О земном и о небесном. Крещение Господне: православные традиции и суеверия

19 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Отец Михаил, как согласно учению Церкви следует проводить дни от Рождества до Крещения?

– Эти дни называются святки, иначе – святые дни. То есть эти дни мы должны наполнять святыней родившегося Бога. Как сорок дней Великим постом мы готовимся к Пасхе, так и к Крещению мы готовимся: сначала – к Рождеству большим постом, затем – святки, а сегодня – Крещенский сочельник: опять пост. Мы эти праздники встречаем особо. Святые дни – это дни, которые должны быть наполнены святостью родившегося Бога, Который пришел в этот мир. Что значит наполнять день святостью? Это значит проводить его так, чтобы наше христианство стало примером для близких людей. Мы должны вести себя так, чтобы о нас сказали: «Вот эти люди действительно христиане, они действительно веруют, любят Бога, а их Бог любит людей».

Как это сделать? Есть традиции: ходить в гости, поздравлять, радоваться вместе, приглашать за стол тех, у кого, может быть, нет возможности угостить, заботиться о тех, у кого не очень хорошо материально. В нынешнем году это особенно важно, потому что мы еще не до конца преодолели последствия ограничений, что наложила на нас эпидемическая ситуация.

– Ни для кого не секрет, что двенадцать святочных дней многие в миру связывают с различными приметами, суевериями. Девушки, к примеру, любят гадать. Как относится к этому Церковь? И вообще следует ли это делать?

– Гадание Церковь воспринимает отрицательно по одной простой причине: в духовном мире не существует безличной, безликой энергии; в духовном мире существуют личности. Бог – это Личность; и человек – личность. Но, к сожалению, кроме Бога и человека, есть личности, которые настроены к нам совершенно иначе, – это духи злобы поднебесной, которые злы на нас, потому что мы имеем возможность измениться и спастись, покаяться и войти в Царство Небесное. Это бессмертные духи, которые желают нам зла.

К сожалению, пытаясь заглянуть за предусмотрительно скрытую от нас грань, чаще всего мы наталкиваемся на лукавство и обман падших духов, и это крайне опасно. Человек, который не разбирается в духах, попадает в ловушку, что нередко заканчивается даже сумасшествием. Поэтому я бы предостерег всех от того, чтобы недооценивать гадания и считать их просто милой святочной традицией. К сожалению, всякое гадание – это общение с бесами, духами злобы, и это общение крайне опасно.

Лучше помолиться, обратиться к Богу напрямую. Если какая-то девушка хочет выйти замуж, почему бы просто не сказать: «Господи, помоги мне в эти святые дни. Я буду читать акафист, молиться, просить Тебя более усердно, более горячо, чем обычно, чтобы наконец-то увидеть своего любимого человека». Лучше так, чем кидаться через забор в кого-то обувью. Это совсем не наш метод.

– Наверняка существуют какие-то специальные молитвы, акафисты. Но человеку невоцерковленному, к примеру, той же молодой девушке, очень сложно разобраться, кому молиться. Что можете посоветовать?

– Молиться надо Богу. Потому что все святые, которым мы читаем акафисты и возносим молитвы, – наши сомолитвенники, наши друзья, ходатаи пред Богом. На Кавказе это очень понятно. Чтобы подойти к важному человеку, нужно найти его друга и сказать: «Замолви за меня словечко». Святой – это тот, кто замолвит за нас перед Богом словечко. Это, конечно, важно, но просить нужно Самого Бога прежде всего. Потом помолиться и Божией Матери, потому что кому, как не Матери, понять нужду любого ребенка, который хочет выйти замуж или жениться, создать замечательную, православную семью?

Молятся о браке прежде всего тем святым угодникам Божиим, кто был в браке. Аналогия очень простая: если святые угодники Божии прожили замечательную жизнь в христианском браке (например, Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, или всем известные святые Петр и Феврония), то им мы и молимся, чтобы они благословили возможный будущий брак.

– С гаданиями все понятно. А как Православная Церковь относится к другой традиции, которая также устоялась в народе: перед Рождеством, на старый Новый год, ходить колядовать?

– Коляда – это языческий праздник, поэтому мы предлагаем заменить его христославлением. Перед революцией эти люди назывались не колядовщики, а христославы. Они ходили с рождественской звездой, пели тропарь и кондак праздника (особые песнопения, посвященные праздничному дню), пели песнопения, посвященные Рождеству Христову. То есть не колядки, к которым мы привыкли, а именно песни о Христе. И даже то, что мы сейчас называем колядками, – это ведь на самом деле песни о Христе, о родившемся Спасителе мира. Христославы прославляли Христа и с ними делились праздничным угощеньем. Это было не на старый Новый год, а в Крещенский сочельник: люди ходили и прославляли Христа родившегося, чтобы получить небольшое угощение и после ночного праздничного богослужения (которое бывает в ночь с сочельника на день Крещения Господня) снова разговеться и встретить праздник. Пост длится всего один день. Так что это не коляда, а христославление. Христа мы всегда прославляем в эти святые дни – на то они и святки.

– Какие традиции празднования святок существуют в Пятигорской и Черкесской епархии?

– К сожалению, в нынешнем году не получилось встретить Рождество, провести святки и Крещение так, как мы обычно проводим их в Пятигорской епархии, потому что ограничения наложили свой отпечаток. К сожалению, мы ограничились храмовыми богослужениями. Самая главная наша традиция – детский крестный ход, когда из Спасского кафедрального собора детки во главе с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом идут на большой городской праздник на центральную площадь перед администрацией Пятигорска. Там – большой концерт, с песнями, колядками, казачьими песнями, детям вручаются подарки. Пожалуй, этот детский крестный ход – одна из самых радостных и приятных пятигорских традиций.

В республиках и в Пятигорске в дни святок всегда проходили рождественские елки. В этом году, к сожалению, тоже пришлось обойтись без этих замечательных больших праздников. И в Нальчике, и в Черкесске, и в Пятигорске проходили праздничные представления, но в этом году, к сожалению, мы вынуждены были от этого отказаться. Надеюсь, следующий год позволит нам возродить замечательные рождественские, крещенские, святочные традиции.

– Расскажите, пожалуйста, об особенностях работы храмов и монастырей в этом году. Ограничительные меры продолжают действовать?

– Ограничительные меры действуют в том смысле, что мы предпринимаем все необходимые меры для обеспечения санитарной безопасности. В храмах существует разметка, мы просим всех прихожан соблюдать масочный режим. Мы не выставляем в этом году купели в храмах. Традиция освящения воды в проточных источниках – озерах, реках – сохраняется. Там, где такая традиция на приходе есть, духовенство вместе с прихожанами по традиции выйдет на иордань (так это называется) и освятит воду. А там, где освящение совершалось в бассейнах при храмах, в баптистериях (крестильных бассейнах) или в специально установленных бассейнах, такого освящения в этом году не будет.

– Концерты у храмов будут в этом году?

– Концерты будут очень краткими, только на улице и только с одной целью – поздравить деток, для которых праздник должен оставаться праздником. Напомню также нашим собеседникам, что вода освящается дважды. Один раз воду освятили сегодня, 18 января, после литургии. Второй раз воду освятят завтра, в день Крещения Господня, тоже после литургии. Где-то литургия служится ночью и вода освящается рано утром. Где-то литургия служится утром и вода освящается после литургии.

Вода освящается дважды, причем вода эта – одна и та же. Крещенская вода от так называемой богоявленской ничем не отличается, молитвы читаются одни и те же. Просто, как объясняет Типикон (Церковный устав), в один из моментов жизни в Церкви вдруг перестало хватать воды, и воду, которую освящали обычно накануне, в сочельник, стали освящать дополнительно в сам день праздника, чтобы всем хватило воды.

– Каждый желающий без ограничений может прийти и набрать святой воды?

– Каждый желающий без ограничений может набрать святой воды при условии, что он будет использовать ее с должным благоговением, брать ее с должным благоговением и относиться к ней как к великой святыне. Эта святая вода по-гречески называется «великая агиасма» – великая святыня, потому что такое освящение воды, которое совершается в сочельник и в день Крещения Господня, бывает только раз в год. Второй раз такого великого освящения воды мы не совершаем. Относиться к ней нужно как к особой святыне. Больше скажу, если нет возможности верующему человеку причаститься Святых Христовых Таин, он может с верой принять крещенскую воду. Это не заменит, конечно, Причастия, но будет помощью, поддержкой и утешением. Вот такая великая святыня эта вода.

– Насколько доступно сегодня Причастие?

– Доступно, как и в каждый большой праздник, с соблюдением всех мер безопасности. То есть мы просим всех наших прихожан быть в масках, стоять друг от друга на необходимой дистанции. С соблюдением всех мер предосторожности мы всех причащаем. Исповеди совершаются общие. Исповедующий священник со всеми мерами предосторожности подходит к исповеди. Все эти меры были введены в марте прошлого года и продолжают действовать.

– Что касается воды, скажите, как правильно ее использовать. В народе бытует мнение, что в определенное время нужно открыть в ванной воду, набрать и она тоже будет иметь некие целебные свойства.

– Во многом такое мнение основано на советском прошлом нашей Церкви, когда в некоторых регионах нашей страны на огромную область (или край, республику) не было ни одного действующего храма. Тогда действительно верующие с молитвой и верой поступали так, как Вы рассказываете. Сейчас в этом нет никакой необходимости. Вода освящается молитвой. Знаете, есть даже такая задачка: сколько ионов серебра содержится в крещенской воде, если священник окунает крест в Волгу, которая течет со скоростью пять километров в час, а крест деревянный?

Понятно, что вода освящается молитвой. Если есть возможность прийти в ближайший храм и получить святую воду, то лучше пользоваться таким способом. Я не вижу никаких препятствий для того, чтобы в любое свободное время (в день Крещения или накануне) человек мог прийти и спокойно взять себе столько воды, сколько ему действительно необходимо. Попытка сэкономить свои силы и время и просто открыть воду?..  Если вы священник и сможете прочитать подобающие молитвы чина Великого освящения воды, вы в принципе сможете освятить эту воду, но надо понимать, куда потом ее девать.

Кстати, об использовании воды. Нужно стараться, чтобы такая великая святыня не осквернялась. Бывает такое, что налили святую крещенскую воду в недостаточно чистую посуду – и вода испортилась. Обычно это бывает именно из-за посуды, потому что сама по себе крещенская вода не портится годами и десятилетиями. У меня есть вода, которая освящена еще в 50-е годы прошлого века и сохраняет свои качества. Если вдруг вода была набрана в недостаточно чистую посуду и что-то с ней случилось, нужно ее вылить в непопираемое место. Обычно это цветочный горшок или такое место, где нет ни животных, ни людей, где никто не ходит (под деревом, например). Можно вылить в реку, если река течет, не замерзла. Во всяком случае, относиться к этой святыне нужно с благоговением.

Использование святой крещенской воды для православного человека очень простое: каждое утро, когда мы не идем к литургии на причащение, выпиваем глоточек крещенской воды вместе с кусочком святой просфоры, совершая специальную молитву, которая есть в молитвословах. Это напоминает нам о Святом Причастии, к которому мы в этот день не приступаем, и помогает освятить свои мысли в предстоящий день.

– Спасибо большое, отец Михаил. Будем готовиться к Богоявлению. В следующих выпусках затронем другие интересные темы.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​