О земном и о небесном. Пасха

4 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наша тема сегодня праздничная – поговорим о Светлой Пасхе Христовой. Мой собеседник заведующий музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиакон Иоанн (Галумов).

Пасха – это праздник победы над смертью. Кстати, почему именно Пасхой называется Светлое Христово Воскресение?

– Мы вспоминаем события Светлого Христова Воскресения, когда это произошло исторически – как раз в дни празднования еврейской пасхи. Христос очень чтил  ветхозаветные предписания и торжества, которые совершались иудейским народом. Однако в это время иудеи хватают нашего Спасителя с помощью римской стражи, потом осуждают Его на смерть, и сама смерть как раз по времени происходит в день пасхи. «Пасха» переводится как «прохождение мимо» – прохождение мимо смерти. Эта параллель между ветхозаветной пасхой и новозаветной Пасхой прослеживается в самом  названии.

– Правда ли, что Иисус Христос тоже праздновал пасху? Что это был за праздник тогда и что судьбоносного было сказано Им ученикам и последователям?

– Священное Евангелие повествует о том, что Христос накануне праздника собрал Своих учеников в Сионской горнице. Это событие впоследствии мы стали именовать Тайной Вечерей. Почему Христос на эту Вечерю, большой праздник, не взял с Собой Пречистую Богородицу, Своих родственников? Можно ответить словами Спасителя, которыми Он уже отвечал на этот вопрос, указывая на апостолов: «Вот Моя семья».

Этим началось празднование ветхозаветной пасхи, которая перелилась потом в нашу новозаветную Пасху. Христос собрал Своих учеников, омыл им ноги и, самое главное, – установил таинство Причастия, Святой Евхаристии. Главные слова, которые Он сказал на этой Вечере, – это слова Святой Евхаристии, впредь произносимые священником за каждой Божественной литургией: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и многие изливаемая во оставление грехов». Это главное событие Тайной Вечери. Оно является прообразом того самого Причастия, которое теперь мы вкушаем. Помимо этого Христос разговаривал со Своими учениками, наставлял их в последний раз перед взятием стражей, поэтому и называется Тайная Вечеря. То есть уже был заговор, фарисеи искали момент заключить Христа под стражу, поэтому нельзя было это событие освещать и делать его массовым, известным.

Христос в последний раз общается искренне со Своими апостолами. Он им говорит очень важные слова: «Я даю вам заповедь новую: да любите друг друга». Эту заповедь Он говорит не только Своим ученикам, но и каждому из нас, что является важной частью жизни каждого православного христианина – любить друг друга. И наконец, что тоже очень важно, когда Христос прощается (в древней традиции существовала практика – когда заканчивалась трапеза, общее собрание, тот, кто возглавлял трапезу, говорил: «Мир вам»), Он говорит: «Я оставляю вас в мире, Я даю вам мир». Под миром Он подразумевал, конечно, мир в душах апостолов, потому что для них он был очень важен перед тем, как их любимого Учителя взяли под стражу. Они, можно сказать, остались маловерными, потому что не пошли за Ним на Голгофу, разбежались в страхе. Но в то же время Христос имел в виду в словах «даю вам мир» – тот мир, который мы подразумеваем, мир человеческий. Вскоре они станут ловцами человеков, великими проповедниками Христовой истины и Божественного Евангелия. Наверное, это самая главная ветхозаветная пасха, которую отпраздновал Христос в то время со Своими учениками.

– В светлый праздник Пасхи все мы вспоминаем Воскресение Спасителя. Давайте еще раз напомним нашим зрителям, слушателям, как произошло это чудо. Вспомним события этого дня.

– На третий день после смерти Спасителя ученицы Христа жены-мироносицы (как мы их впоследствии будем называть) пришли к закрытому гробу. Об этом повествует Священное Писание Нового Завета, Евангелие. Они пришли с ароматами, чтобы помазать Его тело. Зайдя туда, они увидели сидящего в блистающих одеждах ангела, который сказал: «Что вы ищете Живого среди мертвых? Идите и проповедуйте весть всему миру». Христос вечером явился Своим ученикам, кроме Фомы, и тоже сказал им: «Я с вами, Я воскрес, проповедуйте эту благую весть».

– Не секрет, что в природе людей все подвергать сомнению, так и с Воскресением. Известно, что представлялось якобы несколько правдоподобных версий, как могло произойти это чудо: что Христос или не умер на Кресте, или у учеников возникли галлюцинации, или произошло что-то еще, что история Воскресения – это легенда. Прошло уже две тысячи лет. Ученые всего мира пытались найти реальные доказательства Воскресения. Что-то сейчас известно; может быть, нашли какое-то подтверждение, есть ли какие-то факты?

– С момента Воскресения Христова сразу же начались такие сомнения, потому что иудеи, не веря в это чудесное событие, все свои силы приложили к тому, чтобы никто в это не поверил. Они пытались удушить распространяемую веру, что Христос воскрес. Они, конечно, не могли сопротивляться историческим данным, что Христос проповедовал, исцелял, ходил по земле, был действительной исторической Личностью, Человеком. В то же время они все силы приложили к тому, чтобы в событие Воскресения Христова никто не поверил. Но вот парадокс: чем больше они прилагали этих усилий, тем больше людей убеждались в достоверности этого события. Пытались всеми силами через Понтия Пилата, римских стражников запугать и апостолов, и других людей, которые видели Христа, являвшегося им уже по Воскресении.

Мы говорим не только о Евангелиях, где описано событие Воскресения Христова. Но еще мы знаем яркие свидетельства почти современника Спасителя известного историка Иосифа Флавия, который писал в своем трактате «Иудейские древности» о том, что действительно Христос жил, проповедовал, Его распяли на Кресте, но через три дня Он явился вновь Своим ученикам и предстал перед ними живым. Уже впоследствии биограф Понтия Пилата рассказывает, что ему передали исторические свидетельства, как стражники, сторожившие гроб Спасителя, услышали гром, увидели некоего сияющего человека и с ужасом, со словами «открылся, открылся» (имеется в виду камень) – покинули это место. Хотя не должны были покидать, они сторожили гроб, потому что боялись, что ученики Христа вынесут Его тело. Следовательно,  напрашивается такой вопрос: почему никто из современников не нашел тело Христа? Куда оно пропало? Если бы хотели это оспорить, то, естественно, надо было найти тело – его нет. Потому что Христос воскрес. Действительно, есть среди скептиков утверждение, что у апостолов была некая галлюцинация, а Христос на самом деле не воскресал, Он являлся в виде призрака, но это не могло быть массовым помешательством всех апостолов и других людей. Это было тоже свидетельством, что Христос воскрес. И, наконец, самым главным свидетельством является вера и проповедь, дела апостолов и других видных христиан, которых мы сейчас прославляем в лике святых.

– То есть можно смело утверждать, что факт Воскресения является неоспоримым?

– Для нас, православных христиан, это и так понятно.

– Почему именно перед Пасхой, светлым праздником Воскресения Христа, на особом богослужении в Великую Субботу сходит Благодатный огонь? Что известно об этом феномене? Ведь ученые тоже его исследовали.

– Благодатный огонь для нас, верующих людей, и для всего мира является важной частью пасхальных дней. В Великую Субботу весь мир сосредоточивается на Иерусалимском храме Воскресения Христова, кувуклии, куда входит патриарх Иерусалимский. Вариантов схождения огня за многие столетия, когда он начал сходить, осталось очень много. Самым популярным является то, как огонь сходит и попадает в свечи Святейшему патриарху Иерусалимскому. Пучок из тридцати трех свечей символизирует служение Спасителя в Его земной жизни, свечи впоследствии раздают верующим людям. Есть свидетельство наших русских паломников (путешествие 1835 года) о том, что престарелый иерусалимский митрополит, входя в кувуклию, вскоре выходит с зажженными свечами.

Есть свидетельства о том, что молящиеся в храме (а это огромное количество народа) ждут Благодатного огня. По описаниям, начинается настоящее торжество, потому что люди хотят получить огонь, омыться им – этот огонь первые минуты не обжигает. Благодатный огонь развозится по всему православному миру, передается во все храмы. К вечеру Светлого Христова Воскресения в наше время Благодатный огонь попадает ко всем нам.

Конечно же, неправильно было бы акцентировать внимание именно на Благодатном огне праздника Светлой Пасхи. Как мы знаем, самым главным событием является Сам воскресший Христос. Именно Ему мы поклоняемся, на Него смотрим, с Ним связываем всю свою жизнь. Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным событием в жизни каждого человека в день Светлого Христова Воскресения. Об этом нельзя забывать. Однако и чудо Благодатного огня – это чудо, которое дает нам большую надежду на то, что наш мир и наше человечество еще будут жить. В то же время, по мнению многих ученых, мы пока еще не доказали точно его происхождение, но, слава Богу, огонь сходит, и мы не перестаем радоваться этому чуду.

– Как обычно проходит праздничная служба в храмах и монастырях епархии?

– С радостью – это самый краткий ответ. Люди собираются в храме с большой надеждой и упованием. Видно, как замирает весь храм, все молящиеся перед тем, как священник откроет царские врата и обойдет вокруг храма, подобно женам-мироносицам, которые шли ко гробу Спасителя. Двенадцать часов ночи – это время, когда все человечество замирает до того, когда священник скажет свой первый возглас. Впоследствии храм по-настоящему  преображается:  не само здание, а клир и молящиеся внутри его.

Это очень важно, и для нашей епархии это не остается исключением. У нас живут люди с открытой душой и открытым сердцем, они принимают праздник Воскресения Христова тоже по-особому. Мы не ограничиваемся только пасхальным богослужением и Светлой седмицей, но праздник Пасхи все-таки является самым важным днем в нашей жизни. Мы, по заповеди, по слову Спасителя, которое Он сказал, впервые явившись Своим ученикам («Идите и проповедуйте»), конечно, тоже должны идти к своим родственникам и близким, сообщать, что Христос воскрес. Просто радоваться, одаривать друг друга улыбкой и этим светлым пожеланием.

– Будем радоваться. Христос воскресе!

– Воистину воскресе, дорогие братья и сестры!

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​