О земном и о небесном. Радоница - день поминовения усопших

11 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Пасха продолжается, поговорим сегодня о Радонице, дне поминовения усопших. Мой собеседник – преподаватель отделения теологии Пятигорского государственного университета священник Владимир Зегнун.

Почему девятый день после Пасхи называется Радоница и предназначен для поминовения усопших, посещения кладбища?

– Для молитвы о почивших нет особого дня, так как мы должны поминать их ежедневно на молитвенном правиле наравне с живыми: друзьями, знакомыми, благодетелями, а также врагами, как заповедал нам Бог. Точно так же нельзя сказать, что в какой-то день мы должны поздравлять женщин; каждый день необходимо выражать им свою признательность.

Конечно, есть дни особого поминовения, среди которых особняком стоит Радоница. Казалось бы, еще Пасха, мы должны радоваться, отмечать Воскресение Христа, но уже вспоминаем о смерти, посещаем кладбище, совершаем заупокойное молитвословие. В напряженные дни Страстной седмицы и в течение Светлой мы практически не уделяли внимания молитве о почивших. Ввиду этого длительного перерыва и установлена Радоница.

К сожалению, интерпретация этого дня как поминального затмила его значение. Когда в IV веке христианство стало государственной религией огромной Римской империи, было множество различных религиозных течений. Конечно, к тому времени никто всерьез не верил в языческих богов, и даже поздние мистические культы Изиды или Митры уже ослабевали. Но если можно прекратить почитать языческих богов, то отказаться от многовековых культурных традиций по одному щелчку очень сложно (так делали и прадед, и дед, и отец, следовательно, должен делать я). Потому Церковь не боролась с этими традициями, а вкладывала в них иной духовный смысл, по-новому осмысляла.

Например, 25 декабря вся Римская империя отмечала день рождения солнца. Это был крупный фестиваль, включавший игры, народные гулянья. Церковь не стала отменять этот день, а решила отмечать в него Рождество Христово, несмотря на то, что это неточная дата. Так происходило и с другими днями.

Один из выдающихся христианских богословов и проповедников Иоанн Златоуст говорит, что в середине весны в Римской империи отмечался день поминовения умерших. Повсеместно люди посещали захоронения своих предков, проводили какие-то религиозные мероприятия, после чего устраивали тризны (обеды) на местах захоронения, которые, начинаясь благочестиво, заканчивались практически всегда безобразно.

– Кстати, и у нас в безбожные времена тоже так происходило.

– Я к этому и подвожу. И не только в безбожные. Почитаем, что пишет Иоанн Златоуст: предложение снеди почившим, особые приборы для них, возливание спиртных напитков на могилы, скоморохи – поплясать и попеть (не шуты, а это было кочевое племя на Дунае). В конце концов все превращалось в ужасное безобразие. Иоанн Златоуст говорил о недопустимости подобного.

В дни Светлой Пасхи, желая помянуть почивших, мы приходим на кладбище с молитвой, чинно, приветствуя тех, с кем еще не успели похристосоваться, со светлой вестью, словами победы: «Христос воскресе!» Не шумным гуляньем, а в молитве, в тишине вспоминаем усопших.

– То есть посещение кладбища связано с обычаями, которые сложились в советские времена?

– Со времен крещения Руси. Перуна сбросили в Днепр, никто с ним не боролся, о нем все забыли, а празднества и культура, связанные с язычеством, остались. К сожалению, эти традиции укоренились очень глубоко. Церковь ни в коем случае не оспаривает важность подобных дней, но призывает к их христианскому переосмыслению. Поминовение почивших на кладбище возможно и даже нужно, но спокойное, без пикника. Всему свое место и время.

– Это оскверняет память усопших.

– Конечно. Я бы очень не хотел, чтобы на могиле дорогого, близкого мне человека устроили пикник.

– А как правильно поминать усопших? Сначала идти на кладбище или в храм?

– Общественная молитва для христианина очень важна, потому что именно она, по сути, является богослужением. Если мы, желая помянуть своих почивших, участвуем в ней и с нами молится вся Церковь, в этом много пользы. Если же мы не имеем такой возможности, то хотя бы посещаем кладбище. А вообще следует прийти на богослужение, помолиться, затем отправиться на кладбище, прочитав там литию, посетив дорогие могилы, а уже дома устроить поминальный обед.

– А как молиться за упокой, какие службы заказывать? Как правильно писать записки?

– Во-первых, в нашем молитвенном правиле есть молитвы о здравии родственников, знакомых, друзей, благодетелей и упокоении тех, с кем мы уже расстались. Это первый обязательный уровень молитвы. Если есть возможность и желание помолиться за богослужением, конечно, следует заказать обедню (написать записочку на литургию). Потому что обедня (литургия) – это богослужение, за которым совершается Бескровная Жертва. Также в Церкви предусмотрены краткая лития и более длительная панихида, посвященные молитве о почивших.

– В этом году Радоница получается с разницей в два дня после праздника Великой Победы. Есть ли какие-то молитвы об ушедших воинах? Как почтить их память в этот день?

– Во всех храмах 9 Мая поминают тех, кто почил в годы Великой Отечественной войны, исполняя воинский долг или гражданский, трудился в тылу и таким образом ковал победу.

– Если по состоянию здоровья человек не может пойти ни на Радоницу ни в храм, ни на кладбище, как ему правильно молиться дома?

– Смотря о ком идет речь. Если у человека есть опыт регулярной молитвы, то согласно уставу Церкви можно почитать литию. Если такового опыта нет (так сложилось, что человек не молился и не молится), но есть желание помолиться (что очень похвально), то может быть несколько вариантов. Во-первых, мы живем во времена, когда нет дефицита информации, в Интернете можно найти последование литии и прочитать. Если же все это кажется сложным, то можно помолиться своими словами или хотя бы кратко: «Господи, помилуй». Господь примет эту молитву как полноценную, взирая на сердце и помышления этого человека.

– «Радоница» созвучна слову «радость», возможно, даже происходит от него. Чему радоваться в день поминовения? Почему нельзя сильно горевать, убиваться?

– Конечно, слово «Радоница», или «Радуница», имеет общий корень с «радостью». Это слово унаследовано от языческой культуры, Церковь не стала его заменять, лишь внесла коррективы в то, как должно отмечать этот день. До крещения на Руси Радуницу праздновали точно так же, как языческие народы Римской империи: с тризнами, возливаниями, приношениями снеди на кладбище.

С христианством у этого праздника появляется новый смысл: мы радуемся победе жизни над смертью, Воскресению Христову и делимся этой радостью с теми, кто ожидает Второго Пришествия Христова и всеобщего воскресения.

У христианина вообще нет дней для горести. Мы должны всегда радоваться, за все благодарить и непрестанно молиться.

– Благодарю Вас, отец Владимир! Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​