О земном и о небесном. О животных

12 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня необычная тема – поговорим о братьях наших меньших. Всемирный день защиты животных каждый год отмечается в начале октября. Мой собеседник – преподаватель отделения теологии Пятигорского госуниверситета священник Владимир Зегнун.

– Что говорит о животных Библия? Каково их происхождение и какие из них упоминаются чаще всего?

– Все живое и неживое создано Богом. В Книге Бытия, в которой описывается процесс творения Богом мира, говорится и о творении животных. т.е. все животные, которые населяют нашу землю сегодня и которые существовали ранее, были созданы Богом. В Библии упоминается более ста пятидесяти различных животных, они в Священном Писании используются как образ. Упоминаются животные очень часто.

– Нередко на страницах Библии мы встречаем описание мифических животных (необычных существ). Что это? Аллегория? Или такие виды когда-то действительно существовали?

– Вполне возможно, существовали какие-то животные, которых мы не знаем сегодня, – это нормальный процесс. Некоторых животных мы интерпретируем неверно. Например,  читаем о единороге, который является символом скорости, бога силы, и нам представляется средневековый единорог – лошадка с рогом. На самом деле единорог – это привычный всем нам носорог, но на языке Библии он звучит как «единорог». Есть и более интересные животные, упоминаемые в Библии, которые порождают много интересных загадок. Хотелось бы их разгадать, но, к сожалению, мы не можем постичь все.

В Библии часто упоминается дракон; как правило, это аллегория, образ, хотя несколько раз упоминаются достаточно странные рептилии, которые вполне могли бы и существовать. Например, из Книги пророка Даниила мы знаем о страшном драконе, который жил в Вавилонском храме. Из повествования понятно, что это было некое живое существо, которому люди начали присваивать божественные качества, поклоняться как богу. В Книге пророка Даниила рассказывается о том, как существо было умерщвлено, т.е. оно не было богом, божеством, и это привело к неприятным для царя событиям, о которых подробнее можно прочитать в Книге пророка Даниила.

В Книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) также очень часто используется образ дракона, но там мы понимаем, что это именно аллегорический образ, который Иоанном Богословом намеренно используется для того, чтобы подчеркнуть мощь противолежащей Богу некоей силы и убрать всяческую двусмысленность, т.е. речь идет об очень серьезном сопернике, противнике. Какие-то древние рептилии, вполне возможно, могли представляться как библейские чудовища.

На данный момент рано ставить точку в этих исследованиях, потому что со стороны позитивно мыслящих исследователей, которые стремятся увидеть в Библии подтверждение существования древнего змия (или же, наоборот, скептически настроенных исследователей, которые считают, что это некая аллегория), нет достаточно убедительных аргументов. Вернее, достаточно убедительные аргументы есть с обеих сторон, но точку в споре ставить рано.

Например, еще два чудесных существа (непонятно, о чем идет речь) – левиафан и бегемот. Может возникнуть мысль: кто не знает, кто такой бегемот (подразумевая гиппопотама)? Библейский бегемот – это совершенно не гиппопотам. В тексте Священного Писания он больше похож на мамонта, должен обладать то ли хоботом, то ли хвостом неимоверной силы, который может наносить серьезный урон, а ноги у него как медные трубы. По описанию животное должно внушать страх. Левиафан – некий морской змей, морское чудовище, само слово «левиафан» означает «извивающийся». О нем говорится несколько раз в Священном Писании, иногда в контексте явной аллегории, как некоей силы, противящейся Богу. Или же силы, с которой невозможно спорить (например, как аналогия времени, что-то такое, что невозможно изменить). Человек не может с этим справиться.

Например, в Книге Иова ясно используется этот образ как существующего мирового порядка, в котором так все устроено, что ты с этим ничего не можешь поделать. Вполне возможно, что некоторые из этих животных реально существующие, однако ввиду интерпретации текста мы потеряли исходное значение слов; например, еврейское слово «крокодил», используемое в подлиннике, оригинале (в еврейском тексте), иногда переводится как «змей» или «дракон». Евреи, будучи в Египте, могли контактировать и контактировали с нильским крокодилом, этот образ мог вполне перекочевать в их культуру, в образность их языка, поэтому он встречался в Библии.

– Есть ли в православии священное животное, как, допустим, в других религиях?

– Нет. Что такое священное животное? Животное, которому воздаются определенные почести как богу. Никаких почестей никому не может воздаваться, потому что никто не подобен Богу. Бог есть Бог. Если мы какое-то животное назовем «аватаром» Бога, то это совершенно противоречит христианскому духу, духу монотеистической религии.

В истории культуры, религии мы видим, что некоторые животные выделялись, почитались. Им могли не воздаваться почести как божествам, но все их очень любили, пытались каким-то образом по возможности приласкать, поддержать, накормить. В этом смысле, наверное, все животные для христианина должны быть священными.  Потому что Библия ясно говорит о роли человека в мире. В момент создания человека на земле уже были животные. Человек дает им имена – это символический акт, при котором он проявляет свою ответственность и заботу перед всем тварным миром. Задача человека – возделывать сад, чтобы вся земля стала садом. Человек должен был проявлять свою заботу не только о растениях, но и о животных. Поэтому сегодня мы также должны нести ответственность за наших питомцев и вообще за окружающий нас мир, ведь если Богом мы поставлены управлять этим миром, это не значит, что мы призваны его покорять своей воле, силе. Управлять – это проявлять заботу, ухаживать, возделывать, каким-то образом трепетно к миру относиться.

– У животных есть интеллект – это факт. Есть ли у них душа?

– Нельзя сказать, что прямо интеллект, но зачатки интеллекта, конечно, присутствуют у многих животных. Это подтверждается не то что даже исследованиями, но можно посмотреть на то, как ведут себя, например, обезьянки. Но что касается души, тут мы сталкиваемся с серьезной богословской проблемой. Мы не можем сказать четко, что человек дихотомичен или трихотомичен. Человек – это душа и тело или дух, душа и тело? Если мы принимаем концепцию души (только душа и тело), то должны сказать, что  у животных души нет, потому что она максимально отличается от души человека. Если принимаем концепцию «дух, душа и тело», тогда говорим, что у животного есть душа, но она отличается от души человеческой, потому что человек  одухотворен. Это другая душа, не такая, как у человека, не одухотворенная душа. Следовательно, духовной жизни у животного быть не может, несмотря на то, что мы видим прекрасные библейские образы из Ветхого Завета (Псалтири или Книги Иова).

В Священном Писании часто встречается высказывание: Всякое дыхание да хвалит Господа. Или, например: птицы небесные хвалят Господа. В этом смысле, наверное, душа. Сложно сказать. Если дух – некая возвышенная часть души (мы ее выделяем), тогда можно принять гипотезу о том, что у животных тоже есть душа.

– Многих, особенно в детстве, волнует вопрос, что происходит с питомцами после смерти, может ли быть у них какая-нибудь загробная жизнь. В красивых американских фильмах часто рассказывают о встрече после смерти хозяев и их питомцев.

–  Священное Писание по этому поводу ничего не говорит. Мы можем лишь что-то предполагать. Эти предположения могут быть нам приятны, могут нас вдохновлять, а могут расстраивать, но следует сказать об одном: что такое рай? В контексте Ветхого Завета мы читаем, что это как раз Эдемский сад, там были животные. Сегодня, когда мы говорим о рае, Царстве Небесном, все-таки подразумеваем некий духовный рай, т.е. место, где человек находится в постоянном общении с Богом, но это очень широкая формулировка, из нее не следует того, будут там животные или не будут и как может проходить это общение. Какого-то ответа, который поставил бы здесь точку, нет. Священное Писание не дает ответа.

– Возможно, когда-нибудь найдем ответ на этот вопрос.

– Обязательно.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​