О земном и о небесном. О женщине

9 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В связи с Международным женским днем поговорим сегодня о женщинах. Мой собеседник – протоиерей Михаил Самохин, пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии.

– Какой должна быть женщина согласно православным канонам и что говорит о женщинах Библия?

– Женщина, как и мужчина, должна заниматься обожением, приближением к Богу. Оба пола в христианстве абсолютно равны, и это равенство впервые утвердила Библия. Если в некоторых религиях мужчина считается выше женщины или как-то иначе женщина дискриминируется, то в Священном Писании мы читаем о сотворении ее из ребра мужчины, что подчеркивает единство, целостность их природы. Между ними с богословской точки зрения и с точки зрения жизненной цели нет разницы. Апостол пишет, что перед лицом Божьим нет  ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины… Ни национальность, ни общественное состояние, ни положение, ни пол для спасения души не имеют первостепенного значения.

– Как бы там ни было, согласитесь, наше общество патриархальное. Что для женщины допускается в семье, в обществе, в Церкви? Почему в храме, например, она должна быть обязательно в юбке и платке?

– Во-первых, юбка и платок в храме – это традиционное толкование слов апостола Павла о том, что женщина должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Во-вторых, такой внешний вид необходим, чтобы не отвлекать людей от молитвы.

Почему именно женщины? Женщины красивее мужчин и, безусловно, больше думают о своей внешности. Красивые, замечательные, привлекательные, они приходят в церковь, и слабые, немощные мужчины, особенно юные пономари, начинают отвлекаться от молитвы. Одежда должна быть такой, чтобы, оставаясь нарядной, ни братию не подвергать искушению, ни сестер не повергать в помыслы осуждения или зависти.

Для мужчин то же правило. В храмах курортных городов Черноморского побережья можно увидеть пиктограммы не только с платками, но и с перечеркнутыми шортами и майками. Если кто-нибудь придет в храм Божий в шортах и майке, которую сейчас скромно называют борцовкой, ему тоже сделают замечание, потому что это отвлекает от молитвы.

– То есть это не просто дресс-код, но и определенный порядок?

– Это порядок, который связан с любовью к ближним. Любой дресс-код – это проявление заботы об окружающих. Мы же в Большой театр в сланцах не ходим или на пляж – в вечернем платье. С одной стороны, это неудобно, с другой – неуважительно по отношению к традициям. Это вопрос культуры. Точно так же в храме. Мы пришли помолиться, рядом с нами молятся другие люди – наша одежда не должна мешать молитве.

Что касается патриархата, все не так однозначно. Сначала наше общество было, видимо, матриархальным. Мы читаем в Священном Писании в первых строках о том, что человек прилепится к жене своей и будут два в плоть едину. То есть изначально Вася Петров, взяв в супруги Машу Иванову, должен был стать Васей Ивановым, но после грехопадения, когда Ева проявила непослушание своему мужу и Богу, она понесла особое наказание:  и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Патриархат – следствие падшей человеческой природы, но христианство по-своему понимает власть. Христос, когда говорил, что имеет власть, подразумевал не командование: «Придите ко Мне, Я вам раздам ценные указания». Он сказал: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Власть Христа над апостолами и верующими – это самопожертвование.

Православные кидаются словами апостола Павла: жена да боится своего мужа. Но они не читают текст полностью. А в нем написано: Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Если муж так любит свою жену, то, естественно, любящая жена с удовольствием будет ему повиноваться и бояться его чем-то оскорбить. Это послушание по взаимной любви, уважению друг к другу, а вовсе не из-за стремления к патриархату.

– Ни для кого не секрет, что традиционный уклад семьи ломается. Женщины сегодня не просто хранительницы семейного очага, многие хотят быть лидерами, руководителями, занимаются общественной деятельностью. Что думает об этом Церковь?

– Мужчины и женщины сотворены равными, но разными. Женская природа более эмоциональна, чувствительна, более сложна, менее устойчива к внешним раздражителям. Это вопрос биологии. Есть вещи для женщин более трудные. Если говорить про эмансипацию и равноправие, то что хорошего, если женщина получит такое же право быть шпалоукладчицей, как и мужчина?

Мне кажется, должны быть сферы, в которых мужчина лидирует, прежде всего связанные с опасностью, риском, необходимостью самопожертвования. Это армия, защита Отечества. Христос нам заповедал любовь как самопожертвование. Оно может быть не только ради Бога, но и ради Отечества, своей семьи, любимой женщины, с которой семья начинается и на которой держится.

За женским лидерством скрывается проблема. Например, женщина возглавляет крупный трудовой коллектив, приходит домой, и у нее начинается вторая смена – муж, дети, семья, в которой она должна не менее активно трудиться. Или бывает хуже, когда женщина в жертву карьере приносит то, что является сутью ее природы: не имеет семьи, детей. Тут вопрос в том, счастлив ли такой человек?

– Какой должна быть супруга священника, матушка? Позволяется ли ей работать? Если да, в любой ли сфере она может себя проявить и какой должна быть ее общественная работа?

– Матушка – это, прежде всего, крепкий тыл священника. Она поддерживает батюшку, любит его, создает условия, чтобы он мог дома отдохнуть, побыть в теплой, уютной атмосфере. Апостольские правила запрещают будущим священнослужителям жениться на актрисах. Считается, что актерское искусство идет вразрез со служением жены священника. Если девушка занималась актерским искусством до знакомства с будущим мужем, то это может стать препятствием. Современные жены священников бывают разных профессий: церковные музыканты, руководители церковных хоров (регенты), бухгалтеры, повара. Я знаю одну матушку мастера спорта СССР по альпинизму. Совершенно разные бывают матушки и разные у них профессии, но цель одна, как и у любой женщины, – любить своего мужчину и поддерживать его на том пути, который он избрал.

– Главное предназначение женщины – продолжение рода. Случаи, когда женщина вдруг, возможно, под влиянием каких-то потрясений и стрессов решает посвятить себя Богу, достаточно редки. Порой это не вполне осознанный выбор, а иногда действительно идет от сердца. Как понять, что человек на правильном пути? Кто может помочь?

– Я не соглашусь с Вами, Маргарита, в том, что выбор служения Богу (я так понимаю, речь идет о монашестве) – это бегство от житейских проблем. Подлинное монашество, в котором человек пребывает и счастлив, – это бегство не от проблем, а к Богу, когда, кроме Него, ничего не нужно и не приносит радости, удовлетворения, которые обычная женщина черпает в семье, детях, обществе, своих хобби. Есть женщины и мужчины, которые, по Евангелию, берут свой крест и следуют за Христом.

Кто помогает определиться? Конечно, опытный духовник, священник, исповедующий такую женщину, знающий ее духовное, душевное устроение. Существуют испытания, так называемый искус, когда человек приезжает в монастырь, живет там некоторое время в качестве трудника, затем становится иноком, и только потом совершается постриг. Стараются постригать женщин не моложе сорока лет. Если имеются дети, то надо сначала их воспитать, дать им старт в жизни, а потом идти в монастырь.

Сейчас настоятели и настоятельницы наших монастырей стараются не торопиться с постригом. Человек живет в монастыре, трудится, наблюдает иноческие подвиги. Когда становится понятно, что он действительно не бежит от проблем, его решение не импульсивное, а серьезное, только тогда совершается постриг. В нормальных условиях это не быстрый процесс.

– Как в обычной жизни женщина может служить Богу и обществу?

– Женщина, как и мужчина, служит Богу и обществу, прежде всего, спасая себя, свою душу и ближних. За последних иногда она берется с пылом, на какой способна ее эмоциональная натура, и в семье, помимо одной святой, появляются мученики. Нужно понимать, что Бог есть любовь, и главная задача женщины – привлечь к Нему своей любовью, чтобы все увидели христианку, как она себя ведет, общается, разговаривает, и сказали: «Вот это действительно человек, посвятивший себя Христу, мы тоже хотим быть такими».

Главное, чтобы супруги дарили друг другу любовь. Пусть православная семья станет образом Церкви. Ведь в Церкви движущая сила – это любовь к Богу и друг к другу. Невозможно любить Бога, не любя ближнего, и ближнего – не любя Бога. Это взаимозависимые и взаимосвязанные вещи. Главное предназначение женщины – любить и быть любимой.

– Что хотелось бы пожелать нашим женщинам?

– И нашим женщинам, и нашим мужчинам я желаю только одного – любви. Любви Божьей, любви близких, родных, чтобы она всегда была взаимной и приносила радость и счастье.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​