− Кем была бабушка Господа, почему ее называют праведной?
− Она была представительницей почтенного семейства. Это, если можно так сказать, хрестоматийный пример еврейской праведницы дохристианской эпохи. Она, как и ее супруг, является представителем достойного рода. Они являют собой семью, которую можно было бы назвать идеальной, примером для окружающих, если бы не одна серьезная, существенная проблема. А именно: древние относились с огромным пиететом к обязанности родительства. Потому рождение детей воспринималось не только как высокая ответственность, но и как проявление подлинного служения Богу. В иудейской традиции существовала идея о необходимости брачных уз и, как следствие, рождения детей. Это возводилось к тому, что Бог повелел всему живому плодиться и размножаться, наполнять всю землю. А также это повеление Божие освящалось идеей обетования о том, что в народе Божием, из среды избранного народа, явится Мессия (как они говорили, Машиах).
Ввиду этого каждый человек (особенно если мы говорим о мужчине) стремился жениться, чтобы в его семье родилось как можно больше детей. Это повышало шансы, что именно из твоего рода произойдет обещанный Богом Избавитель. Поэтому недостаток семьи Анны и Иоакима был весьма существенным − они не имели детей. Народная интерпретация слова Божия (как правило, это и сегодня мы можем наблюдать) всегда все упрощает и подавляет того, кто каким-то образом отличается. Здесь примерно то же самое: люди видели в бездетном браке особый знак, что, вероятнее всего, муж и жена недостойны, может быть, у них есть какой-то грех, вина перед Богом, что они не могут получить радости, благословения от Бога родить ребенка.
Подробно об Иоакиме и Анне мы знаем только из Церковного Предания, которое восходит к неканоническим произведениям, апокрифическим текстам, прежде всего к известному апокрифу, который явился собранием рассказов о событиях, предыдущих перед Рождеством Христовым, из Протоевангелия Иакова (так этот текст называется). Из этой книги мы узнаем о том, что Иоаким и Анна были очень достойными людьми, состоятельными, вели праведный образ жизни, являясь примером для многих современников. И для нас сегодня могли бы явиться отличным примером супружеской жизни. Одно лишь омрачало их брак − отсутствие ребенка. Мы обычно вспоминаем эти события в контексте Рождества Пречистой Владычицы нашей Богородицы − это история о том, как Иоаким не смог принести жертвы в праздничный день ввиду того, что первосвященник (или старейшина священнической череды) увидел в нем некое недостоинство, что он не имеет ребенка. Такой же, как и он, обычный человек, пришедший в храм принести жертвы, укорил его: «Как же ты впереди меня пытаешься принести жертву, ведь у тебя даже нет детей? У тебя нет наследия в Израиле. Ты не видишь своего наследия в Израиле».
Праведная Анна молится и скорбит, Иоаким уходит (даже не хочет вернуться в свой дом), идет в пустыню и там молится в уединении, пока не получает особое благословение от Бога с обещанием, что от их брака родится Та, в Которой благословятся все народы.
− Ведь если верить Преданию, родителями Иоаким и Анна стали в весьма преклонном возрасте?
− Да, они были пожилыми людьми, и это усугубляло, во-первых, их отчаяние, но, во-вторых, проявление Божественного замысла становится более ярким.
− Какую роль сыграли родители в воспитании будущей Богородицы? Ведь в родительском доме, насколько известно, Она прожила три года.
− Во-первых, важно, и для людей древности это было важнее, чем для нас сегодня (немножко контекст культурный сместился со временем): они были праведными людьми. Этим они повлияли на Ее воспитание. Пречистая Владычица рождается от праведных родителей. В ранней Церкви размышляли многие (в том числе и святые отцы) о том, что как земные цари облачаются в златотканые материи, так и Небесный Царь желал облачиться не просто в обыденную одежду, но в особую, которая бы отличала Его. Потому Пречистая Владычица Богородица, от Которой Он рождается, готовится особым образом − рождается от праведных, святых людей. Господь избирает их по их праведности.
Что же касается их влияния на развитие личности ребенка, то, конечно, у нас других источников нет, нежели Предание, но даже если мы смотрим на Предание, то видим, что они исполняют обещанное, обет, данный им пред Богом, потому еще в раннем детстве Мария отправляется в Иерусалимский храм и при храме воспитывается. Потому участия в Ее воспитании, очевидно, они не так много смогли принять, но смогли сделать все то, что было необходимо. А это именно добрый, положительный пример и доверие Божественному Промыслу. Господь все устроил в соответствии со Своим замыслом. Главная задача человека в этом Божественном замысле − не противоречить Божественной воле, а исполнять четко и последовательно то, что ему велено.
− Самый главный и интересный вопрос: а внука праведная Анна воспитывала? Что еще известно о ее житии? Если верить католической традиции, после смерти мужа она еще дважды выходила замуж, у нее были и другие дети, она также воспитывала Иисуса.
− Предание говорит: после того как Марию привели в Иерусалимский храм и оставили на воспитание при храме, через два года умирает Иоаким, еще через несколько лет умирает и Анна. Потому Мария была еще совсем маленькой девочкой, когда потеряла родителей. Именно этим обусловлена необходимость Иосифа Обручника − не мужа, а ответственного человека, который мог бы взять Ее на свое попечение. Ведь женщина в античности и в первые века не могла жить сама по себе. Тем более в такой отдаленной провинции, как Палестина. У нее должен был быть некто, кто бы нес за нее ответственность: либо отец, либо брат, либо муж, либо взрослый сын. Поэтому идея о том, что Мария покидает Иерусалимский храм и возвращается в отчий дом, конечно, романтическая и очень занимательная, но она не соответствует истине.
Что касается латинских преданий, действительно существовало такое предание, но даже сама Католическая Церковь еще в XVI веке на Тридентском Соборе осудила эту историю. Она является поздним апокрифом. Людям свойственно придумывать небылицы на интересующие их сюжеты. История о последующих браках Анны − одна из таких.
− Почему житие и успение праведной Анны Православная Церковь так почитает? Правда ли, что она является покровительницей беременных?
− В церковной среде существует некая традиция связывать тех или иных святых угодников Божиих с определенными жизненными ситуациями (условно выражаясь, традиция покровительства). Конечно, нужно здесь дать четкую оговорку: это не вполне так, но это имеет место. Если все расставить по местам, все будет трезво и логично. Действительно, почему мы обращаемся к тем или иным святым? Мы свято верим, что они являются такими же членами Церкви, как и мы (невидимой, Небесной Церкви), и предстоят пред Богом так же, как и мы.
Когда мы находимся в сложной ситуации, у нас какие-то проблемы, для нас абсолютно естественно попросить о помощи друга, дорогого нам человека, знакомого (или, может быть, не очень знакомого, но имеющего определенное влияние или определенные компетенции). Например, заболели родители − мы ищем для них хорошего врача. Если у нас нет такого врача, мы спрашиваем знакомых, просим своих друзей помолиться, но ищем человека, который мог бы нам помочь. Через знакомых, друзей просим некоего ходатайства, чтобы они тоже попросили о нас. Если даже не находим такого человека, просим самих этих людей: «Помолитесь вместе со мной. Поддержите меня в моей молитве, в моей скорби».
Точно так же мы обращаемся и к угодникам Божиим. Они могут молиться о нас. И, естественно, мы обратимся к тому, кто нас чувствует, нас понимает. Поэтому сформировалась традиция обращаться к тем или иным угодникам Божиим, из жития которых мы знаем, что нечто подобное было и в их жизни. Как Господь премудростью Своею все устроил в жизни праведной Анны и наградил ее рождением дочери, точно так же и сегодня многие женщины, да и мужчины, в своем бездетном браке обращаются в молитвах и к праведной Анне с просьбой помолиться о них Богу, поддержать их в страдании, скорби. Но на самом деле христиане прежде всего молятся Богу в тех или иных жизненных ситуациях, хотя просят поддержки у дорогих сердцу людей, в том числе и угодников Божиих.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!