О земном и о небесном. Крещение Господне. Таинство Крещения

18 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
На этой неделе православные отмечают Крещение Господне. О празднике Богоявления, традициях и самом таинстве Крещения поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Давайте в первую очередь обратимся к истории праздника. Почему Крещение Господне еще называют Богоявлением?

– Богоявление, по-гречески «теофания», название одного из древнейших праздников, который существовал в Церкви. Он объединял события, предвосхищающие Евангельскую историю: Рождество Христово, поклонение волхвов, Крещение Господне. Все эти события и  были объединены в один праздник, который назывался Теофания (Богоявление) или Явление (Эпифания). Со временем эти события начали расходиться, и у каждого появлялся свой отдельный праздник. Так получилось, что праздник Крещения отмечается как праздник Богоявления (Теофания), а Рождество Христово был выведен в отдельный праздник.

– Как правильно отмечать Крещение? Когда следует набирать крещенскую воду, действительно ли она целебна? Вода в купели (у храма) и природная – отличается ли?

– Отмечая все церковные праздники, правильно начинать с молитвы. Лучше, если это будет общая соборная молитва, участие в богослужении, Евхаристии, причастии. А потом провести время с семьей, в добрых делах, беседе, общении. У нас нет какой-то дорожной карты: сначала мы должны выполнить это, потом то. Если выполним хотя бы семьдесят процентов от намеченного – праздник удался. Как любое другое время, мы должны проводить его с умом.

Что касается святой воды, святая вода – великая агиасма. Чин великого освящения воды, который совершаем и накануне, и в сам праздник Крещения Господня, – это один и тот же чин, совершаемый по одному и тому же плану. Следовательно, прочитанные при этом молитвы являются одними и теми же, и это одна и та же вода. Часто можно слышать такое мнение, что бывает вода богоявленская, а бывает крещенская. И Богоявление, и Крещение суть одно событие. Богослужебный чин, который совершается при освящении воды и накануне, и в сам праздник является одним и тем же. Поэтому в какой день удобнее человеку набрать воды, в тот день и лучше это сделать.

Так получилось, что чин прочитывается дважды в год: накануне и в сам день праздника. У всего, что происходит в Церкви, всегда есть некое обоснование. Накануне Крещения совершалось массовое крещение людей, которые желали войти в Святую Церковь. Это были особые дни: в Крещение Господне и на Пасху. Когда люди готовились к празднику Богоявления, то обычно их крестили накануне для того, чтобы в сам праздник они уже были членами Церкви и могли разделить радость общей молитвы со всей полнотой Церкви. И потому было принято чин освящения воды совершать также накануне.

А в день праздника (древняя иерусалимская традиция) по завершении праздничного богослужения люди и священство исходили на Иордан. Там на берегу совершался молебен и освящение воды в реке. Со временем эта традиция распространилась и по другим Церквям Востока и закрепилась: есть чин освящения и 18, и 19 января. Но это один и тот же чин, одна и та же святая вода. Что касается ее полезности и целебных свойств, принимаемая с верой, молитвой, благоговейным трепетом и упованием на Бога, она  может принести очень хорошие плоды; если не для физического здоровья, то для духовного и эмоционального точно.

– Когда зародилась традиция на Крещение погружаться в прорубь, купель, совершать троекратное омовение? Всем ли это можно, тем более если на улице крещенские морозы?

– Традиция эта достаточно древняя, и существовала она в разных Церквях. Но следует отметить, что, во-первых, эта традиция не является чем-то обязательным. Если человек не желает окунаться, тем более ночью, в мороз, в прорубь – это не делает его хуже. Во-вторых, со временем эта традиция, к сожалению, утратила свою суть. Прежде человек желал не только испить освященной воды, но и окунуться в нее целиком. Однако сегодня погружение в иордань превратилось в какую-то забаву – прыгнуть в прорубь ради веселья или чтобы проявить свою молодецкую удаль. И суть происходящего совершенно меняется.

Иногда в народе бытует и такое мнение, касающееся окунания в прорубь: мол, с помощью этой «процедуры» можно избавиться от грехов. Но это абсолютное суеверие, не имеющее ничего общего с реальностью. А кому можно, кому нельзя это делать – вопрос не ко мне, а к лечащему врачу. Надо проконсультироваться, способен ли твой организм выдержать подобное экстремальное мероприятие.

– Имеются противопоказания, рекомендуется консультация специалистов?

– Конечно.     

– С омовениями понятно. Вы говорили еще об одной традиции: на Крещение крестят детей. Она в наши дни сохраняется? С какого возраста следует крестить ребенка?

– Сегодня, слава Богу, мы крестим детей не раз в год и даже не два. Мы крестим детей постоянно, по мере необходимости. Нельзя сказать, что есть четко установленная дата, когда нужно крестить ребенка. Крестить ребенка нужно тогда, когда к этому готовы и мама, и младенец. Обычно церковная традиция предполагает, что ребенка крестят на сороковой день: проходит период очищения, женщина приходит в себя после родов, младенец уже окреп и способен покидать дом на длительное время. Но это не религиозный, не богословский фон, а утилитарный, практический. Сегодня можно креститься в любом храме, в любой день, без привязки к календарю. Да, есть исключения, и  они известны: в определенных местах, определенных храмах, например, в храмах с практикой длительного оглашения, крестят только тех, кто прошел длительные огласительные курсы. В большинстве храмов детей крестят сразу, а взрослые могут креститься по прохождении огласительных бесед. Они, как правило, не очень длинные – две, три беседы.

– Имеется в виду с крестными родителям?

– Да, с крестными родителями, если крестится ребенок, и хорошо бы с его родителями эти беседы  провести. А если крестится взрослый человек, то беседы проводятся с самим крещаемым.

– Как правильно выбрать крестных? Могут ли они быть между собой в родственных отношениях? Допустим, муж и жена, если родители дружат семьями?

– Главное и первое условие, с которого можно начинать, – этот человек должен быть православным христианином. Не просто потому, что он сам себя так называет, а  действительно это должен быть православный человек, крещенный в Православной Церкви, исповедующий себя христианином, участвующий в жизни Церкви.

Существует еще одно условие: необходим крестный того же пола, что и крещаемый, т.е. если крестим девочку, должна быть крестная, если мальчика – крестный. Традиция предполагает крестных обоего пола, но в случае невозможности этого мы можем ограничиться крестной для девочки и крестным для мальчика. Касательно того, могут ли они состоять в браке: канона, запрещающего подобное, нет. И если прекрасные супруги могут стать достойными восприемниками для ребенка, то в этом нет никакой проблемы. Но если есть отличный потенциальный крестный и отличная потенциальная крестная, которые не связаны родственными узами, то это ничуть не хуже и, с другой стороны, ничуть не лучше, чем семейная пара.

Еще важным в вопросе крещения является следующее: тот, кто желает быть крестным и  кого выбрали родители – это не просто человек, от которого ребенок может ожидать дополнительный подарок на день рождения, но который никоим образом не участвует в жизни ребенка. Такого быть не должно. Крестный должен не просто участвовать в жизни ребенка, но проявлять деятельное участие в его духовном развитии. Есть такие слова: крестный – это тот человек, держась за руку которого ребенок совершает первые шаги в Церкви.

– Хотелось бы отдельно остановиться на теме выбора имени. Нередки случаи, когда при рождении ребенку дается одно имя, а в крещении другое. И сейчас, когда пошла мода на какие-то необычные имена,  это становится особенно актуальным. Как правильно выбрать имя при крещении? И какое именно имя с точки зрения православия (то, что дано при рождении, или то, что дано при крещении) считается «настоящим»?

– Во-первых, крестить человека можно с любым именем – с тем, которым его назвали.  Однако традиция Русской Православной Церкви примерно с XVI века заключается в том, что человек при крещении нарекается именем по святцам, т.е. именем того или иного святого. Это очень хорошая традиция. Нет нужды от нее отступать. Бывают и исключения. Например, когда ребенка назвали каким-то именем, которого нет в святцах, то нередко родителям рекомендуют крестить ребенка или похожим именем, или именем святого, память которого выпадает на день рождения ребенка. Это делается для того, чтобы каким-то образом приблизить эту практику к традиции нашей Церкви. Это хорошая, благочестивая, но всего лишь традиция.

В других Православных Церквях таких проблем нет. Например, балканские христиане называют своих детей так, как желают. Мы можем встречать такие интересные имена, как Ночка или Златка, и это ничуть не мешает крестить ребенка с этим именем. Но в нашей уже укоренившейся традиции это может быть сопряжено с определенными трудностями. Например, человека крестили с каким-нибудь именем, которого нет в святцах. Он станет взрослым, будет православным христианином, исповедующим Христа, участвующим в таинствах Церкви, и в какой-то паломнической поездке в тот или иной монастырь он захочет  заказать требы. И тут могут возникнуть вопросы, потому что есть места с очень консервативными взглядами, подходом, где не принимают  никаких отклонений. Да, есть такая традиция, но это не значит, что именно так верно, а иначе быть не может. Может. Что касается «настоящего» имени, то здесь возможно такое правило: как человек себя осознает, каким именем он представляется при знакомстве, то имя и является подлинным.

– Считается, что при крещении человеку прощаются все грехи. Возможно, в таком случае следует креститься во взрослом возрасте, когда за плечами изрядный греховный багаж? Или это не панацея?

– Мы не знаем, когда Господь нас призовет, и не можем строить планы даже на следующий час, не говоря уже о следующем дне. Потому наша связь со Христом, жизнь в Церкви – это не то, на что мы могли бы делать некие ставки. Если человек исповедует себя христианином, если  исповедует Христа Богом, признает Его крестную смерть и последующее воскресение и считает, что готов быть членом Церкви, то для чего тогда тянуть? Следует креститься сразу.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​