил о том, что необходимо принимать крещение именно через покаяние, через погружение в воду, и это стало как бы предзнаменованием того самого главного Крещения в нашей библейской истории, о котором мы сегодня знаем и которое стало одним из главных праздников нашей христианской традиции. Но Иоанн Предтеча всегда говорил, что он не является Мессией. Он всегда это подчеркивал и на это указывал. И если Христос его возвеличивал, то сам Иоанн Предтеча преуменьшал свою роль, потому что необходимо было подготовить людей к приходу в мир настоящего Спасителя, настоящего Мессии, Кем и был Иисус Христос.

И здесь возникает вопрос о том, как Иоанн Предтеча боролся с такой, можно сказать, популярностью. Мы знаем, что даже на иконах он изображается не просто как человек, пророк. Он изображается в очень скромной одежде, часто на фоне гор, что, с одной стороны, означает, что он находился в постоянной аскезе, в постоянном уединении, а с другой стороны, его мысль, его слова были настолько высоки, что их можно сравнить с этими вершинами. И, естественно,  Иоанн Предтеча стал популярным среди народа, потому что его зауважали именно за проповедь о покаянии.

– Отец Иоанн, хотелось бы подробнее остановиться на обстоятельствах Крещения Спасителя. Расскажите.

– Мы знаем, что этому событию предшествовало крещение огромного количества людей. Иоанн Креститель говорил, что «придет Тот, Кто будет больше меня», указывал на Спасителя и говорил: «Се Агнец Божий, Который возьмет на Себя грехи мира». И это указание было уже прямым указанием мессианства Спасителя. Мы также знаем, что между Иоанном Предтечей и Спасителем завязался диалог, и Христос сказал: тебе необходимо крестить Меня. На что Иоанн Предтеча начал противиться и говорить, что должно быть наоборот. И Спаситель ответил, что так надлежит нам исполнить всякую правду. И этой правдой было событие, ставшее главным и ключевым для всего христианского мира, когда после Крещения Спасителя на реке Иордан каждый из нас может считать себя полноценным членом Церкви и христианином через это таинство, которое совершается над человеком.

– А у Иоанна Предтечи не было сомнений, что он крестит именно Спасителя?

– Сомнений в этом не было, потому что мы знаем, что семья праведной Елизаветы – матери Иоанна Предтечи и Пресвятая Богородица дружили, и их судьбы тесно пересекались с самого рождения и Иоанна, и Спасителя. И можно вспомнить бегство из Вифлеема – оно было связано и с праведной Елизаветой, и с праведным Захарией – отцом Иоанна Предтечи, которого убили между храмом и алтарем. Мы знаем из евангельского отрывка, который всегда читается на Богородичные праздники: когда они встретились и Елизавета увидела Пресвятую Богородицу, взыгрался младенец у нее внутри – Иоанн Предтеча. Эта духовная связь, родственная, проходила в контексте всего Нового Завета, и кульминацией стала река Иордан. Конечно, сомнений у Иоанна Предтечи не было.

– Как после крещения Спасителя складывалась судьба Иоанна Предтечи?

– Он проповедовал. Некоторые его ученики перешли к Спасителю, и нам известны их имена, некоторые остались с Иоанном Предтечей. В Евангелии сказано, что он был взят под стражу, потому что обличал царя Ирода в незаконной женитьбе, а затем по наущению Иродиады, матери танцующей Саломеи, был обезглавлен. И уже потом своими учениками был погребен, и через некоторое время его честная глава нашлась и известна сейчас по всему миру как великая христианская святыня. Об этом событии говорит Спаситель не просто как о беззаконии царя Ирода, но и как о первом свидетельстве принятия мученичества среди уже новозаветных праведников.

– О каких-то еще важных пророчествах при жизни Иоанна Предтечи известно?

– Святой Иоанн Предтеча известен нам как великий пророк, но самым главным является его свидетельство о Мессии, и мы говорим об этом не просто как о свидетельстве того, что он крестил Господа Иисуса Христа, мы говорим о воскресении Спасителя, о Его смерти за человеческий род. Это было самой главной частью пророческого служения Иоанна Предтечи. Христос никогда не умалял заслуги и важность любого из ветхозаветных пророков, но всегда подчеркивал важность Иоанна Предтечи. Потому что он непосредственно соединяет два завета – Ветхий и Новый, он прямо указал событие, которое является главным событием в истории Нового Завета. Конечно же, мы не можем умалять и Рождество Христово, и Крещение на реке Иордан, и Преображение на горе Фавор, но центральным событием Евангелия является Воскресение. Об этом говорил Иоанн Предтеча, и об этом стоит знать.

– Отец Иоанн, мы как-то обошли тему чуда Святого Богоявления. Давайте немного подробнее вспомним об этом.

– Конечно, само событие крещения, Богоявления известно тем, что в момент, когда Христос уже был в реке Иордан, согласно тексту Евангелия, разверзлись небеса, и слова, которые услышали с неба люди и сам Иоанн Креститель, указывали на то, что Господь Иисус Христос является Божественным Сыном. Также и Дух в виде голубя начал нисходить с неба на землю, и это видели окружающие люди. Это событие и получило название Богоявления. То есть самый первый, наверное, кто увидел тайну Святой Троицы, был Иоанн Предтеча: глас Бога Отца с неба, Бог Сын – Господь Иисус Христос, крестившийся в реке Иордан, и сходящий в виде голубя Дух Святой.

– А как давно празднуется Собор Иоанна Предтечи?

– Традиция празднования второго дня после великого двунадесятого Господского праздника восходит еще к первым векам христианства. Когда были установлены даты? Сначала ведь была одна дата Богоявления. Этот день считался по старому стилю как раз 6 января. И затем уже было разделено празднование на Рождество Христово (25 декабря) и событие Богоявления, то есть Крещения Спасителя, которое осталось за датой 6 января. Сейчас мы знаем даты нового стиля 7 января и 19 января с разницей в 12 дней. Второй день после Рождества Христова (8 января) – празднование Собора Пресвятой Богородицы, которое непосредственно относится к событию Рождества, а следующий день после Богоявления – 20 января (или 7 января по старому стилю) – был установлен как день Собора Предтечи и Крестителя Иоанна.

Конечно, нужно оговориться и сказать, что почитание Иоанна Крестителя настолько велико, что дат, связанных с его земной жизнью и кончиной, очень много. Это и рождество Иоанна Крестителя, и день усекновения его главы (то есть начало и конец его земной жизни и проповеди), которые именуются Церковью как великие праздники. Это несколько дат, связанных с обретением главы Иоанна Предтечи, которые празднуются в феврале и марте. Это и каждый вторник, потому что каждый второй день седмицы всегда будет посвящен Предтече и Крестителю Иоанну.

Мы знаем, что богослужебные тексты, посвященные Иоанну Предтече, писали Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. В текстах литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого об Иоанне Предтече упоминается сразу после Пресвятой Богородицы. Например, в проскомидии, когда священник вынимает частицы из девятичинной просфоры, посвященной чинам святости, пророк Предтеча стоит первый. И также в окончании евхаристического канона, в молитве после возгласа священника: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней… Богородице…», – упоминается Иоанн Предтеча. Это стоит обязательно отметить, потому что мы говорим об этом святом в контексте того, что его память идет всегда после Собора Пресвятой Богородицы. Иоанн Предтеча будет в богослужебных текстах всегда упоминаться после Пречистой Богородицы. Ну и в контексте нашего с вами уже народного прославления и почитания. Он хорошо нам известен, мы знаем о нем с момента принятия Крещения на Руси. У нас много храмов, посвященных Иоанну Предтече. Много традиций, которые связаны с днями его памяти.

Ведущая Маргарита Рекко

Записал Иван Игнатов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X