Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– В конце концов, и нас Господь призвал к тому, чтобы говорить о том, что полезно, что утешает человека.
– Что в христианском понимании призвание? Смысл со светским понятием разный?
– Сложный вопрос. Если брать светскую сторону дела, то очень часто человек поддается просчету: насколько это выгодно, насколько будущее дело или профессия будет приносить мне пользу, насколько это перспективно, востребовано и так далее. Накладывается одно на другое, на третье… Плюс еще место проживания: могу ли я это осуществить в этом городе или в этой стране, а может быть, мне нужно поменять все в своей жизни: и страну, и город, и друзей, и семью.
А вот призвание (как называют: «шепчет сердце») – это то, на что нужно отвечать прямо сейчас, это точка твоего человечества именно сейчас. Ты идешь мимо человека, который говорит тебе: «Здравствуйте», – и твое призвание ответить ему: «Здравствуйте». Идешь мимо человека, который просит тебя помочь (он споткнулся и упал, стонет, гладит свою ушибленную ногу) – и твое призвание сейчас же остановиться и помочь этому человеку встать на ноги. Ты встречаешь человека, который говорит тебе: «Знаешь, давно хотел тебе сказать: прости меня, пожалуйста, в тот вечер я был виноват в том, что произошло». И твое призвание сейчас же быть человеком, не броситься в разбирательство, а ответить ему: «Что ж, я прощаю тебя, давай заново начнем восстанавливать наши отношения». В духовном понимании призвание – это быть здесь и сейчас.
– А в глобальном понимании как человеку понять, в чем его призвание? Молодой человек окончил школу и на распутье. В чем его призвание, куда, на какую дорогу ему идти? Как понять?
– Вы затрагиваете, пожалуй, самое важное. Нередко, как мне кажется, мы на перспективу откладываем свое человечество. Я поясню, о чем идет речь. Часто приходится общаться с разными людьми, особенно в общественном транспорте, когда есть много времени, в самолете или еще где-то, – есть о чем поговорить. Рядом оказывается разговорчивый человек: придет время, мол, тогда. «Когда придет время, тогда я займусь, подумаю о каком-то своем человеческом». Мы всё откладываем это свое человеческое, нам все некогда, нам нужно то учиться, то устроиться на работу, то встать на ноги, то еще что-то. На самом деле, как мне представляется, призвание – это не те таланты, которые однажды принесут тебе прибыль. Призвание – это то, что надо делать сейчас.
Как говорит Евангелие: «Не заботься о завтрашнем дне, завтрашний день сам о себе позаботится. Заботься о сегодняшнем». Что это означает? Если ты сегодня студент – учись хорошо, если аспирант – продолжай свою научную деятельность, если начинаешь работать – делай эту работу хорошо. Проще говоря: делай хорошо то, что делаешь сейчас.
Никогда не бывает большого и глобального плана: задумать, что я однажды вырасту и стану настоящим и счастливым человеком. Ничего подобного. Все бывает постепенно, поэтапно. Человек так и растет из года в год. Думать глобально о том, кем я буду, совершенно не приходится. Сегодня я священник, а завтра начнутся какие-то другие времена – и мне придется заниматься другим делом. Даст Бог, я продолжу быть священником, а если окажусь в каких-то особых условиях жизни и придется совершенно другим делом заниматься? Значит, буду заниматься тем делом, которым придется. И надо будет его делать хорошо. Чтобы это делать хорошо, нужно понимать, что я не навсегда этот или этот (в смысле профессиональной своей деятельности), но я навсегда человек.
– Вот человек понимает, что, например, никогда не смог бы быть врачом… Для меня это космические люди, преклоняюсь перед тем, что они делают, но понимаю, что далека от этой сферы, я бы не смогла, даже если бы захотела, не поняла бы, что там происходит. Выбор, который стоит перед нами, – предопределен? Или это только выбор человека? Или таланты дает Бог и мы должны их уметь разглядеть? Как это происходит?
– Я опять возвращаюсь к опыту общения с людьми и нахожу в своей памяти большое количество примеров, когда люди обнаруживали в себе то, чего раньше не видели, – вдруг, ни с того ни с сего. Это говорится не только о каких-то сверхталантах. К примеру, тяга к музыке или рисованию. Я знаю много людей, которые в солидном возрасте вдруг начали рисовать потрясающие пейзажи, натюрморты, а раньше вообще никогда не держали в руках карандаши, кисточки, разве что в детстве. Речь идет в том числе о призвании. Были такие случаи, когда человек учился точным наукам, а потом вдруг начинал заниматься совершенно другой профессией, нисколько не связанной с точными науками, математикой, физикой, стал гуманитарием, пишет замечательные рассказы, прозу, занимается словесностью.
Надо понимать, что талант – это не то, что иногда понимается как некий особый сверхдар. Да, и такие бывают таланты. Талант – это то, что человек вдруг находит в себе как возможность служить другим людям. Я хотел бы подчеркнуть: не как возможность самореализоваться, выразить себя, а как возможность быть полезным для других людей. Это то, что ты можешь сейчас другому человеку сделать.
О таких людях говорят: он талантливый. Не потому, что он себя презентует и показывает, а потому, что находит для каждого человека что-то особенное. Я вспоминаю общение с некоторыми людьми и говорю: да, он талантлив, потому что этот человек был мне очень полезен, его талант слова, дела. Вы вспомнили медиков – я таких людей очень много встречал, они были мне полезны, они помогли мне. Я говорю: это талантливый педагог, талантливый доктор, талантливый священник, талантливый командир самолета, водитель...
– Насколько священничество – это выбор человека? Это только призвание или выбор?
– Это призвание. Что касается призвания, я вам скажу, что это движение всегда реверсивное, это никогда не движение в одном направлении (т.е. Бог тебе послал некий призыв, и все, дальше только ты идешь). Нет, это всегда идти вместе с Ним. Что касается священнического служения – это не только служение словом, но и примером, делом, поэтому мы можем найти немало примеров, когда человек становился на эту дорогу, но потом, понимая, что не так-то просто идти рядом с Ним, или останавливался, или делал другой выбор, но всегда свободный выбор остается. Это всегда движение навстречу друг другу, взаимное. Поэтому сказать, что это только талант от Бога или только выбор человека, – невозможно. Это движение одного и другого. Воля одного и послушание, любовь другого.
Кстати, отчасти о священстве (не в понимании сакрального служения священника, а служения двоих) можно говорить как о служении в семье. Когда говорят о призвании священника, я говорю: призвание священника – это отчасти то же самое, как и призвание мужа в семье. Это всегда служение примером: не я сам по себе, я ничто без своей семьи, как и священник без своей паствы. Но вместе с этим и от священника как от главы семьи зависит, какая будет паства и какая будет эта семья. В этом смысле, конечно, наше служение похоже.
– Владыка, Вы уже сказали, что человек может изменять сферу деятельности в любом возрасте. А когда происходит так: выбрал, уверен, окончил вуз, начал работать – не мое? А столько вложено сил, средств, нервов, от тебя чего-то ждут, может быть, какие-то обещания даны. Чувство долга должно пересилить? Раз отучился – иди работай, если в этом имеешь какие-то навыки. Или все-таки слушать себя и идти туда, куда хочется?
– Расскажу вам такую традицию, уже сегодняшнюю: о духовном образовании. Молодой человек окончил духовную семинарию, но, прежде чем получить диплом (он еще не стал священнослужителем), он некоторое время должен потрудиться в церковной среде. Это не означает, что он обязательно должен стать священником. Это будет то самое время, когда он окончательно для себя определится в выбранной стезе, когда уже будет если не практиковать (так как он не священник), то находиться рядом с алтарем и видеть все происходящее. И каждый раз примерять это на себя с вопросом: а я смогу дальше так же встать перед престолом и служить Богу, людям, Церкви?
Скажу вам из практики, что решения принимаются разные. Да, большинство наших студентов принимают священный сан, но есть и такие, которые остаются верующими людьми, но понимают, что быть священником они сейчас не готовы, не хватает личного опыта или есть какой-нибудь другой личный интерес. Окончил семинарию, нес послушание, к примеру, корреспондента, фотографа и так и становится хорошим видеографом, фотографом, корреспондентом. У нас есть и врачи с семинарским образованием, и экономисты, и люди совершенно разных профессий. Это тоже помогает человеку определиться.
Я говорю о том, что не нужно навсегда связывать себя некоей ответственностью как оковами. Твоя ответственность должна заключаться не в том, что ты обязан пойти за своим отцом (он был директором – и ты будешь директором, или он был священником, благочинным – и ты будешь), а в том, чтобы быть похожим на своего отца: так же любить людей, как он, так же воспитывать детей, любить свою семью, как он любил. В этом твоя ответственность. А что касается выбора профессии, повторюсь, всегда можешь сделать такой шаг, который будет соответствовать твоей совести, твоей свободе, твоему внутреннему выбору.
– Владыка, хороший руководитель – это призвание?
– Хороший руководитель – это обязанность, а не призвание.
– Напоследок еще один вопрос: Байден еще в 21 год заявил, что станет президентом США. Он так чувствовал, какое у него призвание?
– Тогда, в его молодые годы, это было мечтанием, а спустя пятьдесят шесть лет стало призванием.
– Большое спасибо за интересные ответы на мои сегодняшние вопросы. Ваше заключительное слово для тех, кто ищет призвание, думает о нем. Что могли бы Вы им сказать?
– Спасибо за нашу сегодняшнюю интересную беседу.
Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Призвание – это еще и быть в руках Божиих. Это не тогда, когда ты рассматриваешь себя самого в будущем, настоящем, а тогда, когда ты свое настоящее, будущее видишь через других людей, в других людях. Господь каждому из нас говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал».
Каждый из нас избран для того, чтобы уметь любить и кого-то сделать счастливым, для того, чтобы уметь дружить, чтобы кто-то рядом с нами перестал быть одиноким. Каждый из нас имеет это призвание, ибо каждый из нас имеет бесценный дар жизни. Пусть Господь поможет нам этот дар жизни вложить в самое драгоценное – в тех, кто рядом с нами, и сохранить нашу жизнь для вечности. Храни вас Господь.
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!