О земном и о небесном. Образование

7 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Впереди учебный год, и наша тема сегодня: образование. О школьном, вузовском и церковном образовании поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– На Ваш взгляд, образование сегодня – это обучение по ключевым компетенциям или все-таки в нем присутствуют воспитательные компоненты? Если да, то где этого больше – в средней школе или в высшей?

– Начнем с того, что воспитание и образование – разные вещи. Воспитание – это комплекс мер, направленных на то, чтобы человек воспринял определенные культурные, может быть, религиозные, этические представления, которые сформируют в дальнейшем его личность. Образование – это некая следующая ступень, предполагающая получение знаний, умений и навыков. Мы сегодня обращаем внимание на компетенции – некий набор умений, с помощью которых человек способен решать те или иные задачи. Потому следует эти вопросы, понятия разделять. Воспитание – это минимальный порог, который необходим человеку для того, чтобы начать путь в образование. Потому университет, высшая школа или средняя общеобразовательная школа все-таки в меньшей степени имеют воспитательные функции. Человек воспитывается в семье, где формируется его личность, мировоззренческий взгляд, отношение к тем или иным процессам, которые происходят в обществе, в мире. Воспитывать наших детей должны мы сами прежде всего, а не вузы или школа, где получают знания.

– Но мы знаем, что есть заместители директоров по учебно-воспитательной работе, вожатые в школах, в вузах – проректоры по воспитательной работе. Чем они занимаются?

– Да, воспитательная функция там не первостепенная, но она должна быть. Между студентом (учеником) и преподавателем есть некий диалог, коммуникация. Для того чтобы воспринять в полной мере предлагаемые знания, учащийся должен относиться к своему преподавателю с неким уважением, видеть в его лице авторитет.

Поэтому, конечно, воспитательная функция есть, но она очень ограниченная. Да, существуют в вузах и в школе специальные люди, которые контролируют вопросы воспитания, но они не воспитатели. Их компетенция включается тогда, когда существует некий пробел в воспитании человека и нужно его экстренно исправить. Человек, не имеющий навыка социального общения, социальной коммуникации, попросту не может получить необходимые знания, ведь они предлагаются непосредственно через эту коммуникацию.

– Что касается духовного воспитания – присутствует ли оно (или какие-то его элементы) в современных учебных образовательных учреждениях, школах, высших школах?

– Начнем с того, что наша культура сама по себе отчасти религиозна, потому что мы наследники великой христианской культуры. В школе (в 4-м классе) есть особый предмет ОРКСЭ – Основы религиозных культур и светской этики. Предлагается несколько направлений. Одним из направлений являются Основы православной культуры – ОПК. Это светский предмет, не уроки катехизиса, не воскресная школа, а светская дисциплина, которая рассматривает православную культуру, и это важно, потому что невозможно научить религии.

Религия сама по себе предполагает прямые отношения между человеком и Богом. То есть это практика, практическая дисциплина. В школе это, во-первых, невозможно, потому что запрещено законом; во-вторых, нельзя быть верующим под давлением. Отчасти религиозный компонент присутствует, но он присутствует не в контексте религиозных уроков или совместных молитв. Он присутствует в самой культуре. Если мы будем внимательны на уроках, например, русской литературы, МХК, всемирной истории или истории России – мы увидим эту составляющую.

Но если мы говорим именно о религиозном образовании, то его в светской школе нет. В высшей школе тоже нет, за исключением особо оговариваемых моментов. Если мы говорим о специальных религиозных учебных заведениях, то в них, конечно, это образование присутствует, но эти заведения по своей специфике готовят служителей Церкви или иных религиозных организаций. Потому в этом случае невозможно обойтись без религиозного компонента, когда предлагаемые дисциплины включают в себя не только теоретические размышления, не только набор фактов и сведений о религии, но и религиозную практику.

 Мы говорим на примере нашего вуза – Пятигорского государственного университета:  у нас есть отделение теологии. Мы используем компетентный подход. Помимо этого у нас среди преподавателей есть священнослужители. Однако мы не преподаем религиозные дисциплины, мы готовим светских специалистов, потому религиозность в этом смысле исключается. Мы говорим о богословии, о теологии в контексте некоего религиоведения, философии, не с точки зрения религиозной практики.

– В каких сферах в дальнейшем выпускники отделения смогут себя проявить?

– Во-первых, они могут служить в Церкви, быть задействованы в епархиальных проектах, синодальных отделах, а также в светских дисциплинах, например, быть консультантами по религиозным вопросам в тех или иных государственных структурах. Наши выпускники (их не очень много, но подавляющее большинство из них) трудятся по специальности.

– Хотелось бы еще обратиться к теме воскресных школ. Как давно они существуют, чему там учат и на какую возрастную аудиторию они рассчитаны?

– Воскресная школа, конечно, отличается от обычной. Здесь мы можем говорить о религиозной составляющей. Родители этих детей желают, чтобы их детям прививалась не просто религиозная культура, а было религиозное обучение о смысле веры. В этом случае мы можем предлагать детям катехизис – набор непосредственных знаний о вере практикующего христианина.

Практически при каждом храме нашей епархии есть воскресная школа. Как правило, туда поступают на обучение дети школьного возраста. О чем мы говорим в воскресной школе? Воскресная школа предполагает более детальное, глубокое погружение ребенка не в теорию, но уже в практику религиозной жизни. Он не просто получает какие-то знания, но имеет пример, реальный опыт молитвы за богослужением, получает необходимые знания о вере (о религиозной системе, в зачаточном образе о догматике, истории Священного Писания) в доступной, легкой форме.

Помимо воскресных детских школ есть молодежные группы, группы изучения Священного Писания для взрослых людей, есть воскресные школы для взрослых, где каждый человек может получить необходимые знания. Все проекты (миссионерские, направленные на повышение знаний о религии) могут называться воскресными школами, даже если эти группы собираются не в воскресный день. Если кто-то чувствует в себе необходимость повысить уровень религиозного знания, то следует обратиться или в свой храм, находящийся рядом с домом, или в храм, к которому  лежит душа, и узнать, когда и где проходят подобные беседы, чтобы в них участвовать.

– Учиться, конечно, никогда не поздно, и если ребенок растет в религиозной среде (родители религиозные, сам с раннего детства интересуется религиозной культурой), ему хочется дальше учиться по профилю, постигать что-то большее. Какие православные гимназии есть в епархии и чем там образовательный процесс отличается от обычного в средней школе?

– У нас в епархии  две православные гимназии. Одна начального уровня в Черкесске,  вторая – полного образовательного цикла с первого по одиннадцатый класс в Кисловодске. Во-первых, это учебные заведения, которые работают по государственному плану, то есть они не отличаются в образовательном смысле от любой школы на территории Ставропольского края – тот же набор документов, тот же аттестат получает окончивший одиннадцать классов. Но это православная гимназия, и в ней присутствует уже некий религиозный компонент: участие в богослужении детей и определенные предметы (например, церковная история). Стоит отметить, что успехи выпускников нашей Кисловодской гимназии очень впечатляют, поэтому родителям, стремящимся к тому, чтобы их дети получили хорошее классическое образование вкупе с религиозным компонентом, имеет смысл рассмотреть в качестве школы Кисловодскую православную гимназию.

– Всем ученикам и родителям хочется пожелать успехов и терпения в новом учебном году.

 Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать