О земном и о небесном. Нестандартные вопросы священнику

27 марта 2023 г.

(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

Великий пост в самом разгаре. Это, как мы знаем, особое время покаяния, молитв, а также духовного общения. Тема программы сегодня необычная – поговорим о самых нестандартных вопросах, которые прихожане в этот период времени задают священнику. Мой собеседник – пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.

– Наверно, у каждого батюшки в памяти большое количество вопросов от прихожан – необычных и даже каверзных.

– Конечно, любой священник с богатым опытом приходского служения обладает таким запасом историй о необычных, разных вопросах. Мне довелось к тому же десять лет отвечать на вопросы на одном из сайтов: «Православие и мир»; сейчас я отвечаю на вопросы на сайте журнала «Фома» (известного православного издания), поэтому вопросов хватает не только от родных прихожан, но и от виртуальных.

Из самого последнего могу сказать – ребенок спросил на сайте журнала «Фома»: «Спасутся ли динозавры, попадут ли они в рай? Если попадут – они же страшные! Вдруг в раю будет страшно находиться рядом со злыми зубастыми динозаврами». Ребенка это серьезно интересует. Или такой вопрос: «Кто сейчас отвечает за применение строгостей к прихожанам по случаю несоблюдения ими Великого поста?» Человек закопался, приводит целый список церковных правил, которые действительно существуют, о том, что нарушение Великого поста – вещь достаточно серьезная, которая по церковным правилам карается довольно строго. «Кто отвечает в современной Церкви за то, чтобы эти правила должным образом применялись?» Это то, что пришло из последней почты. Казусные вопросы, к сожалению, большей частью нельзя озвучить в эфире, потому что, как правило, вопросы священнику все же касаются личной или семейной жизни.

Среди памятных историй, о которых можно рассказать, – названия наших замечательных образов. Например, «Прибавление ума», «Утоли моя печали» как только не называют... Приходят в церковную лавку и чего только не спрашивают наши прихожане... Потихоньку объясняем, рассказываем. Во всех сферах жизни люди интересуются мнением священника – это хорошо, потому что Церковь призвана к тому, чтобы давать моральную и нравственную оценку всей жизни человека, всем ее аспектам.

– Очевидно, что в пост большое количество вопросов так или иначе связано с едой или напитками.

– «Есть или не есть – вот в чем вопрос».

– Да. Есть заблуждение у некоторых, что готовить вкусно в этот период времени грешно, противопоказано, из напитков можно пить только воду.

– Нет. Из напитков даже вино является постным. Более того, в некоторые дни Типикон (т.е. Устав церковного богослужения) прямо указывает о разрешении даже в монастырях определенного количества вина за трапезой для поддержания и укрепления братии в дни каких-то особых, тяжелых, сложных служб. Даже, например, в Великую Субботу накануне Пасхи существует специальный чин благословения вина для того, чтобы братия немного подкрепилась от постных трудов, чтобы могла встретить Пасху, потому что иначе без этого никак. Давайте вспомним, что вино на Ближнем Востоке и в средневековой Греции – это еще способ обеззаразить воду, потому что тогда не было в таких количествах водопроводов и хлорки, как сейчас. И обеззараживали воду небольшим количеством вина. Апостол Павел говорит апостолу Тимофею: ради твоего здоровья, твоего больного желудка ты чистую воду не пей, добавляй в нее немножко вина. До сих пор есть такое понятие, как «греческий компот», когда к небольшому количеству красного вина добавляется большое количество воды. Примерно на одну часть вина – три части воды. Получается очень легкий и освежающий, утоляющий жажду летом ценный напиток, который не опьяняет, поскольку мало вина, слегка подбадривает, дает силы, хорошо утоляет жажду.

Что касается еды, все очень просто – есть два вида любимого мною греха чревоугодия: чревоугодие, когда мы много едим, и гортанобесие, когда мы едим всякие лакомые, вкусные штуки. Святые отцы знали, что нужно избегать и того, и другого. Нам нужно избегать и чрезмерного количества еды, т.е. ведро картошки – тоже пост, но это не про наш смысл поста. Пост должен быть в умеренности. Или когда мы едим дорогущие морепродукты, которые стоят гораздо дороже рыбы и тем более дороже мяса. Получается, что пост, скорее, повод полакомиться. Нет, когда мы постимся, нужно соблюдать умеренность и в том, и в другом. Еда не должна быть невкусной целенаправленно или умышленно – она должна быть добротной, вкусной, но простой.

Понятно, что мы не постимся по древним уставам, как постились монахи: сегодня без масла, а завтра с маслом, рыба, допустим, два раза в пост (на Благовещение и на Вербное воскресенье). Но если устав о вкушении рыбы большинство из нас соблюдает, то, например, устав о вкушении масла многие не могут так соблюдать, как древние монахи, потому что здоровье не позволяет этого делать. Поэтому готовьте вкусно, пейте чай, квас, компоты, даже немного вина, когда это возможно (обычно это субботы, воскресенья и дни больших церковных праздников, которые выпадают на пост). Главное, помнить, в чем смысл поста: чтобы больше думать о душе, чем о теле.

– Можно ли веселиться в пост, слушать музыку, к примеру?

– Зачем? Для этого есть весь остальной год, все остальное время. Пост – это время, которое Церковь нам предлагает уделить немного другому. Если нам некогда повеселиться, кроме как в пост, возникает вопрос: чем же мы занимаемся все остальное время, если кроме поста нам некогда повеселиться? Конечно, мы не должны быть унылыми в пост. Нам не нужно напускать на себя вид каких-то печальных постников, которые проводят свою жизнь в рассматривании издалека вареной картошки, но и умышленно стараться себя развеселить, назначать праздники, какую-то музыку бодрую и веселую погромче включать – какой в этом смысл? Не для этого Церковь предлагает человеку пост, а для того, чтобы подумать о своей душе, чтобы человек мог хотя бы немного времени уделить размышлениям: зачем я живу, все ли я хорошо, правильно делаю, все ли у меня в порядке с душой, в моих личных отношениях с Господом Богом? Поэтому есть чем заняться в эти короткие сорок дней, кроме того, как веселием и подпрыгиванием под веселую музыку. В то же время мы понимаем, что пост скоротечен – буквально несколько недель; дальше Пасха, радость, веселье. Та же самая веселая музыка, Бог даст, никуда от нас не денется.

– Все понятно, но что делать, если какое-то торжество, юбилей или, скажем, свадьба выпадает на это время?

– Относительно не так давно миновал Международный женский день (он тоже пришелся на Великий пост) – тоже была большая дискуссия православных людей: праздновать, не праздновать, что это вообще такое. Припомнили исторические корни, баталии, в том числе ветхозаветные корни праздника вспомнили, чего только не изобрели… Смысл один, простой – в любом случае нужно с любовью относиться к своим ближним. Если вы, так получается, попадаете на чье-то торжество, не стоит избегать повода сказать человеку доброе слово, искренние слова поздравления, добрые благопожелания, слова поддержки и утешения, если в этом есть необходимость.

Другое дело, что целенаправленно нарушать пост тоже необязательно. Никто же не будет заглядывать к нам в тарелку и интересоваться, чего это мы курицу не едим и водку не пьем… На самом деле на таких торжествах главное – это внимание, уделенное виновнику торжества (виновникам, если это какая-то свадьба). Хотя свадьбы, честно говоря, Великим постом не одобряются. Церковью не одобряются по понятным причинам, потому что пост – это время ограничения супружеской жизни (по возможности) по взаимному согласию. Все остальные торжества – это повод обратить внимание на виновника торжества. Можно сказать человеку доброе слово.

С третьей стороны, мне, например, приходится каждый раз личные торжества делать скромнее, чем мог бы сделать: у меня день рождения всегда выпадает на период Великого поста, так сложился календарь. Что же, я тогда с большей радостью праздную день Ангела, который никогда не выпадает в постный период (если это не среда или пятница, то в многодневные посты не попадает). Если мы сами становимся центром торжества, я бы подумал, чтобы его перенести, если возможно, на послепостный период; если невозможно, то на такой день поста, когда можно больше позволить со столом людям, которые держат пост. Если мы празднуем с теми людьми, которые не держат пост, а сами постимся, то опять же вряд ли кто-то будет заглядывать к нам в тарелку. Если мы будем угощать гостей, то надо делать это так, чтобы они на нас не обиделись, а сами будем придерживаться тех правил, которые для нас важны (т.е. постных).

– Есть ли четкий перечень обязательных причастий и количества раз, когда нужно исповедоваться в период поста?

– Христианство и Церковь – это не про четкие перечни и ходьбу строем в «светлое будущее», а про свободу и личное общение со Христом. Причастие – это и есть момент личного общения и соединения со Христом, какой тут может быть регламент? В какой-то период церковной жизни говорилось о том, что нужно причащаться обязательно один раз в каждый многодневный пост. Сейчас надо смотреть проще: храмов больше, Церковь перестала быть частью государственного механизма и государственным ведомством. Сейчас и у верующих больше возможностей, например, в том, чтобы добраться до храма; не на телегах же мы добираемся и не пешком идем. Причащаться и исповедоваться нужно в пост хотя бы раз обязательно, а если мы делаем это чаще, то слава Богу. Если один раз за пост исповедуемся и причастимся – пожалуйста. Многие постоянные прихожане еженедельно исповедуются и причащаются – каждую субботу или воскресенье. В этом я тоже не вижу ничего плохого, если они постятся, готовятся к каждому причастию. Наоборот, пост становится более удобным временем – не нужно специально поститься: помолился – и вперед, к Чаше. Для постоянных прихожан постом так удобнее.

– Важно, наверное, как раз не количество, а качество.

– Каждый выбирает сам – с духовником или со священником, у которого исповедуется, советуется и выбирает для себя тот режим, который, во-первых, удовлетворит его желание быть со Христом, а во-вторых, сообразуется с необходимостью подготовки к причастию и личными возможностями.

– Какие вопросы про пост чаще всего задают прихожане?

– Чаще всего прихожане задают вопросы из двух разделов – пищевой и дисциплинарный. Почему-то мы свели весь пост к пищевой культуре, увы. Когда мы двигаемся дальше – прихожане (уже более продвинутые) спрашивают о другом: как молиться, как читать Священное Писание, какие книги можно прочитать Великим постом, что было бы полезно для души. Каким образом можно выстроить просмотр телевизора, как общаться с теми, кто не постится? Т.е. уже возникают более широкие вопросы о проведении поста не только у плиты или у стола, а вообще об организации этих сорока дней. На следующей ступени возникают вопросы, как организовать помощь кому-то из ближних в Великий пост, как можно подать милостыню и так далее. Человек духовно растет, и вопросы меняются. Так что вопросы бывают очень разные.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать