О земном и о небесном. Отношение к святыням в сфере протестных событий, происходящих в США

28 июля 2020 г.

Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Тема сегодня непростая – поговорим об отношении к святыням в сфере протестных событий, которые происходят в США.

В Сент-Олбанском соборе (одном из древнейших в Англии) появилась «Тайная Вечеря», но совсем необычная – Иисуса Христа там изобразили темнокожим. А произошло это после того, как глава Англиканской Церкви во всеуслышание объявил, что Иисус Христос был с Ближнего Востока, а значит, Он не был белым.

Владыка, что происходит в мире?

– Во-первых, спасибо за такую злободневную тему.

На поверхности лежит один ответ – это безумство. И безумство заключается не только в факте подобного рода происходящих событий, но и в факте быстрого отрицания, в том числе от собственной культуры. Это говорит о том, что ты, что называется, уже высох в своей земле и тебе обязательно нужно в эту землю привнести что-то новое для собственного роста. То есть ты как бы уже не сын своего народа, не сын своих традиций.

Ведь само по себе изображение, в том числе Господа и Спасителя Христа, всегда в Церкви имело национальный характер. Наверное, никого не удивлю, сказав о том, что в разных Церквах и на разных территориях изображения для лучшего понимания писались с национальными чертами. Но это было узнаваемое изображение.

К примеру, на Святой Земле есть удивительный храм, где собрано колоссальное количество изображений Божией Матери с Младенцем Иисусом. Изображения написаны в разных стилистиках: и в обычной, принятой для нас, и в стиле византийской культуры, западной, восточной культуры, где они изображены в национальных одеждах, в том числе с разным цветом кожи. Но все эти изображения узнаваемы. Несмотря на то, что перед тобой изображение Богоматери не такое, как обычно ты видишь в храмах, ты понимаешь, Кто это.

То, что на этой фреске, вызывает удивление и ужас, потому что в пространство того, что поднимает нас от страстей, вносится совершенно иное. Это как антипод иконы. Вносятся так называемые образы, которые погружают нас в страсти и, говоря современным языком, – в нынешнюю политическую повестку, а не поднимают из этого.

– Протестное движение «Black Lives Matter» («Черные жизни важны») стало волной, которая всколыхнула мир. Активист этого движения, бывший пастор Шон Кинг, в социальных сетях опубликовал такой лозунг (процитирую): «Статуи белого европейца, которого они называют Иисусом, должны быть ниспровергнуты, потому что это форма превосходства белых, и так было всегда. Снести эти статуи». Это призыв к чему? К войне?

– К безумству. К торжеству безумства. Я не могу представить себе Христа, Который призывал бы к каким-то народным движениям в отношении установленной власти. Кстати, мы знаем, что во время земной жизни Господа и Спасителя Христа власть Рима была на всей территории Израиля, и эту власть люди ощущали по-разному, нельзя сказать, что они относились к ней очень хорошо и доброжелательно. Кстати, ведь многие во Христе видели вождя, который поднимет народ и восстановит торжество власти этого народа на этой территории. Но Он всегда говорил о другом. И само пространство Бога среди людей – это пространство того, что освобождает нас от этой страсти.

Этот пастор (уж не знаю, можно ли после таких слов называть его пастором) говорит о том, что совершенно противоречит духу христианства. Апостол в Новом Завете говорит, что во Христе нет ни иудея, ни эллина; то есть нет принадлежащих к той или иной расе, а есть люди, которые через веру во Христа становятся братьями и сестрами. А здесь в братство и сестричество, которое Бог положил в основание нашего общества, привносится выбор и акцентируется внимание: «Ты не можешь быть мне братом или сестрой, потому что мы разного цвета кожи». А дальше что будет? Ты говоришь басом, а ты – каким-то высоким голосом? У тебя цвет волос такой, а у тебя такой? Это разделение. А мы знаем, кому свойственно разделение.

– Почему все эти протестные движения стали так широкомасштабны? И почему именно сейчас?

– Это может для кого-то показаться несколько парадоксальным, но потребление, собственное удовольствие всегда вычеркивают человека из большого общества. Мы об этом часто говорили. Чем чаще повторяется расхожее выражение: «Это не моя проблема», тем меньше человек становится частью реального общества. Когда мне действительно небезразлична жизнь того, кто находится рядом со мной, то я вижу, что человек нуждается, что он заболел, что он гневается или что-то происходит в его семье. Но если мне все становится безразлично и я создаю только собственный комфорт, происходит то, что сейчас происходит. Потому что безразличие по отношению к другим всегда начинает выливаться в ненависть. Сначала мне безразлично, а затем мне уже и не нравится; более того, мне хотелось бы что-то поменять, но не в себе самом, а в тех, которые мне не нравятся.

– Протестующие, мне кажется, сейчас парировали бы, что именно потому, что им небезразлична судьба их нации, они и вышли на улицы.

– Недавно я смотрел один социальный эксперимент: один из американцев вышел с плакатом, где написал, что жизнь каждого имеет значение. И был подвержен колоссальному количеству нападений людей, которые говорили: «Вы забираете наше кредо. Мы не можем с этим согласиться. Нет, именно вот это нужно говорить, а это – вне контекста того, что нам представляется нашей собственной борьбой». Так, оказывается, дело вообще не о жизни, а о том, о чем мы сейчас и говорим.

– Протестующие идут дальше: они снесли десятки памятников различным историческим личностям, которых обвиняют в расизме. На этом фоне прозвучало заявление архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби, который заявил, что требуется внимательно изучить статуи в Кентерберийском соборе и Вестминстерском аббатстве на предмет, стоит ли их оставить. Это трусость?

– Знаете, мне это напоминает семнадцатый год, когда с большой залихватской силой сносились памятники императорам, генералам и в нашем Отечестве. Конечно, нельзя напрямую сравнивать происходящее сегодня в американском обществе с тем, что происходило в нашем, потому что совершенно разные мотивации. Но ведь эта ненависть к своей истории, которую ты ненавидишь потому, что она тебя чему-то учит или к чему-то призывает, говорит скорее о нежелании быть обучаемым и нежелании нести ответственность как представителю этого народа. «Мы до основания все разрушим, а затем  новый мир построим и самим себе дадим поручение на будущее». Но тогда что происходит? Нации больше нет, нация перестает быть нацией.

Конечно, подобного рода дискуссии носят не только характер некой трусости, но говорят еще и о нежелания отвечать поступками, в том числе за ту традицию, которую ты несешь. Священное Писание прямо призывает: будьте в любое время готовы дать ответ о вашем уповании, о вашей вере, о том, кто вы. А здесь вместо ответа начинается такое странное поведение. Мол, давайте лучше поменяем вопросы в задачнике, чтобы и ответ был другим.

– Как в России относятся к этому движению? Что говорят в Русской Православной Церкви?

– Это у всех вызывает обеспокоенность, потому что ненависть всегда порождает ненависть. Мы видим, что все происходящее совершается с жесточайшей ненавистью, с необузданной страстью начиная от простых погромов до публичных избиений людей на улицах. Что это может вызывать? Конечно, не только тревогу. Ведь это как зараза, как болезнь, которая также может перекинуться и на нас, потому что всякого рода противоречий достаточно в любом обществе. Но если решать любые противоречия или исторические вопросы насилием, это породит еще больше проблем.

Поэтому, конечно, наша Русская Православная Церковь за рубежом горячо молится о примирении враждующих. Знаю, что в Русской Зарубежной Церкви совершаются по этому поводу специальные молебны, совершаются крестные ходы со святынями, чтобы Господь даровал благоразумие людям и не дал в эту злобу вовлечь громадное количество людей, все повергнув в хаос.

– А вообще участие в протестах может быть выражением своей точки зрения у христианина?

– Это выражение должно закачиваться там, где начинается свобода другого человека. Когда ты бьешь по лицу другому человеку, ты становишься преступником. Об этом всегда нужно помнить. Ты становишься преступником перед свободой другого человека, перед его личностью, перед его жизнью. И никогда преступление не может добавить справедливости в общество. Хотя подобные проявления, естественно, происходят.

Как в семье, когда уже накипело, мама говорит: «Нам нужно поговорить». И, пожалуй, это пугает больше всего. Если мы видим просто плохое настроение мамы и она говорит: «Сами себе готовьте», – с этим еще как-то можно жить. А когда мама говорит: «Нам нужно поговорить», все понимают, что именно разговор должен расставить все точки над «i».

То же самое и здесь: нам нужно поговорить. И на такой запрос нужно реагировать. Всегда нужно включаться в диалог, всегда нужно отвечать на него.

– Владыка, большое спасибо за актуальный интересный разговор. Пришло время Вашего заключительного слова.

– Дорогие друзья, братья и сестры! В Священном Писании мы читаем о том, что Христос умер за всех. Поэтому все жизни важны. Сегодня нам нужно научиться не радоваться и не говорить, что, мол, это там, у них; хорошо, что не у нас. Потому что болезнь, как и пожар, приходит быстро и незаметно. Нам нужно уметь по-настоящему ценить жизни людей, которые рядом с нами. Нам нужно уметь преодолевать наши внутренние противоречия простым выражением: «Давай поговорим». И дай Бог, чтобы в этом разговоре звучали самые главные слова: Христос умер за всех. Наша жизнь Ему дорого обошлась – собственной кровью. Дай Бог, чтобы мы не обесценивали свою собственную жизнь кровью друг друга.

Пусть Господь хранит и бережет всех нас, нашу одну большую семью. Всего доброго!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать