О земном и о небесном. Крещение Руси

3 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня наша тема – «Крещение Руси». Об исторической правде, мифах и домыслах поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– В каком году на самом деле произошло Крещение Руси?

– У нас нет оснований сомневаться в данных русских летописей, которые называют дату:  988 год по Рождестве Христовом. Другое дело, что этот процесс, как говорят современные исследователи, не был одномоментным. Сначала христианство проникало на Русь через контакты с Византией (через дружинников). Исторические летописи говорят о том, что христианами были Аскольд и Дир, которые жили намного раньше, чем официально крестилась наша страна. Мы знаем, что христианкой была святая равноапостольная Ольга, бабушка князя Владимира, крестителя Руси, которая тоже жила раньше. Ко времени Крещения Руси в Киеве уже были христианские храмы (правда, мы не знаем их точное количество, но знаем об их существовании). Официальной датой принято считать момент, когда князь Владимир, приняв крещение до этого в Крыму (в Корсуни) и получив в жены византийскую царевну, прибыл в Киев и объявил о том, что он предлагает всем киевлянам вместе с ним и его ближайшими сподвижниками принять крещение.

– Крещение Руси подробно описывается в «Повести временных лет». Правда ли, что до того как принять христианство, к князю Владимиру приходили различные послы и предлагали другие религии?

– В летописи существует подобная история. Мы знаем, что князь выслушал хазар, которые исповедовали иудаизм; булгар, которые к тому времени уже исповедовали ислам; католиков и византийских посланцев. Как говорит летопись, Владимир отправлял и своих посланцев во все эти страны, чтобы посмотреть, как живут люди, исповедующие ту или иную религию. Я думаю, большинство современных ученых сходятся в том мнении, что это, конечно, скорее легендарная часть описания выбора религии, потому что выбор веры не происходит так просто и моментально, как это описано в этой замечательной истории. Но эта история отражает мысль, которая бытовала в русском народе. Когда посланцы пришли к князю Владимиру, они сказали о службе в Храме Святой Софии: «Мы не знали, на небе  мы были или на земле». То, что летописец подчеркивает именно этот момент в качестве мотива выбора религии, говорит о том, что для русского народа выбор религии  был выбором пути к небу, а не просто каким-то из вариантов политического или цивилизационного выбора.

– Есть мнение, что Русь Владимир крестил огнем и мечом. Действительно ли это так и откуда это выражение?

– Действительно, есть такое выражение. Оно уходит корнями в русскую пословицу, которая говорит, что новгородцев крестил Добрыня мечом, а Путята огнем (или есть варианты наоборот). В летописях есть один случай. В Новгород Великий приехал митрополит Иларион для проповеди на Вечевой площади. Его охраняли местные воеводы Путята и Добрыня. Летопись говорит, что пока войска стояли в охране митрополита, языческие жрецы живьем сожгли семьи Добрыни и Путяты в их собственных домах. Если бы вы узнали о том, что пока вы выполняли что-то, вашу семью сожгли живьем, как бы вы отнеслись к зачинщикам подобной истории? Я думаю, здесь дело вовсе не в распространении веры, а в том, что сотворили эти люди. Они перешагнули черту, которая отделяет христианское терпение от нормального человеческого чувства мести за собственные семьи, за жен и детей. Надо понимать, что сожжение было и актом жертвоприношения языческим богам. Все это учинили именно жрецы.

Это, пожалуй, единственный случай, когда в летописях было зафиксировано такое серьезное пролитие крови в процессе христианизации Руси со стороны христиан. С другой стороны, могу сказать, что, например, в XIII веке (напомню, что это практически накануне монгольского нашествия) епископа Ростова Великого Леонтия язычники сожгли. То есть если бы мы действительно поверили в то, что в X веке всех язычников жестоко уничтожили, то кто тогда в XIII веке сжег Леонтия? Поэтому то, что Русь крестилась огнем и мечом, – это злая сказка для исторически необразованных людей.

– Что еще нам известно из летописей о Крещении Руси? Как воспринимал это народ? Сколько времени все это длилось?

– Надо сказать, что, на удивление, этот процесс оказался не очень длительным. Сам факт существования пословицы о Добрыне и Путяте (если вчитаться в текст летописи) говорит о том, что жители остальных земель как бы подтрунивают над новгородцами: мол, ребята, вы совсем уже в своих лесах застряли. Потому что все остальные приняли это более спокойно. Дело в том, что славянское язычество вовсе не было таким, каким его принято себе представлять. Мы знаем и о зарубинецком идоле, вокруг которого несколько десятков (как минимум) детских скелетов – детей, принесенных в жертву языческому идолу. Мы знаем из писаний арабских, византийских, западных, готских хронистов о существовавших традициях человеческих жертвоприношений в славянском язычестве. Это действительно имело место. Поэтому, думаю, многие из тогдашних славян с радостью восприняли новость о том, что теперь не нужно своих собственных детей отдавать в жертву и убивать ради какого-то очередного бога и его благоволения. Могу сказать, что даже современное сожжение Масленицы, которое мы так радостно делаем (иногда даже в детских садах), – это не что иное, как гуманизированный ритуал человеческого жертвоприношения.

– Почему языческая культура, точнее ее элементы, некоторые атрибуты так живучи?

– Этот феномен называется двоеверием. Он характерен не только для Руси, но и для любого общества. Когда древняя религия уходит из официального почитания (государство и народ меняют свою религию), она переходит в область суеверий, скоморошества, каких-то пословиц, поверий, фольклора. В области фольклора долгое время, в том числе и на Руси, живет двоеверие. Ведь что такое языческая религия? «Язык» по-славянски – это «народ». Языческая религия – это та религия, которую народ сам для себя придумал. Конечно, человеку в чем-то проще спуститься до уровня собственной выдумки (понятной, человеческой), чем поднимать себя до уровня откровения, которое не всегда удобно, понятно и не так просто исполнимо. Господь дает нам религию откровения для того, чтобы мы росли, а языческая религия, наоборот, предлагает нам упрощенный религиозный «фастфуд», который никакого роста и усилий не предполагает.

– Правда ли, что князь Владимир, который спас Русь от этого языческого безумия, сам пострадал за веру?

– Я бы не сказал, что он прямо пострадал за веру. Надо сказать, что он и сам был достаточно убежденным язычником долгое время. Отец его был язычником и стремился воспитать сына в языческой вере. Но все же князь Владимир под влиянием своей бабушки княгини Ольги сделал для себя выбор. Он делал его, конечно, с воинской позиции, с позиции силы: стремился завоевать новую веру, осадив для этого греческий полис Корсунь, вытребовав византийскую царевну себе в жены в обмен на то, что он крестится. Изначально, может быть, он подходил с языческих позиций к выбору веры, чтобы заручиться сильным союзником, войти в союз с сильным государством. Как тогда мыслил человек? Если рядом сильное государство, значит, его бог сильнее; если это государство сильнее меня, значит, его боги точно сильнее моих. Так рассуждал язычник. Для него языческий бог имел территориальное ограничение: здесь он поклонялся этим богам, там тем. Для язычника это было вполне нормально.

Может быть, с такими мыслями и пришел Владимир к купели, но когда он из нее вышел, то изменился и искренне стал христианином (об этом свидетельствуют летописи). Он изменил весь свой воинско-варяжский образ жизни. Конечно, многие его дружинники удивились такому изменению. Кто-то сразу вместе с ним крестился, кто-то потом. А кто-то (в меньшинстве, конечно) остался язычником, какие-то из этих людей были недовольны князем Владимиром. Однако сила его убеждения, веры, сила той благодати, которую Господь подал ему через крещение, помогла ему быть достаточно убедительным.

Есть языческая байка о том, что Владимир огнем и мечом убил девять миллионов язычников. Во-первых, цифра совершенно несуразная: не было столько людей в Киевской земле в то время (сейчас их столько нет, а тогда тем более). Во-вторых, что это за княжеская дружина (численностью до тысячи человек), если она смогла убить девять миллионов людей? Даже если посчитать по законам демографии: должно было быть минимум сто восемьдесят тысяч молодых, здоровых вооруженных мужчин, которые могли оказать сопротивление. Что же это за воины были такие, которые смогли такое сотворить при численном превосходстве в восемнадцать раз? Поэтому когда про такие вещи рассказывают, это смешно. С другой стороны, нужно понимать, что Владимир своим изменением (как и апостол Павел) многих удивил и стал живым примером для своего окружения. Прежде всего для воинов, которые его любили и уважали, а вслед за ними и для всех остальных.

– Когда на Руси стали появляться первые церковные организации?

– Церковные летописи донесли до нас имя первого киевского митрополита Михаила, который был поставлен в Византии. Историки говорят, что существует слишком большая лакуна между 988 и 1072 годами (под которым значится имя митрополита Михаила). Говорят, что первыми крестителями Руси все же были болгары (следующее поколение учеников и сподвижников Кирилла и Мефодия). Дело в том, что как раз в это время между Византией и Болгарией начинаются войны. То, что в наших летописях существует подобная лакуна, историки объясняют именно болгарско-византийскими сложными отношениями того периода. Первые иерархи, священники, которые были с Владимиром, могли быть и греками, и болгарами. Во всяком случае, с конца XI века мы уже знаем о существовании митрополии, священников. Первых священников привез с собой из Корсуни сам Владимир, потому что кто-то должен был совершать массовое крещение в Днепре. Возникает митрополия, долгое время она остается в таком статусе, потом начинает дальше развиваться, но это уже другая история.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать