О земном и о небесном. О любви между мужчиной и женщиной

15 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
14 февраля католики всего мира отмечают День святого Валентина, или, как его еще называют, День всех влюбленных. Праздник не наш, мы – православные. Тем не менее это удачный повод, не вдаваясь в особенности католических традиций, поговорить о любви. Мой собеседник – преподаватель отделения теологии ПГУ священник Владимир Зегнун.

– С точки зрения православия что такое любовь? В контексте нашей программы речь пойдет о любви между мужчиной и женщиной. Откуда она берется?

– Прежде всего, любовь – это дар Божий: одно из самых ярких чувств, которые способен испытывать человек. Любовь – понятие многозначное, многогранное, и о ней можно много говорить. Часто бывает так, что о любви больше говорят, чем ее испытывают. В контексте христианского вероучения любовь – это одна из добродетелей, к которой человек должен стремиться в течение всей своей жизни. И если любовь проявляется в жизни человека, то это и есть подлинное свидетельство его выбора. А если жизнь человека проявляется через любовь, то можно говорить о том, что он стоит на твердом основании и движется в правильном направлении.

К сожалению, о любви так много говорится, что и само чувство, и понятие о нем размываются – в культуре, искусстве, быту… Под любовью понимается что угодно, кроме подлинной любви. Если мы посмотрим на евангельский контекст, то увидим, что одним нашим русским словом «любовь» переводится сразу несколько понятий.  

Древнегреческая культура, откуда к нам и пришло Священное Писание Нового Завета (Евангелия были написаны на греческом языке), оказала влияние и на наш, в том числе религиозный, вокабуляр (от vocabulary –  «словарь»). И если мы о чем-то говорим, то всегда нужно убедиться, о чем именно идет речь – о какой любви.

Понятия о любви бывают разные: это может быть эрос как проявление чувственной любви; есть более высокое чувство –  филия, то есть дружба, симпатия, трепетное отношение к близкому человеку; есть сторге – семейная, родственная любовь. А есть и агапе как возвышенная любовь мудреца – это та жертвенная любовь, о которой говорит Христос. Очевидно, что это совершенно разные понятия.

Есть у русского исследователя, богослова и прекрасного переводчика Сергея Аверинцева отличное рассуждение об этих понятиях. Он показывает, что на самом деле они развиваются, поднимаются все выше и выше – от эроса до агапе, и требуют от человека все больше и больше затрат. До самых высот любовь в таком понимании дотягивается очень редко, потому что это требует серьезного, скрупулезного подхода.

– Какова природа любви – откуда она берется, что с человеком при этом происходит? Возможно, это химическая реакция? Иначе как объяснить то, что у одного человека возникает чувство к другому, вполне определенному человеку, хотя рядом находится множество людей? Почему выбирается именно этот, а не какой-то другой?

– Теории бывают разные. Мне близка психологическая концепция о том, что один человек проецирует собственное представление на другого. Если отношение к тому совпадает с собственным представлением, то это каким-то образом складывается (как складываются пазлы) и срабатывает на некоем уровне низовой ступени.

В любом случае, говоря о любви, мы имеем в виду не только увлеченность или приятную влюбленность – это лишь яркий фантик, некая рекламка, маячок, который должен сработать для того, чтобы обратить внимание на чувство (оно должно вырасти потенциально). Любовь не должна закончиться интересом и влюбленностью – это некая первая ступень, которая должна стать хорошим, прочным основанием для развития каждого в этих отношениях – и ментального (говоря современным языком), и духовного развития, чтобы стать поддержкой друг для друга.  

– Многие психологи отмечают, что влюбленность очень меняет поведение людей. Влюбляясь, обычно серьезные, вдумчивые люди вдруг становятся способны на безрассудные и глупые поступки. И в то же время любовь, наоборот, окрыляет… Как это объясняется?

– Мне думается, здравый, рассуждающий, думающий человек должен в любом случае контролировать себя и свое поведение. Любовь может окрылять – это прекрасное чувство! Оно должно вдохновлять человека и давать ему дополнительные силы. Но это не значит, что любовь – некая болезнь, при которой человек перестает думать, нести ответственность за свои мысли, поступки и у него отключается самоконтроль. Взрослого человека отличает способность брать на себя ответственность за все, что с ним происходит, а потому хорошо, когда влюбленность испытывают зрелые люди (речь здесь идет не о возрасте).

– Всегда ли любовь (разумеется, взаимная) – это повод для заключения брака? Или семейная жизнь – это нечто другое, большее; может быть, даже не связанное с любовью?

– Семейная жизнь без любви – это, скорее всего, какая-то пытка. Вернемся к тому, о чем мы уже говорили: в брак должны вступать зрелые люди, и речь здесь идет не о количестве лет, а об осознании, понимании того, что на самом деле происходит: какое решение ты принимаешь и для чего ты это делаешь.

Если люди совершенно зрелые, готовые к семейной жизни, несущие ответственность за свои поступки, трезво оценивающие себя и мир, в котором они живут, приходят к совместному умозаключению, что их последующая жизнь невозможна друг без друга, то тогда, конечно, нет смысла откладывать брак. Ведь такие люди готовы меняться друг для друга, готовы на что-то закрывать глаза или, наоборот, ободряя, делать друг друга лучше.

Но если человек не понимает, что он испытывает, не осознает, для чего ему эти отношения и что такое брак, то это повод лишний раз подумать.

– Наверняка в поведении молодых присутствует некая импульсивность. Об этом говорит и тот свадебный бум, который наблюдается в феврале, когда молодые люди стремятся расписаться в так называемую «красивую дату», состоящую из двоек, и так далее. Стоит ли полагаться на цифры, делая такой серьезный, ответственный шаг?

– Полагаться на что-либо, кроме себя, своего опыта, – достаточно глупо. Если человек полагается всего лишь на какие-то символы, цифры, даты, положение звезд, то это все свидетельствует о том, что он пытается снять с себя ответственность и переложить ее на что-либо. И получается, что уже не он управляет процессом, а какое-то число. Это очень странно. В погоне за красивыми символами, цифрами, датами есть что-то детское.

– Если же люди ответственно подходят к своему выбору и планируют зарегистрировать брак по закону, стоит ли при этом спешить с венчанием? Или перед столь серьезным и ответственным шагом необходима некая проверка чувств?

– Что мы подразумеваем под проверкой чувств?

– Проверку временем.

– Мне кажется, ощущать себя «тренажером» будет оскорбительно и для мужчины, и для  женщины. Если два взрослых, зрелых человека, исповедующих себя православными христианами, осознающих все риски (если можно их так назвать), понимающих, с чем им предстоит столкнуться, заключают брак и при этом берут на себя ответственность за свой выбор, то нет никакого смысла откладывать венчание.

Ведь Церковь признает и невенчанные браки. Добровольный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах ЗАГС, – это тоже брак. А такой подход: давайте мы десять-двадцать лет поживем и потом обвенчаемся, – о чем говорит? О том, что я не доверяю своему избраннику (избраннице) и допускаю, что все может быть иначе. И тогда получается, что мой выбор – это вовсе не выбор, а некая попытка; и мой избранник (избранница) – это некий тренажер, на котором я буду отрабатывать навыки семейной жизни, совместного ведения хозяйства. Это звучит как-то унизительно.

– Полностью с Вами согласна! Но оказывается, что венчанный брак – это тоже не навсегда. С точки зрения православия сколько раз можно венчаться?

– К сожалению, сегодня в сознании людей закрепляется такая идея, что брак может быть не навсегда, что даже венчанный брак может быть не навсегда. Но нужно четко усвоить, что брак – это один раз и на всю жизнь.

Конечно, бывают исключения. Но они, как и любые исключения, не должны становиться нормой. Согласно нормативным документам Церкви, более трех раз венчаться вообще невозможно. Но это не говорит о том, что «три раза» и есть некая норма, к которой мы можем стремиться. Это исключение! Нормой является один брак на всю жизнь.

– Что может быть поводом для такого исключения и основанием для расторжения венчанного брака?

– Единственным условием является отсутствие этого брака. Например, измена, отказ от своей брачной клятвы, когда брак для человека более не является личным обязательством и когда он не несет ответственности за то, что сказал. Человек не выполняет своего обещания, и это может быть условием к расторжению брака.

Таким условием может быть и болезнь, которая несет потенциальную опасность для супруга (супруги) и детей – например, психическое заболевание. Причиной для расторжения брака может стать подстрекательство к убийству, когда, например, мужчина принуждает жену к аборту – это тоже может быть причиной расторжения брака. Или когда жена совершила аборт, не посоветовавшись, не поговорив с мужем, – это также может стать причиной для расторжения брака, поскольку человек более не способен жить со своим избранником (избранницей).

К сожалению, и такое бывает. Но это все экстраординарные ситуации, а не такие: «она мне разонравилась, и я хочу новую жену, поэтому мы должны расстаться». Ни в коем случае Церковь не может пойти на подобное.

– А если человек, расторгнув венчанный брак, через какое-то время вновь соберется пойти под венец, достаточно ли для этого будет лишь его собственного желания?

– Подобные вопросы (второго или, не дай Бог, последующего брака) сугубо частные, и об этом говорить вообще достаточно сложно. Каждый вопрос должен разбираться отдельно, в индивидуальном порядке. Но лучше, конечно, до подобного не доводить.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​