О земном и о небесном. О подвиге новомучеников

8 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня поговорим о подвиге новомучеников. В этом году исполняется ровно сто лет с момента начала кампании по изъятию церковных ценностей. Кто такие новомученики и много ли их в нашей епархии, обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).

– Кого принято считать новомучениками? Когда впервые был употреблен этот термин?

– Мученик – это человек, который пострадал за Христа, веру, Церковь. У него своя жизнь, свой путь, но венцом этого пути всегда становились страдания и смерть. У нас в Церкви мучеников очень много. Мы вспоминаем их, читая жития великомучеников Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, мучениц жен Анастасии Узорешительницы, Варвары, Екатерины. Они жили в первые века христианства, пострадали при римских императорах, которые боролись с христианством. Мы удивляемся, изумляемся: как люди жили и страдали за веру! Время между их подвигом и нами достаточно большое. Мы не представляем себе, что это мучение можно было бы повторить в наши дни.

Новомученики жили не в Малой Азии или Римской империи в первые века, а в нашей стране в XX веке (после 1917 года). Для нас это более ценно. Это подкрепляет святой Симеон Новый Богослов, говоря: «Тот будет чтить память святых, живших в начале первых веков христианства, кто помнит о своих святых соотечественниках, наиболее близких по времени жизни к ним». Мы должны понимать, что те, кого мы видели на фотографиях в заключении, в лагерях, тюрьмах, перед смертной казнью, очень близки нам. Однако знаний о них у нас немного.

– Как Церковь хранит память о новомучениках? Почему их особенно вспоминают именно в эти дни?

– Из истории мы знаем, что в 1917–1918 годах, когда происходили печальные события в нашей стране, в Москве проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви. Помимо вопросов избрания патриарха, возрождения патриаршества, епархиальных текущих вопросов, пришли тревожные вести, что в конце января в Киеве при большом скоплении народа убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Эта страшная смерть поразила священников и архиереев, которые находились на Соборе. Они поняли, что это начало чего-то страшного: наверняка это далеко не последняя смерть среди духовенства Русской Православной Церкви.

Как Церковь в этот тревожный момент может ответить? Она считает, что необходимо молиться, обращаясь к убиенному только что митрополиту Владимиру как к святому человеку, а вместе с ним и к другим священнослужителям, которые уже погибли. Конечно, для этого нужен определенный день. Этим днем было выбрано ближайшее к 9 февраля воскресенье. Эта дата сохраняется у нас до сих пор. Уже впоследствии, после юбилейного Собора в 2000 году, когда все закончилось и мы понимали, что Церковь начала возрождаться, многие сотни убиенных были канонизированы (то есть прославлены в лике святых), эта дата все равно осталась. Тогда мы молились за упокой их душ, теперь молимся за них как за наших предстателей пред Богом, святых. Таким образом, дата сохранилась.

– Возвратимся к урокам истории. Мы знаем, что в годы лихолетья очень много православных людей (сотни, как Вы сказали) пострадали за веру. Кто из них особенно запомнился своими подвигами?

– Мы различаем несколько периодов гонений. Первый – период революции. Для меня лично всегда особо знаковой фигурой являлся не только уже упомянутый митрополит Киевский Владимир, но еще и один из первых новомучеников – священномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский. У него была ужасная смерть, которая произошла при огромном скоплении народа, при храме, где он служил и многие годы был настоятелем. Его твердая и храбрая позиция воодушевила многих людей.

Понятно, что священнослужитель несет свой крест, возможно, до мученической кончины. Но мы не должны умалять подвиг простых людей, которые не были священниками. Были миряне, которые могли и не страдать, не умирать за Христа, но они за Ним пошли. Конечно, мы вспоминаем в эти дни и царскую семью, и великую княгиню Елизавету, и погибшую с ней инокиню Варвару. Мы вспоминаем достаточно большое количество обычных людей – умных, образованных, интеллигентных, которые были либо убиты в 20-е годы, либо замучены в лагерях в 30-е годы.

Мы не должны забывать о наших великих иерархах, которые своим примером многих вдохновили и воодушевили. Это священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, предстоятель нашей Церкви святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси, который тоже много страдал. Хоть он и умер своей смертью, но мы его тоже причисляем к лику новомучеников.

После войны началась эпоха живых исповедников за веру Христову. Как тут не вспомнить имя великого хирурга, лауреата многих советских наград (в том числе Сталинской премии) святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. На смену подвигу мученичества пришел подвиг подвижничества и исповедничества за веру. Исповедники – это те, кто нес бремя гонений, лишений, издевательств. Эти люди остались живы, но мы все равно их приравниваем к новомученикам. Нельзя забывать и о святителе Афанасии Ковровском, который, сидя в лагерях, составлял службы, в том числе службы всем нашим русским святым соотечественникам.

– В нашей епархии, на благословенном Кавказе, много ли новомучеников?

– В нашей епархии достаточно много тех, кто пострадал за веру Христову, в том числе среди наших иерархов. Возобновление деятельности Пятигорской епархии как раз приходится на наиболее тяжелый период – начало гонений и подвиг исповедничества, мученичества в Русской Церкви. Один за другим иерархи, которые возглавляли Пятигорскую кафедру, уезжали в места своих ссылок и принимали мученическую кончину. Нужно оговориться, что не все из них сейчас канонизированы, прославлены в лике святых.

Мы должны помнить имена уже причисленных к лику святых: священномученика Фаддея (Успенского), который окончил свой подвиг в качестве иерарха Тверской земли, священномученика Димитрия (Добросердова), который тоже был нашим иерархом, но закончил свое служение в Подмосковье. Мы должны помнить имена и тех, кто принял мученичество за Христа, но еще не канонизирован. Мы молимся за упокой их душ, потому что день памяти новомучеников – это продолжение молитвы за усопших, пострадавших в годину лихолетий, а не только молитва святым. Во всех храмах Русской Православной Церкви эти молитвы возносятся. В нашей епархии − за епископа Никифора (Ефимова), Павла (Вильковского) и некоторых священнослужителей, служивших в храмах нашей епархии. Священномученики Димитрий Гливенко, Михаил Лисицын (служили в Кисловодске) уже прославлены в лике святых.

Если мы сравним список канонизированных новомучеников и список тех, кто пострадал за Христа, но еще не причислен к лику святых, то второй будет в разы больше. Святые первых веков христианства говорили, что Церковь стоит на крови и мощах мучеников. Это можно расценивать и в прямом, и в переносном смысле. В прямом смысле нужно понимать, что любой храм немыслим без престола и лежащего на нем антиминса, в котором находится частица мощей мучеников. Наши святые соотечественники XX века (новомученики), можно сказать, обеспечили постройку храмов и служение на мощах на долгие десятилетия вперед (при условии, что мы каждый год будем строить по нескольку храмов).

– Как происходит работа по канонизации?

– В Русской Православной Церкви отдел по канонизации действует под руководством епископа Троицкого Панкратия. По всем епархиям идет работа, которая исходит от епархиальных комиссий по канонизации святых. Работа нашей епархиальной комиссии имеет несколько направлений: популяризация подвига уже прославленных святых соотечественников и работа с документами  в архивах, со свидетельствами очевидцев жизни исповедников, еще не канонизированных, пострадавших за Христа и живших на территории нашей епархии.

Второе направление работы комиссии по канонизации – различные мероприятия, которые проходят в епархии каждый год. В частности, можно назвать ежегодный лагерь «Зеленый Афон» при монастыре, его работа направлена на популяризацию подвига новомучеников; восхождение на вершину горы Бештау, приуроченное к памяти новомучеников; работа в школах, встреча со светскими организациями и, наконец, научно-публицистическая работа комиссии (издание книг о наших новомучениках). Многие воскресные школы при приходах посвящены памяти новомучеников. Есть приходы, где служили когда-то священники, пострадавшие за Христа. Их память всегда остается в сердцах священников, прихожан и детей, которые ходят в воскресные школы и помнят, благодаря кому они сейчас имеют возможность общаться с Богом, молиться и быть вместе с Ним.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать