О земном и о небесном. Психология и ее роль в Церкви

31 марта 2025 г.

Продолжая тему нашей предыдущей программы, поговорим сегодня о психологии и ее роли в Церкви. Нужно ли священнику обладать базовыми знаниями психологии, узнаем у преподавателя отделения теологии Пятигорского госуниверситета священника Владимира Зегнуна

Отец Владимир, каждый священник, тем более духовник, в некотором смысле психолог. Нужны ли ему специальные знания или, может быть, это общечеловеческое умение понимать, слушать?

 Все люди разные. У некоторых людей есть особые дарования от Господа, чувствительность, эмпатия особо развита. И эти люди, часто не обладая какими-то особыми знаниями, чувствуют, что нужно сказать, когда нужно сказать, каким образом поддержать человека, попавшего в ту или иную жизненную ситуацию. И без каких-то дополнительных знаний в области психологии они могут принести пользу большому количеству людей. Но не у всех такие дарования есть. Поэтому, конечно, знания в любом случае необходимы. В комплекс мер подготовки священнослужителей в семинариях, в Церкви в целом, входят, конечно, и основы психологической науки, они преподаются студентам в духовных школах. Но не для того, чтобы выпустить психологов. Просто без знания этого минимума, некоторой базы, невозможно в современных условиях пастырское душепопечение. И не в том смысле, что мы каким-то образом зависимы, нет. Просто форма общения в Церкви соответствует форме общения и вне Церкви. Люди, наполняющие Церковь, приходят туда со своими переживаниями, со своими взглядами на те или иные вопросы, с определенным багажом. И они ожидают услышать ответы на интересующие их вопросы на понятном и доступном языке. 

Очевидно, что сегодня психология весьма популярна, но бытовая, скажем так, психология. Зайди в любой книжный магазин  там несколько стеллажей будет заполнено какими-то книжками с не научной, а бытовой психологией, затрагивающей различные сферы жизни. И если подобной литературы так много, значит, она востребована, ее читают, и у людей формируется некое представление о жизни. И поэтому сегодня мы должны предложить такой ответ, который будет правильно воспринят людьми. То есть мы должны говорить на том же языке, на котором нам был задан вопрос. Это очевидно.

Раньше, до революции, а если быть точным до 1918 года, в духовных школах психология была обязательным предметом, ее изучали в семинариях. После революции многих семинарий не стало, многие семинарии были закрыты.  Длительное время был пробел психологического образования, я имею в виду в контексте духовных школ. А когда семинарии вновь стали открывать, то возник вопрос о том, чтобы вернуть туда и преподавание психологии. Но за этот промежуток времени светская психология шагнула далеко вперед, методология была измена, появились новые методы диагностирования и решения тех или иных проблем. Но, так скажем, церковная психология длительное время не развивалась.

Сегодня, слава Богу, в духовных школах преподается психология, то есть на каком-то базовом уровне выпускники духовных школ понимают эту науку и могут использовать некоторые ее приемы.

На факультете теологии, кстати, тоже преподают психологию?

 Все зависит от специализации. Где-то преподают, где-то нет. Но здесь вопрос стоит так: для священнослужителей важна или нет психология? Нужна или не нужна?  Могут быть разные ответы на этот вопрос, все зависит от человека, который будет на него отвечать. Кто-то скажет: «Нет, психология вредна». Почему так человек думает? А потому, что под психологией он понимает не действительно квалифицированную помощь, а условно те самые книжки по бытовой психологии. Или же под психологами он понимает людей, которые в Интернете купили сорокачасовой курс, посмотрели несколько мотивационных видеороликов и стали психологами или еще какими-нибудь сетевыми помощниками человечества. В этом смысле да, наверное, такая психология очень вредна. Но это и не психология, вот в чем дело.

Другой человек скажет, что психология очень важна, и без психологии пастырю вообще никуда. Это тоже перегиб. Нужно какой-то золотой середины придерживаться.

 Здоровый баланс должен быть.

Скорее всего, компетенции, которые приобретает психолог за время своего обучения, это инструмент. А если ты овладел каким-то инструментом, то это большой плюс для той деятельности, которую ты осуществляешь.

 Отец Владимир, у священников ведь тоже есть своя специализация? Скажем, для служения в больничных храмах или для служения в зоне боевых действий требуется какая-то узкопрофильная подготовка? Или общих, базовых знаний достаточно?

 Начнем с того, что когда готовят пастырей в духовных школах, то там готовят некого усредненного священника, универсального солдата, который мог бы на любом месте своего служения принести пользу. Но очевидно, что если кто-то обладает определенными дарованиями от Господа, имеет какие-то знания, то Церковь направляет этого человека на решение тех задач, которые ему близки. Как правило, это находится в ведении архиерея. Архиерей, определяя то или иное послушание священнослужителю, естественно, смотрит на этого человека, беседует с ним, может быть, советуется с его духовником для того, чтобы человек мог принести действительно большую пользу в том служении, на которое он будет поставлен.

То есть, условно говоря, если кто-то, обучаясь на втором курсе семинарии, понимает, что его призвание быть полковым священником, капелланом, то он уделяет большое внимание общей физической подготовке. Помимо изучения богословских дисциплин он узнает армейский быт, общается с теми, кто служит. Еще до того, как рукоположиться, он общается или с полковым священником, или с военнослужащими и действительно приобретает определенные навыки. У него есть опыт, который мог бы пригодиться ему для несения своего служения в будущем. Наверное, очень странно такого человека ставить преподавать пятилетним детям младшей группы воскресной школы.

И, наоборот, есть люди, которые эмпатичны, они готовы переживать чужую боль как собственную, готовы помочь ближнему, и в этом находят для себя духовное утешение. Очевидно, что таким людям можно было бы заниматься, помимо непосредственно пастырской работы, еще и какой-то формой социального служения. Например, создать при храме какую-то волонтерскую группу или же служить в больничном храме, посещать больных, участвовать в их жизни и словом, и молитвой, поддерживать их. 

В этом смысле специализация, конечно, есть, но это не значит, что мы мальчиков, поступающих в семинарию, подвергаем какому-то тесту и начинаем натаскивать, как сегодня принято говорить, на решение определенных задач. Нет, это все зависит от тех внутренних дарований, которые человек приобрел. Хорошо, когда есть возможность реализовать эти дарования, полученные от Господа, в своем служении.

 Сейчас вообще стало очень модным обращаться к психологам по любому поводу. Поговорить по душам, посоветоваться. Почему-то кажется, что психолог поможет найти какой-то ключ от будущей счастливой жизни. Детей стало модно тестировать профессиональную ориентацию и так далее. В православии как к этому относятся? И где та грань между пользой и духовным вредом?

 Самое важное, что мы должны сказать о православии, это то, что прежде всего предметом размышления Церкви является все-таки человеческая душа. Что же касается различных форм общения людей, например, с психологом, то если людям эта поддержка, помощь нужна, то, наверное, хорошо, что они идут за этой поддержкой. Но тут нужно смотреть на причину. В чем причина того, что появляется такой спрос, такая потребность в подобных услугах? Во-первых, мы видим, что человек в современном мире, как правило, одинок. Раньше в семье было много людей, все жили вместе, участвовали в жизни друг друга, всегда было с кем поговорить, было кому тебя поддержать, кому наставить на путь истинный. Сегодня среднестатистическая семья состоит из одного человека. Этот человек трудится, большое количество времени проводит на работе, у него один или два выходных дня, в которые ему попросту лень встречаться, общаться с кем-то. К сожалению, такой образ жизни приводит человеку к тому, что в какой-то момент он осознает: он глубоко несчастен и ему не с кем просто поговорить.

В этом случае находятся люди, которые готовы его выслушать. Могут ли они быть заменой друзьям, родным, близким? Нет, не могут. Но если ничего другого нет, то это остается единственным и последним средством; как говорится, лучшим средством. Но лучшим  не значит хорошим. Это значит, что все остальные хуже. Для того чтобы этого не было, у человека должен быть налажен не только быт, но и его внутренняя жизнь. Это и богообщение, молитва, участие в богослужении, опять-таки социальная жизнь, встречи, семья, друзья. Все это важно для внутреннего мира человека. Если человека этого лишить, то у него появляются проблемы, с которыми нужно разбираться.

А второе, что тоже очень важно, какова компетентность людей, к которым обращаются? Если человеку нужно просто с кем-то поговорить, то с такой психологией может справиться и сосед по гаражу.

  Сейчас стало модным в поисках ключей от лучшей жизни прибегать к популярным психологическим практикам (таким, как трансерфинг реальности или другим методикам работы с подсознанием). Это, наверное, чревато последствиями?

Кто эти люди, которые рекомендуют тебе что-то в жизни поменять? Когда речь идет о реальной проблеме, психологическом или, не дай Бог, психическом расстройстве, то такой человек болен, ему нужна помощь специалиста, врача, человека, обладающего нужными знаниями. И у этого специалиста должен быть диплом, должно быть разрешение на практику. Это должен быть человек, который готов нести ответственность за то, что он скажет или сделает. А если это, повторимся, человек, который 40-часовой курс в Интернете прослушал, у него есть PDF-файл, в котором написано, что он прослушал курс лекций по психологии? Всевозможные как врачебные, так и психологические практики должны быть только в рамках, регламентированных законодательством. Это должен быть специалист.

Если же мы говорим о священнике и душепопечении, то и у священника тоже есть некоторые ограничения. Когда священник пытается разобраться в той или иной духовной проблеме человека, отвечает на те или иные вопросы, то если он видит, что здесь вопрос не духовный, а надо уже обратиться к специалисту,  он направляет человека к такому специалисту.

Задача священника – участие, совместная молитва, добрый совет, направленный на то, чтобы обратить внимание человека на причину его проблемы. Но никак не лечение этой проблемы. Должно быть некое соработничество и специалистов-психологов, и психиатров, и священнослужителей.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X