О земном и о небесном. Начало нового учебного года

2 сентября 2024 г.

На календаре сентябрь, школьники и студенты вновь садятся за парты. Их, а также педагогов и родителей – с началом нового учебного года. Каким он обещает быть и что принесет, обсудим с преподавателем Свято-Никольской православной гимназии иеромонахом Иоанном (Галумовым). 

– Отец Иоанн, а ведь учебный и церковный год совпадают, не так ли? Это ведь не просто совпадение?

– Стоит углубиться в историю: индикт (от лат. indictio – «объявление»), как называют начало церковного года, раньше не праздновался. Это было очень печальное событие, установленное при гонителе христиан императоре Диоклетиане. Именно каждый 15-й год определялось, что будет повышение налогов на продукты, на какие-то вещи, связанные с жизнью обычных людей империи. И это времяисчисление историки называют самым точным, потому что никто не забывал об индикте, особенно если это касалось повышения денег со стороны государства. Что касается изменения такого порядка и направления, оно произошло уже при императоре Константине Великом, и было установлено, что ежегодно надо праздновать день рождения императора Октавиана Августа. И, конечно же, эта дата связана с летоисчислением от сотворения мира, которое мы уже впоследствии переняли, будучи народом, крещенным от князя Владимира, и год у нас начинался именно 1 сентября. Поэтому индикт еще называют временем Адамовым, когда мы вспоминаем Адама и те времена, те истории, которые описаны в Книге Бытия Ветхого Завета. Они здесь являют огромную и очень важную, значимую роль.

Несомненно, для нашего учебного времени мы говорим и о том, что когда начинался год, начиналось новое время для всех людей, то есть кто-то чаял и питал какие-то надежды на образование, на получение каких-то знаний. Есть еще история о том, что мы начинали учебный год с 1 декабря, со дня памяти пророка Наума, и именно отсюда берет начало известная русская пословица: «Святой пророк Наум, наведи меня на ум». Показывая, что мы начинали год именно тогда.

– Именно учебный?

– Да, именно учебный год. Впоследствии эти два события объединились в одно. И теперь 14 сентября по новому стилю (или 1 сентября по старому стилю) мы совершаем особый благодарственный молебен о начале учения отроков. Это связано и с богословской точкой зрения, потому что в этот день вспоминается отрывок из Евангелия, когда Господь Иисус Христос пришел в храм, сел на место проповедника и начал читать псалмы, а затем беседовать с окружающими Его книжниками и фарисеями. И это тоже говорит о том, что Христос пришел научить все народы. С учением и просвещением от Христа может быть еще связано и начало учебного года.

– Новолетие только учебное сегодня у школьников и студентов. Какие новые дисциплины входят в программу? В частности, в православной гимназии кроме уроков трудового воспитания, «Основ безопасности и защиты Родины», что-то появится еще? Может быть, какие-то дополнительные специфические модули?

– У нас есть главный специфический модуль. Это православный компонент, который мы реализуем уже на протяжении 32 лет в гимназии. И дай Бог, 33-й год не станет исключением. Он включает в себя многогранную развитую систему дисциплин, которые связаны именно с православным компонентом, имеют свою регламентацию от Синодального отдела по образованию и катехизации. И в следующем году, как Вы правильно сказали, будет введен такой предмет, как «Основы безопасности и защиты Родины», который существовал до этого (назывался ОБЖ), а также уроки трудовой дисциплины, которые еще несколько лет назад назывались «Технология».

Что касается нашего православного компонента, мы сохраняем общегосударственные религиозные программы в 4-х, 5-х и 6-х классах. Это предметы «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Это своеобразный модуль ОРКСЕ, который есть во всех школах нашего государства. Но у нас есть дополнительные дисциплины, которые мы называем элективными. Но на самом деле мы говорим, что они являются основополагающими в гимназии, на них строится базовое знание. Когда мы выдаем аттестат о среднем образовании в 9-м, 11-м классах, то первым в аттестате стоит предмет «Основы православной веры». Этот предмет мы реализуем с 1-го по 11-й класс. Это тоже важно знать, что мы не ограничиваемся только модулем, который предлагает нам наше государство в лице Министерства просвещения.

Что касается других направлений, которые мы реализуем, это предметы так называемого классического образования, которые тоже входят в состав религиозного компонента. Поскольку мы называемся классической гимназией, у нас есть и классические языки, что издревле до 917 года изучались во всех школах и являлись таким своеобразным показателем: если учащийся знает один из языков, он может поступить учиться в академию, в университет и получать достойное образование. Такие предметы у нас реализуются со 2-го по 4-й классы церковнославянским языком, с 5-го по 8-й класс – древнегреческим языком, с 10-го по 11-й класс – латинским языком. Также у нас есть предмет, который называется «Церковное пение», мы его чередуем с государственным предметом «Музыка», то есть компонент включен и в музыку тоже, потому что дети учат молитвословия, поют, учат песнопения, которые впоследствии звучат в их исполнении на Божественных литургиях, что мы совершаем еженедельно в рамках одного из уроков.

И в этом году особенность в том, что мы, несмотря на то что сетка предметов трещит по швам, как и во всех школах, вводим еще один классический предмет православного компонента – логику. Он рекомендуется для православных гимназий, и с этого года мы попытаемся также его внедрить и приобщить наших детей к более высокому, точному, но одновременно и сложному классическому предмету.

– Складывается ощущение, что учебный день гимназии длиннее и гораздо более насыщеннее, чем в обычных школах. Так ли это?

– На самом деле нет. Он такой же, как и в других школах, и перемены есть.

– Дисциплин больше?

– Дисциплин больше, и мы умудряемся все это включить в пятидневку. Конечно же, некоторые предметы у нас длятся по полчаса или урок через неделю дается – то есть мы делим такие предметы, но тем не менее успеваем дать тот необходимый материал, который предлагает нам наш стандарт.

– Вернемся к предметам, которые входят в программу во всех школах России. Это условно новые дисциплины, наши хорошо забытые классические труд и НВП. Почему именно сейчас возникла необходимость их возрождать и почему столько лет до этого этим не занимались?

– Любое новое – хорошо забытое старое, это общеизвестный факт. С другой стороны, мы тоже должны понимать, что не только лишь на теории можно обучить чему-то наших детей, но и на практике. Вспоминая свои школьные годы, я помню, что трудовая дисциплина всегда была, и у нас была своя летняя практика на протяжении нескольких недель в школе, была и военная подготовка. Тем не менее сейчас к этому возвращаемся, потому что на самом деле наш стандарт школьный адаптируется не только под то непростое время, в котором мы живем, но еще и отклоняется от европейской системы образования, и мы создаем что-то новое. То есть мы не можем сказать, что это уже работает, уже создано, – мы только приступаем к адаптации и апробированию. Но для многих наших детей, я думаю, это будет полезно, потому что практика всегда полезна и важна.

– На Ваш взгляд, семьеведение на уровне модуля, которое сейчас так широко обсуждается, нужно ли в школьной программе или этому нужно учить дома?

– В рамках изучения нашего предмета «Основы православной веры», который делится на модули, каждый год мы изучаем разные направления, будь то богослужение, Священная история Ветхого и Нового Завета, история нашей Русской Церкви. Но вот в 8-м классе у нас уже несколько лет действует такое направление, как семьеведение. И есть отдельные учебники, созданные нашими известными священнослужителями (например, отцом Димитрием Смирновым), которые рассказывают нам о том, как с православной точки зрения рассказывать детям, которые взрослеют и этим интересуются, о семье. Это на самом деле очень интересно. И восьмиклассники в период созревания, в период взросления, в период так называемого переходного возраста очень хорошо это чувствуют и вникают в эту тему, потому что на самом деле это интересно и актуально для них. Я думаю, что такой опыт, только с правильной точки зрения и тех духовных ценностей, которые нам предлагают и наша Церковь, и наше общество, будет полезен. Но в правильном, конечно же, возрасте и в правильном месте.

– Отец Иоанн, что в этом году изменится для педагогов? Как и зачем учителей будут оценивать, в частности на компетентность под эгидой проверки индекса качества образования? К оттоку кадров не приведет, на Ваш взгляд?

– Этим летом на недавно прошедшем заседании Высшего церковного совета руководитель Синодального отдела по образованию и катехизации владыка Евгений рассказывал о том, что с этого года преподаватели православного компонента в православных гимназиях на территории нашей Русской Церкви пройдут такую проверку. И тоже будет оценен наш индекс качества обучения. Я не скажу, что преподаватели этим довольны. Если бы это проводилось летом, было бы удобнее, но это будет проводиться в процессе учебного года. Но я думаю, что все-таки это необходимо, потому что любой из нас должен оценить свои знания со стороны. Такая система оценивания нужна. Отток происходит не потому, что какие-то сложности возникают, а потому, что, видя труд учителя, наше молодое поколение не хочет этим заниматься.

– А нагрузка, на Ваш взгляд, хоть немного станет меньше в этом году? Ведь должны быть какие-то перемены со знаком «плюс», и президент дал поручение снизить нагрузку на педагогов, в частности, с планами.

– Это уже произошло в какой-то степени, потому что уже прошедший учебный год показал нам, что возможно действительно меньше заниматься различной документацией, различными отчетами. Эта работа больше ложится на помощников по воспитательной и учебной работе. Но тем не менее мы видим, что все равно остаются еще и бесконечные проверки, и повышение квалификации, что мы проходим (кто-то раз в три года, кто-то раз в пять лет). Все равно работы очень много. И тем не менее хотелось бы верить, что на предстоящий учебный год хватит у учителей и смелости, и сил все достойно пройти, что-то исправить и с новыми силами, воодушевлением, упованием на помощь Бога преподавать, учить и просвещать наше молодое поколение.

Ведущая программы Маргарита Рекко

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X