О земном и о небесном. Начало индикта – церковное новолетие

21 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
До конца календарного года еще четыре месяца, а церковный год уже обновляется. О том, что такое церковное новолетие, или индикт, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном. 

– Почему церковный год отмечается 14 сентября по новому стилю? Этот 7 530 год?

– Церковь – это сообщество верующих людей. Подавляющее большинство православных христиан в нашей стране отмечает 2021 год от Рождества Христова. Но 7 530 год от «сотворения мира» (в кавычках) действительно наступает 14 сентября по новому стилю, 1 сентября по старому стилю.

– Почему именно в кавычках? И какой день принято считать днем сотворения мира? Почему именно 14 сентября? Как-то это связано с жатвой? И что, по преданию, произошло в этот день?

– Преданий может быть много, а историческая реальность одна, и она нам известна. История летоисчисления от сотворения мира берет свое начало с IV века нашей эры от Рождества Христова. В различных культурах существовали различные системы летоисчисления, поэтому мы знаем их огромное разнообразие в истории. Однако наиболее популярной системой была римская ввиду того, что Римская империя в просвещенный век владела практически всем цивилизованным миром. В римской системе «по консулам» все было удобно и гармонично, за исключением большого количества консулов, которых тогда следовало запоминать.

Со временем, с приходом христианства, развитием христианской мысли и появлением первых христианских богословских произведений, возникла полемика с язычниками и представителями языческой культуры. Для римских и греческих (как предшествующих римским) философов важно было подчеркнуть, что мир вечен. Для христианских богословов важно было подчеркнуть то, что мир был создан Богом во времени, в определенную дату. До этого мира не существовало. До того как Бог замыслил создать тварный мир, его не было: Бог сотворил его из ничего. Никакой протоматерии, вечного мира не было. Мир создан Богом из ничего – для них это было важно. Потому христианские мыслители акцентировали свое внимание на том, что мир создан в шесть дней. Однако акцент стоял не на количестве, а на том, что мир создан. Это было очень важно.

Со временем христианство обрело свободу и начало становиться господствующей религией в империи при императоре Констанции. Он был хорошим, толковым руководителем. При нем все развивалось гармонично. Но у него был очень серьезный с религиозной точки зрения изъян: он был арианином. Он решил, что в христианской империи нет смысла отсчитывать годы по древней, языческой традиции, нужно что-то новое. Была предложена идея высчитать год и дату сотворения мира. От основания Рима считать было уже неактуально, по консулам тем более – решили вести подсчет от сотворения мира. С идеологической и культурологической точек зрения эта идея отличная, потрясающая.

Однако, как часто бывает, идея великолепна, но воплощение ее страдает. Так произошло и здесь. Каким образом было принято подводить подсчет? В Священном Писании мы находим слова, которые сначала произносит Давид в Псалтири, а потом та же мысль подтверждается в Послании апостола Петра: у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8). Ввиду этого нехитрым арифметическим действием (дней творения было шесть) получаем шесть тысяч. Господь творит человека в шестой день, но сперва Он творит животный мир, и только потом приступает к творению человека… Остается примерно еще половина дня, то есть еще пятьсот лет. Так мы получаем 6 500 лет. Это наивно, с научной точки зрения даже двусмысленно, но идея красивая. Концепция получилась хорошая, это было утверждено.

Далее: первая дата –1 марта, потому что в наследии римской культуры летоисчисление начиналось с марта. Через год было решено перенести это на 1 сентября потому, что эта дата была максимально удобной для того, чтобы свести лунный 19-годичный, 28-годичный солнечный циклы и 15-годичный так называемый индиктион. Индикт – это цикл уплаты налогов через каждые 15 лет. В этот день сделать это было удобнее всего. Именно поэтому, а не потому, что мир был создан 7 530 лет назад. Это условная дата, хотя достаточно красивая и очень удобная с экономической точки зрения огромной империи. Поэтому все часто встречающиеся сетевые мифы о 7 530 годе не просто от сотворения мира, а от сотворения мира в каком-то там звездном храме и прочие проекты сетевых фриков – это не стремление к какому-то просвещению, а дремучее мракобесие, нежелание заглянуть в исторические данные.

– Интересно. Получается, индикт у нас очень и очень условный.

– Мы для себя восприняли слово «индикт» от «индиктиона». Это определенный цикл, обычно в 15 лет, который был использован в римском документообороте. Церковь сохранила это слово, но внесла в него некоторые коррективы. Теперь индиктом мы называем, по сути, большой богослужебный годовой круг, и именно его мы отмечаем 1 сентября, или 14 сентября по новому стилю. Мы живем по григорианскому стилю, а богослужения в Церкви происходят по юлианскому стилю. Разница в 14 дней имеет существенное значение; 14 сентября на нашем календаре – это 1 сентября в богослужебном календаре Церкви.

– Как принято отмечать новолетие?

– Любой особо почитаемый день в Церкви всегда сопровождается молитвой. Прежде всего особенности богослужебные: поются особые песнопения, проходят особые чтения, мы прочитываем отрывок из Евангелия от Луки, в котором повествуется, как Господь Иисус Христос приходит в Свой родной город Назарет, где Он был воспитан. По обыкновению, Он входит в синагогу, и Ему предлагается для чтения отрывок. Он открывает отрывок из Исайи, прочитывает о грядущем благом лете и начинает Свою проповедь исходя из слов, что ожидаемое чаемое благое время наступает в Нем. Мы прочитываем этот особый отрывок. И еще два важных момента: поется особый молебен, в котором основным сюжетом прочитываемых текстов является, во-первых, благодарение Бога за прожитый год, во-вторых – просьба к Богу о благословении грядущего года.

Под индиктом мы можем понимать время от первого до последнего великого церковного праздника. Мы начинаем богослужебный год с праздника Рождества Пречистой Владычицы нашей Богородицы, что естественно и логично, и заканчиваем Успением Пресвятой Богородицы.

– Расскажите, пожалуйста, про церковный годичный календарь с системой праздников, постов. Выделяют три особых круга богослужения, внутри которых якобы вспоминается вся система мироздания.

–  Есть три богослужебных круга: суточный, седмичный и годовой. Суточный круг – это богослужения, которые проходят в течение дня. Они называются кругом, потому что всегда повторяются. Седмичный круг больше и повторяется в течение недели. Неделя – по-славянски «седмица». И есть годовой богослужебный круг. Вместе они являют собой систему богослужебной жизни Церкви.

 Есть праздники, установленные в определенную дату, они не изменяются. А есть  праздники, связанные с датой Пасхи и, как следствие, Пятидесятницы. Они изменяются – исходя из пасхалий, древних средневековых таблиц правильного подсчета даты празднования Пасхи.

– В наступающем церковном году много ли будет переходящих дат?

– Они всегда одни и те же. Определенные праздники – с фиксированной датой, определенные праздники – с датой переходящей. Например, Пасха может отмечаться в один год 12 апреля, в другой – 9 мая, потому что она зависит от астрономических наблюдений, положения Луны и сопутствующих дат. А есть четко утвержденные праздники; например, Рождество Христово. Его мы празднуем 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому стилю. Успение Пречистой Богородицы всегда отмечаем 28 августа по новому стилю.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​