Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Давайте в первую очередь обратимся к истории праздника. Почему Крещение Господне еще называют Богоявлением?
– Богоявление, по-гречески «теофания», название одного из древнейших праздников, который существовал в Церкви. Он объединял события, предвосхищающие Евангельскую историю: Рождество Христово, поклонение волхвов, Крещение Господне. Все эти события и были объединены в один праздник, который назывался Теофания (Богоявление) или Явление (Эпифания). Со временем эти события начали расходиться, и у каждого появлялся свой отдельный праздник. Так получилось, что праздник Крещения отмечается как праздник Богоявления (Теофания), а Рождество Христово был выведен в отдельный праздник.
– Как правильно отмечать Крещение? Когда следует набирать крещенскую воду, действительно ли она целебна? Вода в купели (у храма) и природная – отличается ли?
– Отмечая все церковные праздники, правильно начинать с молитвы. Лучше, если это будет общая соборная молитва, участие в богослужении, Евхаристии, причастии. А потом провести время с семьей, в добрых делах, беседе, общении. У нас нет какой-то дорожной карты: сначала мы должны выполнить это, потом то. Если выполним хотя бы семьдесят процентов от намеченного – праздник удался. Как любое другое время, мы должны проводить его с умом.
Что касается святой воды, святая вода – великая агиасма. Чин великого освящения воды, который совершаем и накануне, и в сам праздник Крещения Господня, – это один и тот же чин, совершаемый по одному и тому же плану. Следовательно, прочитанные при этом молитвы являются одними и теми же, и это одна и та же вода. Часто можно слышать такое мнение, что бывает вода богоявленская, а бывает крещенская. И Богоявление, и Крещение суть одно событие. Богослужебный чин, который совершается при освящении воды и накануне, и в сам праздник является одним и тем же. Поэтому в какой день удобнее человеку набрать воды, в тот день и лучше это сделать.
Так получилось, что чин прочитывается дважды в год: накануне и в сам день праздника. У всего, что происходит в Церкви, всегда есть некое обоснование. Накануне Крещения совершалось массовое крещение людей, которые желали войти в Святую Церковь. Это были особые дни: в Крещение Господне и на Пасху. Когда люди готовились к празднику Богоявления, то обычно их крестили накануне для того, чтобы в сам праздник они уже были членами Церкви и могли разделить радость общей молитвы со всей полнотой Церкви. И потому было принято чин освящения воды совершать также накануне.
А в день праздника (древняя иерусалимская традиция) по завершении праздничного богослужения люди и священство исходили на Иордан. Там на берегу совершался молебен и освящение воды в реке. Со временем эта традиция распространилась и по другим Церквям Востока и закрепилась: есть чин освящения и 18, и 19 января. Но это один и тот же чин, одна и та же святая вода. Что касается ее полезности и целебных свойств, принимаемая с верой, молитвой, благоговейным трепетом и упованием на Бога, она может принести очень хорошие плоды; если не для физического здоровья, то для духовного и эмоционального точно.
– Когда зародилась традиция на Крещение погружаться в прорубь, купель, совершать троекратное омовение? Всем ли это можно, тем более если на улице крещенские морозы?
– Традиция эта достаточно древняя, и существовала она в разных Церквях. Но следует отметить, что, во-первых, эта традиция не является чем-то обязательным. Если человек не желает окунаться, тем более ночью, в мороз, в прорубь – это не делает его хуже. Во-вторых, со временем эта традиция, к сожалению, утратила свою суть. Прежде человек желал не только испить освященной воды, но и окунуться в нее целиком. Однако сегодня погружение в иордань превратилось в какую-то забаву – прыгнуть в прорубь ради веселья или чтобы проявить свою молодецкую удаль. И суть происходящего совершенно меняется.
Иногда в народе бытует и такое мнение, касающееся окунания в прорубь: мол, с помощью этой «процедуры» можно избавиться от грехов. Но это абсолютное суеверие, не имеющее ничего общего с реальностью. А кому можно, кому нельзя это делать – вопрос не ко мне, а к лечащему врачу. Надо проконсультироваться, способен ли твой организм выдержать подобное экстремальное мероприятие.
– Имеются противопоказания, рекомендуется консультация специалистов?
– Конечно.
– С омовениями понятно. Вы говорили еще об одной традиции: на Крещение крестят детей. Она в наши дни сохраняется? С какого возраста следует крестить ребенка?
– Сегодня, слава Богу, мы крестим детей не раз в год и даже не два. Мы крестим детей постоянно, по мере необходимости. Нельзя сказать, что есть четко установленная дата, когда нужно крестить ребенка. Крестить ребенка нужно тогда, когда к этому готовы и мама, и младенец. Обычно церковная традиция предполагает, что ребенка крестят на сороковой день: проходит период очищения, женщина приходит в себя после родов, младенец уже окреп и способен покидать дом на длительное время. Но это не религиозный, не богословский фон, а утилитарный, практический. Сегодня можно креститься в любом храме, в любой день, без привязки к календарю. Да, есть исключения, и они известны: в определенных местах, определенных храмах, например, в храмах с практикой длительного оглашения, крестят только тех, кто прошел длительные огласительные курсы. В большинстве храмов детей крестят сразу, а взрослые могут креститься по прохождении огласительных бесед. Они, как правило, не очень длинные – две, три беседы.
– Имеется в виду с крестными родителям?
– Да, с крестными родителями, если крестится ребенок, и хорошо бы с его родителями эти беседы провести. А если крестится взрослый человек, то беседы проводятся с самим крещаемым.
– Как правильно выбрать крестных? Могут ли они быть между собой в родственных отношениях? Допустим, муж и жена, если родители дружат семьями?
– Главное и первое условие, с которого можно начинать, – этот человек должен быть православным христианином. Не просто потому, что он сам себя так называет, а действительно это должен быть православный человек, крещенный в Православной Церкви, исповедующий себя христианином, участвующий в жизни Церкви.
Существует еще одно условие: необходим крестный того же пола, что и крещаемый, т.е. если крестим девочку, должна быть крестная, если мальчика – крестный. Традиция предполагает крестных обоего пола, но в случае невозможности этого мы можем ограничиться крестной для девочки и крестным для мальчика. Касательно того, могут ли они состоять в браке: канона, запрещающего подобное, нет. И если прекрасные супруги могут стать достойными восприемниками для ребенка, то в этом нет никакой проблемы. Но если есть отличный потенциальный крестный и отличная потенциальная крестная, которые не связаны родственными узами, то это ничуть не хуже и, с другой стороны, ничуть не лучше, чем семейная пара.
Еще важным в вопросе крещения является следующее: тот, кто желает быть крестным и кого выбрали родители – это не просто человек, от которого ребенок может ожидать дополнительный подарок на день рождения, но который никоим образом не участвует в жизни ребенка. Такого быть не должно. Крестный должен не просто участвовать в жизни ребенка, но проявлять деятельное участие в его духовном развитии. Есть такие слова: крестный – это тот человек, держась за руку которого ребенок совершает первые шаги в Церкви.
– Хотелось бы отдельно остановиться на теме выбора имени. Нередки случаи, когда при рождении ребенку дается одно имя, а в крещении другое. И сейчас, когда пошла мода на какие-то необычные имена, это становится особенно актуальным. Как правильно выбрать имя при крещении? И какое именно имя с точки зрения православия (то, что дано при рождении, или то, что дано при крещении) считается «настоящим»?
– Во-первых, крестить человека можно с любым именем – с тем, которым его назвали. Однако традиция Русской Православной Церкви примерно с XVI века заключается в том, что человек при крещении нарекается именем по святцам, т.е. именем того или иного святого. Это очень хорошая традиция. Нет нужды от нее отступать. Бывают и исключения. Например, когда ребенка назвали каким-то именем, которого нет в святцах, то нередко родителям рекомендуют крестить ребенка или похожим именем, или именем святого, память которого выпадает на день рождения ребенка. Это делается для того, чтобы каким-то образом приблизить эту практику к традиции нашей Церкви. Это хорошая, благочестивая, но всего лишь традиция.
В других Православных Церквях таких проблем нет. Например, балканские христиане называют своих детей так, как желают. Мы можем встречать такие интересные имена, как Ночка или Златка, и это ничуть не мешает крестить ребенка с этим именем. Но в нашей уже укоренившейся традиции это может быть сопряжено с определенными трудностями. Например, человека крестили с каким-нибудь именем, которого нет в святцах. Он станет взрослым, будет православным христианином, исповедующим Христа, участвующим в таинствах Церкви, и в какой-то паломнической поездке в тот или иной монастырь он захочет заказать требы. И тут могут возникнуть вопросы, потому что есть места с очень консервативными взглядами, подходом, где не принимают никаких отклонений. Да, есть такая традиция, но это не значит, что именно так верно, а иначе быть не может. Может. Что касается «настоящего» имени, то здесь возможно такое правило: как человек себя осознает, каким именем он представляется при знакомстве, то имя и является подлинным.
– Считается, что при крещении человеку прощаются все грехи. Возможно, в таком случае следует креститься во взрослом возрасте, когда за плечами изрядный греховный багаж? Или это не панацея?
– Мы не знаем, когда Господь нас призовет, и не можем строить планы даже на следующий час, не говоря уже о следующем дне. Потому наша связь со Христом, жизнь в Церкви – это не то, на что мы могли бы делать некие ставки. Если человек исповедует себя христианином, если исповедует Христа Богом, признает Его крестную смерть и последующее воскресение и считает, что готов быть членом Церкви, то для чего тогда тянуть? Следует креститься сразу.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Божественная литургия 28 июня 2022 года
Читаем Апостол. 28 июня
ВДОХНОВЕНИЕ с ЛАРГО. часть 4
ВДОХНОВЕНИЕ с ЛАРГО. часть 5
Чебоксары. Крестный ход
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!