О земном и о небесном. Международный день защиты детей

1 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наша тема сегодня – Международный день защиты детей. Этот праздник был учрежден еще в 1949 году в Париже, чтобы привлечь внимание взрослых к правам детей на образование, свободу мнения, защиту от насилия. Мой собеседник – преподаватель отделения теологии Пятигорского госуниверситета священник Владимир Зегнун.

Мы живем в очень сложное, я бы сказала страшное, время. Взять хотя бы недавний чудовищный случай в Казани. Как защитить детей от агрессии мира?

– Действительно, ситуация страшная, не поддается рациональному объяснению. Как оградить ребенка от зла? Какого-то одного рецепта нет. А если бы существовал, наверное, любой адекватный человек им воспользовался бы. Люди вроде похожи, но все разные. У кого-то есть проблемы с психикой, когда и у кого они проявятся, предугадать невозможно. Мне кажется, что единственное логичное, адекватное решение по исключению подобных ситуаций состоит в том, чтобы каждый человек, кем бы он ни был, что бы ни делал, работал на «отлично».

Христианская жизнь (наверное, не ошибусь, если скажу, что жизнь человека, исповедующего любую из авраамических религий) заключается в служении Богу. Что понимается под этим? Совершить обряд, поставить свечу, помолиться? Но это единичные акты. Вся жизнь должна быть посвящена Богу, что бы мы ни делали. Нельзя быть христианином два часа раз в неделю на богослужении. Всякое дело, совершаемое пред очами Божьими, должно выполняться  отлично. Наш труд, обязанности, дела милосердия, любви – это тоже своего рода служение.

Если ты преподаватель, старайся объяснять материал доступно, чтобы этими знаниями можно было воспользоваться, чтобы они подвигали на хорошее. Если ты строитель, то будь любезен строить так, чтобы в домах было приятно, комфортно жить, чтобы они соответствовали всем нормам и требованиям. И пусть органы, которые занимаются тем, что выдают какие-то документы, разрешения, честно подходят к своей работе. Не две минуты поговорили или, еще хуже, не пообщавшись с человеком, выдали справку, потому что жалко его (попросил, стоял в очереди полчаса, «разве мы звери?») Подобных вещей не было бы, если бы каждый выполнял то, к чему призван, с усердием. Но опять-таки это не панацея.

– Искреннюю и ежедневную молитву матери многие считают мощным оберегом для детей. Может ли она защитить и какой обладает силой?

– Этот вопрос состоит из нескольких, нужно разбираться детально. Да, мы свято верим, что призывание имени Божьего в молитве способно побеждать законы естества, которые Бог создал и, следовательно, может нарушить.

Понимание молитвы и материнского благословения как оберега, наверное, неверно. Если мы призываем Бога, просим, чтобы Он был рядом с нами, это не значит, что Он будет с нами. Если мы принимаем гостей, то десять раз подумаем, прежде чем что-то сказать, сделать то, что их оскорбит или обидит, мы тактичны, внимательны; если они говорят, слушаем, иначе они больше нас или не посетят, или найдут предлог, чтобы уйти.

С Богом то же самое. Мы просим Его быть рядом, Он отзывается, но мы своим поведением оскорбляем Его святую волю, Его имя. Глупо ждать, что Он останется с нами. Если мы призываем имя Божье, то должны соответственно себя вести.

Родительская молитва, да и любая, не должна ограничиваться прочтением определенных слов. Это может быть вообще не канонический текст, а излияние эмоций, мыслей.

Бог откликается на нашу молитву, Его имя защищает от неприятностей, но это не значит, что отныне я нахожусь в непробиваемом коконе и мне ничего не грозит.

– Родителям хочется изолировать детей от внешнего мира, но это ведь невозможно. Мы живем в век прогрессивных технологий, запретить пользоваться Интернетом, телефоном нельзя. Но как их оградить от информационной войны, ведь, например, создатели групп смерти пользуются тем, что дети не могут без Интернета, зомбируют их, призывают к самоубийствам. Почему нет того, кто бы это контролировал? Что Церковь думает по этому поводу? Кто всем этим должен заниматься?

– Очевидно, этим должны заниматься прежде всего родители! Если ты предложил своему ребенку средство связи (телефон, планшет, компьютер) с доступом в Интернет, то как адекватный родитель должен отслеживать хотя бы направление поиска ребенка в сети. Должна быть какая-то информационная гигиена. Что касается различных пабликов, групп и прочего, то можно все запретить, но это не поможет.

Кто-то виноват? Конечно! Если ребенку не хватает общения, его не готовы выслушать, принять, понять близкие люди, родители, друзья, он будет искать утешения в сети, где легко найдет человека, который будет внимателен, тактичен, услужлив. Через некоторое время этот человек может оказаться не тем, за кого себя выдавал. И если ты не хочешь, чтобы ребенок попал под чужое влияние, не забудь сказать ему, что любишь его, как он для тебя ценен, выслушать, что он думает. Человек, который осознает, что им дорожат, что его мнение важно, не будет пытаться самоутвердиться на стороне, ему не будет нужен воображаемый сетевой друг. Это первое правило борьбы с экстремизмом.

– Ответственность за воспитание практически полностью лежит на родителях. Но сейчас такое время, что часто оба родителя целый день проводят на работе. Ребенок после школы предоставлен себе. Может быть, есть необходимость в школьных кружках, психологах, воспитателях? Кто еще, кроме родителей, может и должен этим заниматься?

– Несколько десятков лет назад существовала внеклассная школьная работа, бесплатные (подчеркиваю) спортивные секции, кружки, дома пионеров, в которые было легко записать ребенка, где он занимался делом. Сегодня нельзя сказать, что нет кружков, спортивных секций, – есть, но мы живем в другое время, когда все завязано на капитал. Это ужасно, что не каждый родитель может позволить себе участие ребенка в творческом кружке или в спортивной секции. Необходимо работать, иногда и не по восемь часов. Действительно, ребенок будет оставаться один. Если у него нет возможности посещать спортивный зал, дом детского творчества, он найдет чем заняться. Игрушки в Интернете – это не самое худшее, он может найти более неприятные вещи.

– Что же все-таки делать? Мы хотим, чтобы наши дети были счастливы. Чему учить?

– Чтобы научить чему-либо, нужно обладать знаниями. Чтобы передать их, нужно для начала самому их найти. Невозможно, не владея языком, научить другого говорить на нем. Да, можно взять какие-то пособия и заучить их. Но как только коснется практики, разговора, станет понятно, что это было впустую потраченное время, получилась какая-то глупость.

Сам глубоко несчастный, не сможешь научить ребенка быть счастливым. Если ты неспособен подарить любовь и проявить заботу о своем ребенке, глупо ожидать, что кто-то другой это сделает. Если ты черств, не очень эмпатичен, глупо думать, что твои дети будут иными. Если ты открыт миру, готов разделить радость или грусть с тем, кто рядом с тобой, вполне возможно, что, видя твой пример, и твои дети будут таковыми. Если же диалог с ребенком заканчивается словами «подожди, мне некогда», значит, найдутся те, которые ответят по-другому. Потом, вероятно, будет поздно что-то менять.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​