О земном и о небесном. Психическое здоровье

10 октября 2022 г.

Сегодня поговорим о психическом здоровье. Дата в календаре установлена не случайно − осень, эмоциональное выгорание, хандра. Опять же в непростое, стрессовое время живем: пандемия, спецоперация. Люди особо эмоциональные постоянно на взводе, а хочется покоя, блаженства, безмятежности.

Что такое блаженство вообще, каково быть блаженным и что это за состояние с точки зрения психиатрии, обсудим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

− Пребывать в состоянии блаженства − хорошо это или плохо?

− Давайте, как говорят ученые, определимся с терминами. Если мы говорим о блаженстве как причастности благодати Божией, то, конечно, это состояние является целью для каждого православного христианина. Не зря заповеди, которые Христос дает в самом начале Нагорной проповеди, именуются заповедями блаженств: Блаженны нищие духом… Блаженны милостивые… Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… И так далее.

Господь перечисляет те состояния, которые ведут нас к блаженству – причастности благодати Божией. Если же мы под этим состоянием понимаем что-то другое − здесь нужно смотреть внимательно, что мы имеем в виду. Для христианина блаженство − это причастность благодати Божией, достичь этого можно только одним способом: соблюдая те заповеди, о которых говорит Господь Иисус Христос. Он Сам же сокращает эти заповеди до двух, говоря: чтобы быть со Христом, с Богом, нужно любить Бога и любить ближнего, как самого себя.

− Все-таки как понять: человек пребывает в состоянии блаженства потому, что это благодать от Господа, или это какое-то состояние, которое требует помощи специалиста?

− По плодам их узнаете их. Если человек посвятил свою жизнь Богу, всю свою жизнь пребывает в молитве, учится любить ближних, совершает подвиг христианский, или, по-славянски, подвизается в монастыре или в миру, постоянно бывает причастником Святых Христовых Таин, исповедуется, то мы можем в нем подозревать некое действие благодати Божией.

Если мы видим человека, который совершенно чужд такому аскетическому образу жизни, не заботится о своем духовном состоянии, не знает, что такое исповедь и причастие, при этом говорит, что он находится в блаженном состоянии, более того − за небольшую плату предлагает всем с ним в это блаженное состояние проследовать, то ко Христу и настоящему блаженству в Господе это, конечно, не имеет отношения.

На первый взгляд, отличить такого человека достаточно сложно, но тест довольно прост: нужно попробовать этого человека затронуть. Что у человека внутри, то из него и выльется. Если из человека выльется мир, долготерпение, милосердие, кротость − те плоды благодати Святого Духа, о которых говорит апостол Павел в гимне любви, значит, это действительно практически святой. А если на вас изольется гордость, высокомерие, гнев, раздражительность, обида, зависть − понятно, что это не то блаженство, о котором мы мечтаем.

− Расскажите о самых известных блаженных в православии. Много ли их?

− Подвиг юродства Христа ради, то есть отказа от общепринятого разумного поведения, от некоторых общепринятых норм, общепринятого образа жизни (именно юродивых часто называли блаженными), подвиг собственно блаженства довольно редкий, поскольку один из самых трудных. Самые известные такие люди − Василий Блаженный, именем которого мы называем Покровский собор на Красной площади, из более поздних времен Ксения Петербургская и Матрона Московская.

Это самые известные блаженные. Они разные: кто-то больше похож на древнего библейского пророка, как Василий Блаженный, кто-то ближе к нам по образу жизни, как Матрона Московская. Но эти люди отличаются по образу жизни, по образу мысли, по образу поведения от общепринятых тогда, когда они жили, стандартов. В них народ Божий видит ту благодать, которую каждый христианин ищет как цель своего земного существования. Ведь мы стремимся в вечность с Богом, а для этого нужно здесь научиться стяжать благодать.

− Скажите, какие чудеса связаны с этими блаженными? Взять, допустим, Ксению Петербургскую.

− Очень разные чудеса. Блаженная Ксения помогала исцелению больных, тайно помогала постройке храма, иногда помогала даже и в устройстве каких-то житейских дел. Прежде всего, Ксении Петербургской и сейчас молятся о даровании детей. Если супружеская пара долгое время не может родить детей, а очень хочет этого, они идут к Ксении Петербургской, молятся, просят. Я знаю не один случай, когда по молитвам блаженной Ксении Господь и до сих пор дарит таким парам детей.

− Скажите, есть ли блаженные в наши дни?

− Блаженных хватает. Вопрос только в том, Христа ради они блаженствуют или просто блажат. Можно еще находиться в тяжелом состоянии духовной прелести, когда мы думаем, что блаженны…

Те, кто о себе высоко думает (что достиг чего-то в духовном плане), − это люди, о которых мы говорим, что они находятся в духовном прельщении, или духовной прелести (на славянском языке). Эти люди блажат вовсе не Христа ради − это люди, которых мы называем лжестарцами или младостарцами, иногда называем и церковными раскольниками, они ведут людей не ко Христу, а к себе.

