О земном и о небесном. Праздники 4 и 7 ноября

7 ноября 2022 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Сразу две исторические даты вспоминаются 7 ноября: день Октябрьской социалистической революции и военный парад 1941 года на Красной площади в Москве. Это уже давно часть истории. Второе десятилетие мы празднуем День народного единства 4 ноября. Обо всех этих праздниках и исторических параллелях поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

− Долгие десятилетия, с 1918 года, 7 ноября был чуть ли не главным государственным праздником нашей страны − «красным днем календаря». Для людей в этот день устраивали демонстрации и парады, а ведь в памяти еще были очень свежи и годы братоубийственной войны, и кровавого террора, жесточайших гонений на Церковь, казачество. Что все-таки тогда мы отмечали? Торжество идеологии над массами?

− Стоит сказать, что для каждого человека, жившего тогда, складывалось несколько параллелей этого дня. С одной стороны, это один из государственных выходных, когда можно было встретиться со своими знакомыми, близкими людьми. С человеческой точки зрения это понятно, потому что и сейчас, когда у нас какие-то особо важные даты в государстве, вспоминают историю, мы собираемся все вместе на главных местах городов и сел. В то же время тогда это был не просто один из дней празднования. Это было торжество победы Октябрьской социалистической революции в нашей стране. Долгие годы, вплоть до 1941 года, советская власть пыталась показать и продемонстрировать, что наступила новая эпоха, которая была связана с потерей исторической Святой Руси, когда на смену духовно-нравственным ценностям пришла идеология, что подогревалась советскими властями и внедрялась в историческую подкорку каждого человека.

Мы должны понять вот что: для людей той эпохи мало значило это событие с точки зрения победы революции. Здесь была подоплека замены всего того культурного наследия, которое складывалось столетиями. На смену крестин пришли октябрины, на смену крестных ходов пришли митинги и демонстрации, на место Бога пришла советская власть. Но 1941 год и начало Великой Отечественной войны все поставили на свои места. С того момента парад 7 ноября стал не просто датой победы чего-то над чем-то, а стал символом начала победы над немецко-фашистскими захватчиками.

− Но ведь нельзя забывать тот жуткий факт, что более двенадцати миллионов человек в нашей стране в годы советской власти были жесточайшим образом уничтожены, репрессированы, отправлены в лагеря. Жесточайшим гонениям подвергалась и Церковь. Искоренялась духовная культура, уничтожались реликвии, ценности, иконы. Как все-таки Церкви удалось выстоять и сохранить величайшую православную культуру, тот пласт, который был до этого времени?

− Во-первых, мы вспоминаем исторически, что значила для нас наша страна до революции. Здесь надо оговориться, что несколько лет назад указом священноначалия мы каждый год перед 7 ноября (в конце октября) в ближайшее воскресенье Божественными литургиями, на панихидах молитвенно вспоминаем, молимся за упокой всех репрессированных людей нашего Отечества того времени. Мы молимся не только о наших священнослужителях и мирянах, которые пострадали за веру, за Церковь − молимся за всех, кто был репрессирован и убит. Но когда мы говорим о репрессиях, о лагерях, нужно сказать: да, были репрессированы и ученые, и учителя, и работники культуры, не только церковные люди по религиозным соображениям были уничтожены, но еще диссиденты; возможно, были и военные преступники. В камере на несколько десятков человек содержались все. Мы подчеркиваем: все остальные представители институтов нашей страны все-таки оставались. Это были какие-то единицы, возможно, десятки людей из их числа. А Церковь уничтожалась полностью и вся − поголовно сажались в тюрьмы и священники, и архиереи. Не только во время репрессий 30-х годов, после войны это продолжилось.

Те же самые хрущевские гонения. Отчего мы их называем временем холодной оттепели? Когда из лагерей и тюрем начали освобождаться политзаключенные, на Церковь гонения продолжались. Возможно, не так кроваво, как было в 30-е годы, но гонения имели место. В то же время мы видим, что Церковь выстояла, даже несмотря на такое жесткое давление со стороны власти, продолжала жить, не оставила свою страну, с какой бы плохой стороны она себя ни показала. В годы Великой Отечественной войны и в дальнейшем Церковь осталась вместе со своей страной. Это говорит о том, что Церковь не забывала о том, что всегда должна оставаться со своим народом, даже на этот исторический момент отвернувшимся от нее, не помнящим своего родства, своей культуры, даже уничтожающим все эти постулаты. Церковь все равно осталась верна своему народу. Возрождение происходит и начинается с духовной составляющей людей: не с озлобленности, не с жажды мести, а, наоборот, с милосердия и сострадания.

− Но ведь, как Вы верно подметили ранее, ни одно историческое событие нельзя трактовать однозначно. В период советской власти наступила столь нужная тогда стране эпоха индустриализации, люди труда получили так называемое социальное равенство, доступным стало и образование. Неужели нельзя было всего этого достичь, минуя кровавый террор?

− Конечно, можно было, но люди, которые стояли за началом революции и затем гражданской войны, не представляли, что Церковь − это гарант нравственности, совести нашей страны и нации, поэтому Церковь не могла оставаться в нашем государстве − она была вырезана. Многие духовные, нравственные институты, убеждения заменились на идеологию, не всегда, к сожалению, правильную для наших граждан, но тем не менее существовавшую в то время.

− Заменялись в календаре и даты, и праздники. С 1999 года 7 ноября отмечали уже не как день Октябрьской социалистической революции, вспоминали события парада на Красной площади, называли этот день уже днем воинской славы. С чем это было связано и почему?

− В период перестройки все шло к тому, что наша страна вдруг начала переформатироваться, обществу были предложены другие темы. Если раньше часто говорилось о нашем подвиге в годы Великой Отечественной войны и противостоянии с западным миром, то уже тогда, на рубеже эпох, стали популярными темы сталинских репрессий, кровавых терроров советской власти, что подогревало переход от советского общества к новому обществу и разделению Советского Союза вообще. Мы должны помнить о том, что любое общество зиждется на каких-то постулатах. При Борисе Николаевиче Ельцине встал вопрос, можно сказать, о полном уничтожении коммунистической партии и всех тех праздников, которые были связаны исторически с Советским Союзом. Это было предложено новой России. Однако это не удалось сделать, потому что в памяти было 7 ноября − дата парада на Красной площади в 1941 году, как и все те достоинства Советского Союза, которые Вы перечислили. Само общество к 1995 году не переставало тосковать по сытой, нормальной, спокойной жизни. Решено было пойти на компромисс. Сначала это был праздник равенства, единения и дружбы, затем с 2005 года, через десять лет, он перешел в другой праздник, который стал отмечаться 4 ноября как День народного единства.

− Ведь он особенно близок Церкви. Именно эта дата почему?

− Во-первых, мы вспоминаем события, которые ближе нам по времени. XX век − это Великая Отечественная война, Первая мировая война. Мы без особого энтузиазма начинаем вспоминать об Отечественной войне 1812 года, особенно о нашем противостоянии с польскими интервентами в 1612 году. До начала XX века эта дата в нашей стране была особенно важной, потому что при царе Михаиле Федоровиче Романове было установлено, что 22 октября (4 ноября по новому стилю) − это дата празднования в Церкви в честь иконы Божией Матери Казанской. Именно с этим образом народное ополчение воевало у стен Новодевичьего монастыря, освобождая Москву. Переход к этой исторической дате дает возможность задуматься о других наших победах, противостояниях, не самых радостных страницах в истории нашей страны. В то же время это восстанавливает историческую справедливость − эта дата всегда особенным образом вспоминалась и в Церкви, и в государстве с 1613 до 1917 года. Затем она была заменена и восстановлена в наши дни, что говорит о том, что мы сохранили память о тех событиях, которые произошли не так давно, и начали вспоминать о том, что происходило четыре столетия назад.

− Особенно, наверное, сегодня, в наше непростое время, во время спецоперации, когда сразу в нескольких регионах страны объявлено военное положение, этот праздник − День народного единства, день Казанской иконы Божией Матери − обретает особое значение.

− Да. Всегда, начиная с 2005 года, в этот день наш президент встречается с людьми, которые особо потрудились за год, возлагает цветы к памятнику Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому на Красной площади − это уже незаменимые традиции, которые стали постоянными. Концерты, митинги возможные. Но Церковь − это всегда богослужение и память о тех героях, в том числе и о патриархе Гермогене, который благословил ополчение. Благодаря его посланиям удалось все это осуществить. Но мы не должны забывать, что сегодня непростое время в нашей стране. День народного единства − не какой-то выходной день, когда можно попраздновать и побыть на концертах, но время, которое сейчас многие используют, чтобы собрать деньги, помочь семьям мобилизованных граждан, тех, кто выполняет свой долг на передовой. Мы не должны забывать о наших героях. И Церковь, и государство вместе, как и семьдесят пять лет назад, должны сплотиться, чтобы вместе отразить атаку и угрозу для нашей страны.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать