В 1054 году, 970 лет назад, произошел окончательный раскол христианской Церкви на Православную и Римско-Католическую. О предпосылках и последствиях поговорим с благочинным Успенского Второафонского Бештаугорского мужского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).
– Отец Иоанн, 30-летний конфликт еще в IX веке предшествовал Великому расколу. И что происходило в последующем столетии?
– Необходимо прежде всего сказать, что не 30 лет до Великого раскола были ознаменованы какими-то ухудшениями отношений между Востоком и Западом, Римом и Константинополем. На самом деле все началось с Миланского эдикта 313 года, подписанного императором Константином. Но в течение многих столетий формировалось множество причин, которые стоит озвучить сейчас. Эти причины церковные историки разделяют на исторические (предпосылки), которые складывались как раз в течение столетий со времен Миланского эдикта, и политические, потому что мы говорим о том, что были попытки одной из сторон в течение долгого времени – или Запада, или Востока – все время доминировать над другой и расширять свое влияние на другие страны. Это также причины географические, потому что мы знаем, что из-за политических причин страдали и территории тех стран, которые находились под омофором патриарха Константинопольского, затем переходили уже в римский обряд и, соответственно, становились под тиарой папы Римского.
Но были еще причины богословские, которые были незадолго до Великой схизмы, до 1054 года, а именно употребление термина «филиокве», хотя традиционный для нас текст Символа веры был утвержден на I–II Вселенских Соборах. Что этот термин означал? Латинский термин, который говорил, прибавляя к тексту нашего Символа веры, к одному из его членов, что мы верим в Духа Святого не только от Отца исходящего, но и от Сына. И затем последовало недоумение восточных патриархов и представителей Восточной Церкви и Константинополя, известных богословов, которые с этим не соглашались. Римская Церковь ответила решительным отказом, то есть нежеланием этот термин из текста убирать: что написано, то написано; и это останется навсегда.
– Есть же и материалистическая версия тех событий, причины раскола: Рим хотел брать деньги на территории, подвластной Константинополю…
– Это еще одна из весомых причин – экономическая, которая привела к расколу. Естественно, мы о ней не можем не сказать. Были и другие – и литургические, и богослужебные: совершение Евхаристии на пресном квасном хлебе, к примеру, или традиция (западная) бритья бород и волос, которую не принимали представители Восточной Церкви. То есть это все в совокупности привело Рим и Константинополь к началу IX столетия. И за этот период времени уже сложилась определенная даже не граница, а разрыв между двумя и политическими, и религиозными центрами, коими являлись Рим и Константинополь.
Но еще стоит сказать, что на самом деле военные конфликты происходили в течение двух столетий непрерывно между Востоком и Западом, и в них было вовлечено огромное количество людей, стран. Все это не могло не отражаться на так называемых предпосылках к расколу.
– А как на деле происходил Великий раскол? В чем заключался и какова последовательность событий?
– Стоит сказать, что в 1054 году во главе двух столиц – Рима и Константинополя – находились два очень харизматичных, видных религиозных деятеля. Со стороны Запада это папа Римский Лев IX, которого долгое время уговаривали принять папскую тиару, он не хотел этого делать и в Рим на избрание входил полунагой, полубосой. Характерная картина перед нами вырисовывается, как это все происходило. Некое сочетание блаженства и какого-то юродства со смирением. И тогда понимали, что именно такой религиозный деятель нужен Западной Церкви, Риму.
Но не менее харизматичный и амбициозный был лидер Восточной Церкви – патриарх Константинопольский Михаил Керулларий, который незадолго до пострижения в монахи вообще имел хорошую политическую карьеру и сильные политические амбиции. И когда он не смог в результате различных дворцовых интриг удержаться при власти, его насильно постригли в монахи. Но пришедший к власти император Константин Мономах не забыл своего сподвижника и предложил ему патриарший престол. И тот стал патриархом. И многие предполагали, что такая симфония двух лидеров, политического и религиозного, приведет к чему-то положительному для Константинополя. Но мы видим, что произошло на деле. Папа Лев IX от лица Западной Церкви попросил помощи у Константинополя, отправив туда своих дипломатов (или римских легатов) во главе с кардиналом Гумбертом. Приехав в Константинополь, эта делегация вела себя не то чтобы надменно, а пыталась показать хозяевам и самому патриарху Михаилу, что именно Римская Церковь является доминирующей, главной, а не Константинопольская. На этот жест Михаил отреагировал так же. Он, созвав собрание верующих лиц, выделил самое последнее место римским легатам. Это их, естественно, оскорбило. Они были не до конца заседания, ушли.
Нужно понимать, что пребывание дипломатической миссии было долгим, и за это время даже успел умереть папа Римский Лев IX. Но легатов это не остановило. В один день они пришли в Софийский собор и положили на престол буллу с отречением патриарха Михаила Керуллария и всех тех, кто не согласен с тем выводом, что именно Римская Церковь является главной среди Церквей Востока и Запада. Патриарх Михаил созвал Собор епископов, архиереев, которые единогласно приняли решение об анафематствовании римского престола, представителей легатов и кардинала Гумберта. И тем самым это положило начало Великому расколу. И, естественно, отголоски этого мы видим и ощущаем и сейчас.
– Для православных христиан, для христиан вообще что принципиально изменилось после раскола?
– Все те предпосылки, которые в течение столетий складывались и приводили неизбежно два религиозных центра к 1054 году, уже сложились не то чтобы как традиции, но как неизменные догмы, как непреложная истина. Те же самые элементы богослужений в Восточной Церкви отправлялись совершенно по-другому. Все это уже сложилось. Тот же самый текст Символа веры, искаженный и измененный Западной Церковью, вошел в их употребление, что мы видим и сейчас. Естественно, мы не приняли это искажение. И текст Символа веры сохранился до наших дней, его мы сейчас используем за богослужением – исповедуем свою веру.
Но изменилось во многом само направление этих двух титанических плит, которые представляют Восток и Запад. И мы видим попытки римского престола насадить католичество в северных землях нашей страны, и это противостояние святого благоверного и великого князя Александра Невского. Мы знаем, что тевтонские немецкие ордена стояли во главе и под знаменами римского престола. Это происходило в течение долгих столетий, даже до XX века. Все время были какие-то попытки привлечь нашу страну именно к католической вере, склонить ее на эту сторону. Мы знаем и о династическом браке нашего царя Ивана III с Софьей Палеолог, когда римские легаты ехали на венчание и сватовство в Москву, а их просто побили и не пустили в город. Говорили: царевну покрестим и обвенчаем. А римских представителей не пустили даже на порог города. Это тоже очень важно.
– Получается, крепость веры помогла выстоять?
– Да. Россия выбрала восточную веру (православную веру) и хранима ею до сих пор. Что касается XX столетия, взаимоотношения между католиками и православными изменились. И изменились благодаря усилиям обеих сторон. Обе стороны пытались хотя бы снять с себя клятвы обвинений и анафематства, которые были озвучены их предшественниками в далеком 1054 году. И мы видим непростые взаимоотношения Запада и Востока, особенно сейчас. Это сложилось у нас уже в течение тысячелетий. И мы видим, что раз кто-то что-то предлагает с Запада, то это что-то плохое. На самом деле это не является аксиомой. И мы должны понимать, что в каждые времена было по-разному.
Мы не можем не сказать о том, что папа Римский писал письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину о том, чтобы он прекратил зверские издевательства и умерщвления священнослужителей Русской Православной Церкви. Мы можем об этом умолчать, но это было бы неправильно. Стоит говорить, что взаимоотношения между нашими Церквями – Римско-Католической и Православной – по-разному складывались. Мы знаем пример такого явления, как петровские преобразования и реформы, которые привели к тому, что западных и обрядов, и традиций, и обычаев у нас стало гораздо больше. Мы знаем, что 90-е годы во многом определили наш путь к постепенной западной культуре и открытию католической епархии у нас в стране. Но тем не менее мы живем сегодняшним днем, и мы должны говорить, что есть определенные вопросы, которые мы не забыли и к которым постоянно возвращаемся, хотя диалог между римским престолом и нашими Восточными Церквями сейчас происходит.
Ведущая программы Маргарита Рекко
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН С АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит_Кирилл — О СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ И ТАЙНЕ
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!