Верный признак такого «гуру» от православия, когда человек говорит своим последователям: «Только у нас самое правильное православие. В другом месте православие не такое, там батюшки бороду стригут и вообще они неправильные, толстые, худые, косые, хромые, не такие». Это и есть первый признак такого «гуруизма», блаженства не во Христе, а опасного духовного состояния.

− Похоже на некую форму психического расстройства, что-то даже вроде мании величия, может быть?

− К сожалению, психические расстройства и духовные болезни очень близки. В древности их вовсе не различали, считая каждого психически больного человека одержимым бесами. Надо сказать, что и внешние проявления духовных болезней и болезней душевных, то есть болезней духа и болезней эмоциональной сферы, схожи, потому что душа заболевает целиком. Поэтому Вы правы в том, что духовная прелесть очень похожа на манию величия.

− Всем нам известны святые блаженные, о которых мы с Вами ранее говорили. С точки зрения психиатрии здоровыми ли они были людьми? Или это тоже некая форма отклонения?

− Я не психиатр, чтобы ставить диагнозы, но могу сказать, что с точки зрения церковной они вполне здоровы, потому что их поведение было продиктовано не расстройством психики, органическим или приобретенным, а сознательно сделанным выбором того или иного образа мыслей, образа жизни.

Можно, конечно, сказать, что состояние Ксении Петербургской было вызвано большим горем по поводу смерти мужа (она какое-то время именовала себя его именем и отчеством, носила его мундир), можно говорить, что это глубокое расстройство психики и говорить о каких-то психических проявлениях. Но дальше мы видим, что, оказывается, этот образ жизни был сознательно избран человеком – за эпатажными (как бы мы сейчас сказали) формами повседневной жизни скрывалась глубокая духовная мудрость, глубокая молитва, общение с Богом и желание помочь людям.

Человек, который болеет психически, как правило, беден эмоционально. Поражается прежде всего ведь не разум, а сердце, чувство. Любой психически нездоровый человек эмоционально замкнут на себе. Любой святой человек открыт миру. Он думает о других людях, молится о них, беспокоится, заботится.

Первый признак отличия, является человек святым или психически больным, в том, зациклен он на себе, своих эмоциях, чувствах, переживаниях или принимает во внимание других: любит их, беспокоится о них, заботится, переживает и молится о них. Это, мне кажется, достаточно надежный индикатор.

− А как Церковь относится к блаженным людям? К странным, не таким, как все.

− В обществе, как Вы в начале программы справедливо упомянули, сейчас очень тяжелая, сложная ситуация. В храмах находят утешение разные люди, в том числе находящиеся в сложных эмоциональных состояниях, в пограничных психических состояниях. Иногда действительно им нужна не только духовная поддержка и помощь священника, но и врачебная помощь специалиста.

Здесь священник – конечно, особенно опытный – видит состояние психики человека и в меру своих возможностей и сил старается направить такого человека к профессионалам. Никогда нормальный священник не возьмет на себя функции врача и не попытается сказать: попей святой водички – и пройдет.

Нужно четко отличать духовную одержимость от психической болезни, поражения нервной системы или головного мозга. Если с первым справляется Церковь Божия, то, видя другие медицинские проявления, любой священник всегда старается человека успокоить, утешить и, если это необходимо, подсказать, что нужно обратиться к психологу (для начала), а потом уже, может, к врачу.

− Время действительно очень сложное. Как священники советуют вести себя в этот период, как сохранить свое психическое здоровье?

− Сохранение психического здоровья человека, как и физического, заключается в том, чтобы человек имел смысл жизни. Мы с Вами как-то беседовали о мраке как форме болезни и говорили тогда о том, что главным способом победить болезнь является обретение смысла жизни – когда у человека есть для кого и для чего жить. Он преодолевает даже тяжелую и плохо излечимую (особенно на поздних стадиях) болезнь.

Если у нас есть для кого жить, есть цель, смысл жизни, тогда мы вполне способны дозировать информационный поток, который является главным генератором наших эмоциональных состояний. Мы вполне в состоянии переключить свое внимание с постоянно тревожного новостного фона на наши повседневные житейские заботы, хлопоты – детей, внуков, молитву, помощь ближним, чтобы свою тревогу, которую постоянно подогревают различные источники информации, претворить в нечто реальное. Тогда она не станет нас терзать.

− В сложное время это действительно индикатор человечности. Много ли людей приходит в храм, чтобы помочь другим?

− Да. Многие люди приходят в храм, чтобы попросить помощи и помочь. Другое дело, что многие люди стесняются и попросить, и предложить помощь. Роль священника заключается в том, чтобы просто сказать: «Дорогие братья и сестры! У нас есть такой-то человек, который нуждается в помощи». Или: «У нас есть такая возможность помочь. Мы можем вас накормить, у нас есть одежда, из которой вы можете что-то выбрать для себя и забрать домой, если это вам нужно».

Церковь выступает самым массовым в России организатором благотворительности. Собственно, сложная и стрессовая ситуация − это не столько индикатор, сколько катализатор состояния человека. Стресс проявляется в человеке как лучшее, так и худшее. Дай Бог, чтобы в нас проявлялось только лучшее.

− Полностью с Вами согласна. Свое психическое здоровье нужно беречь, заботиться об этом.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать