О земном и о небесном. Образование

25 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Учебный год в наступившем 2022 году, к счастью, продолжается в стандартном очном режиме – в классах и аудиториях. Сегодня мы поговорим об образовании. По инициативе Ассамблеи ООН  Международный день образования отмечается 24 января. Мой собеседник – преподаватель отделения теологии Пятигорского госуниверситета священник Владимир Зегнун.

– Часто мы слышим фразу: «Образование нынче не то – утратили классическую советскую школу, зарекомендовавшую себя во всем мире». Так ли все плачевно? Или, может быть, образование трансформируется под время и пытается ему соответствовать?

– На мой взгляд, то, что не изменяется, не подстраивается под какие-то реалии или хотя бы не учитывает изменений вокруг какой-то системы, – не будет работать, не будет долговечным. То же самое с образованием. Кажется, что в этих словах больше старческого брюзжания, чем реальности. Посмотрим, что происходило ранее. Можно сказать: «Вот какое образование в царской России было религиозное – все в школах изучали “Закон Божий”!» Но подавляющее большинство выпускников, получивших начальное религиозное образование, стали основоположниками атеистического движения. Или же, наоборот, возьмем середину ХХ века – прекрасное советское образование, которое действительно было очень качественным. Однако в восьмидесятые годы люди заряжали воду перед экранами телевизоров.

Поэтому говорить о том, что раньше все было прекрасно, а сегодня все ужасно – это, по меньшей мере, неверно. К сожалению, утрачены фундаментальные вещи, но на их место приходят другие, не менее важные и значимые для современного мира. Поэтому желающие учиться двадцать, пятьдесят лет назад или вчера, а может быть, желающие учиться завтра, послезавтра – все находятся примерно в одинаковых условиях, им нужно прилагать усердие.  

– Неоспоримый факт: раньше учила школа, а теперь она ждет фактически подготовленных (по крайней мере, к первому классу) учеников. Вы, как многодетный отец, прекрасно знаете, что чуть ли не с трех лет наших детей заставляют заниматься во всяких «развивайках», «абвгдейках». Не лишаем ли мы, на Ваш взгляд, детей детства? А как же игровое развитие?

– Заставляют ли? Если родителей вынуждает какая-то мода, пришедшая из социальных сетей, или если мама, переживая, что она находится в декрете, стремится проявить себя как мать посредством каких-то развивающих занятий для ребенка – это не значит, что ребенка или семью вынуждают, заставляют, чтобы он посещал различные кружки. Для гармоничного развития личности необходима внешкольная, внеклассная деятельность, но это не для всех поголовно – не каждому ребенку она необходима.

Если ребенок увлечен чем-то, он будет развиваться в какой-то сфере, независимо от того, есть у него условия для реализации или нет: хоть плохо, хоть каким-то кустарным образом, но он будет развиваться в той области, которая ему интересна. Если же родители пытаются реализовать в ребенке свои утраченные возможности, то это перегиб со стороны родителей. Что же касается развивающих занятий для самых маленьких детей – дошкольного возраста, они, безусловно, полезны, интересны, если в них есть необходимость. Но, на мой взгляд, самым важным моментом для данного возраста является то, что мы должны научить ребенка социальному взаимодействию с другими.

А что касается письма, счета, чтения – эти умения, как правило, приходят сами собой, когда малышом мало-мальски занимаются. Когда ребенок не предоставлен сам себе, социальным сетям, а когда ему что-то читают, что-то с ним обсуждают; тогда он, видя, какие перед ним открываются горизонты, развивается.

Например, ему нужно ждать родителей вечером, чтобы те ему что-то почитали. Но если он научится читать,  то станет независимым и будет читать книгу сам. Перед сном ему могут почитать одну либо две главы, а если он научится, то будет читать столько, сколько ему нужно. Поэтому он и стремится учиться.

– Очень многие педагоги-психологи говорят о необходимости и значимости игры для психологического, психического развития ребенка. Что Вы можете сказать по этому поводу? Насколько важно детям играть и что это им дает?

– Очевидно, что в игровой форме ребенок проживает  все моменты своей жизни, даже трудности. Можно заметить, что после какого-то тяжелого, насыщенного, эмоционального дня ребенку нужно уединиться в своей комнате где-то в уголочке и просто побыть одному: собрать конструктор или поиграть в машинки. И после этого он успокаивается. Еще важно отметить: проигрывая стрессы, страхи, грустные моменты, ребенок учится преодолевать их. Конечно, ребенок учится в игре – это естественно.

– Вернемся к теме учебы: что Вы думаете о тестовой системе, которая прочно внедрилась в нашу систему образования? Не отучают ли детей думать вообще? Многие считают, что какие-то варианты ответов ребенок выбирает порой не думая, наобум, вместо того чтобы развернуто выражать свои мысли, рассуждать.

– Здесь есть плюсы и минусы. Во-первых, нужно учесть, что такова сейчас ситуация: у нас нет другой возможности. Если бы был выбор между одним и вторым, то можно было бы о чем-то рассуждать. Но сейчас условия таковы, что приходится решать тесты. Поэтому детям (студентам, старшим школьникам) приходится получать навыки решения именно таких заданий. Может быть, развернутый, полный ответ показал бы глубину знаний человека, его умение говорить, строить собственную мысль, выражать ее правильно. Но, с другой стороны, тест позволяет быстро проверить знания в различных областях, что тоже достаточно важно в современных реалиях, в постоянной спешке, когда каждая минута ценна и важна. Так сложились обстоятельства – в эту сторону сегодня повернуло развитие педагогической мысли.

– Так и, наверное, с компьютеризацией. Раньше те же рефераты, доклады, даже дипломы писали от руки. Сейчас все печатают на компьютере, не говоря о возможностях Интернета. Не разучатся ли современные дети в будущем вообще писать? И почему писать от руки действительно важно?

 – Все может быть, может, и разучатся. Другое дело каллиграфия. Умение правильно, хорошо и, главное, красиво писать от руки – это целое искусство! То, что было нормой несколько лет назад, сегодня уже нечто экстраординарное. С другой стороны, замечено, что когда человек пишет от руки, то он формулирует свои мысли точнее, чем когда набирает текст на компьютере. Такова ситуация.

Есть различные задачи, и каждую из них можно решать максимально эффективно. Если, например, стоит цель написать письмо дорогому человеку и разобраться в собственных мыслях, то, конечно, лучше написать от руки, уделить внимание человеку. А можно быстро решить вопрос короткой эсэмэской. Все зависит от того, какая стоит задача.

Сегодня ситуация такова, что приходится пользоваться компьютерами и смартфонами для решения тех или иных задач, в том числе задач образовательных. Можно, конечно, писать в прописях, и это может быть для кого-то очень полезно. Но если перед тобой стоят другие задачи, то размениваться на это уже нет времени.

Сегодня очень сильно изменилась система образования. Большинство нынешних абитуриентов на момент завершения своего образования (даже бакалавриата) не то что сами захотят изменить свою профессию и пойти по другому пути – к тому времени их специальность уже изменится настолько, что полученные знания будут безнадежно устаревшими.

– О тенденциях общего и вузовского образования мы поговорили. А как обстоят дела в духовном образовании? Там веяния времени также находят свое отражение? Компьютерные технологии тоже применяются?

– Это естественно – любое знание, любой процесс получения информации зависит от того, как она должна быть использована. Если человек для себя хочет разобраться в каком-то вопросе, он может взять книгу и, прочитав ее, получить определенную информацию и понять, что он решил тот или иной вопрос и закрыл его. Если же говорить о том, что человеку нужно не просто разобраться для себя, но получить ту или иную картину, касающуюся того или иного вопроса, то сегодня практически невозможно игнорировать Интернет.

Большинство доступных нам библиотек – сетевые, потому и книги, которые мы прочитываем, как правило, электронные. Даже если мы хотим писать от руки и читать бумажные, а не электронные книги, в современных условиях нам неизбежно придется пользоваться тем, что доступно. А наиболее доступными сегодня являются современные средства получения знаний: электронная образовательная среда, электронные и сетевые курсы и прочее.

– Как в современных реалиях проходит обучение в воскресных школах?

– Воскресные школы достаточно традиционны, но неизбежно и в них привносятся какие-то интерактивные моменты – необязательно речь идет о компьютеризации. Но мы не можем рассказывать детям о Боге так же, как рассказывали двести лет назад, потому что слушатель изменился. Потому и примеры, которые приводятся в тех или иных рассказах, задания, да и сами занятия, конечно, значительно меняются для того, чтобы быть доступными. И для ребенка, и для взрослого (ведь есть  не только детская воскресная школа, но и взрослая) знания должны быть изложены на доступном языке и в контексте той культуры, в которой проживает человек, чтобы он мог полноценно понять, что ему пытаются предложить не набор каких-то теорий, а практику жизни.

Христианство, Церковь, жизнь в Боге – это не конспект. Потому что духовное образование – это не теория, а личный пример, совместное участие в молитве, богослужении, какие-то общие инициативы, которые помогают человеку раскрыть, преобразить потенциал, заложенный в него Богом. Таким образом воскресные школы и работают – объясняя, наставляя; прежде всего собственным примером.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​