О земном и о небесном. Иконоборческий собор

10 февраля 2025 г.

Десятого февраля 754 года открылся Иерийский собор церковных иерархов. О событии и его роли в истории поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Отец Владимир, насколько известно, собор 754 года подверг запрету иконы и поклонение мощам. Чем было продиктовано такое решение?

– Действительно, собор 754 года, «грабительский», как его называют, – это следствие очень страшного периода в истории Церкви, периода иконоборчества. В это время Церковь очень сильно пострадала. Пострадала с точки зрения гуманитарной – это было ужасное время, когда иконоборцы уничтожали древние образы, всячески препятствовали развитию иконописи, стремились к уничтожению фресок. Мы очень много потеряли древних изображений.  Но пострадала она и с другой точки зрения: это было раздирание хитона Христова – Церкви, это – ужасный раскол, порожденный идеей иконоборчества. В церковной среде были как защитники ортодоксии и иконопочитания, так и ее противники, иконоборцы, которые жестоко преследовали иконопочитателей.

Нужно уяснить одну вещь: иконоборчество появилось не просто так. Это – следствие длительных процессов. После Халкидонского Собора не самые глупые люди в Церкви стали задаваться вопросом: а можем ли мы вообще изображать Бога? И эти их размышления оставались без ответа. Люди рассуждали, что-то говорили по этому поводу, обсуждали. Но сама идея о том, что можно запретить или отменить это, витала в воздухе. Тем более что начинаются контакты с соседями; у империи, как правило, военные. Не все было гладко: были победы, но были и поражения, и достаточно серьезные. И в среде зарождающегося иконоборчества начинают раздаваться голоса: а может быть, нам следует обратить внимание на вопрос, касающийся икон? Может быть, поражение в войнах – это следствие Божественного наказания нам? А за что? Мы же вроде бы хорошие люди… В империи всё у нас в порядке. А может быть, у нас не все гладко с иконопочитанием? Может быть, иконы – это идолы, которые нельзя почитать? Постепенно эти идеи начинают обретать некоторый вес. Почему? Как это часто бывает, возник исторический парадокс: зачастую исторические личности, правители, успешные с точки зрения политической, бывают не слишком хороши с точки зрения нравственной или духовной.

– Кстати, бытует мнение, что император Константин V c детства неприязненно относился к Церкви и священнослужителям. Так ли это на самом деле?

– То, что он с детства был иконоборцем, – это факт, потому что он был сыном своего отца, Льва Исавра, тоже иконоборца. Но здесь обратим внимание на то, что и Лев Исавр, и Константин V с точки зрения политической, управленческой были неплохими правителями, достаточно сильными, и неплохими полководцами. В целом все было достаточно хорошо. При этом их авторитет и власть настолько возвысились, что они начинали (в частности, Константин V) доминировать над Церковью и пытаться подчинить ее себе. А будучи воспитанником и сыном своего отца, иконоборца Льва, Константин V действительно стал активно распространять иконоборчество в империи: замещать кафедры, где были ортодоксальные епископы, смещать их или подвергать арестам, пыткам и прочим безобразиям и поставлять своих, лояльных ему иконоборцев. Иконоборческая проблема была очень серьезной. Это не просто спор о том, следует  почитать святые иконы или от них отказаться. Здесь очень много аспектов. Это вопросы и богословские в контексте Боговоплощения, и политические (может ли государственная власть доминировать над Церковью и решать, что для нее правильно, а что вредно), и социальные, поскольку эта проблема породила по сути гражданскую войну. Когда мы читаем, как издевались иконоборцы над иконопочитателями, – это ужас какой-то. Но все они были людьми своего времени. Мы может увидеть, как это действовало и в обратную сторону. К сожалению, надо признать такой факт: в истории часто бывает, что люди, даже декларирующие какие-то высокие цели и нравственные идеалы, ведут себя совершенно по-человечески, со свойственными греховному человеку страстями, с нетерпением, небрежением, взаимными издевательствами и колкостями.

Так или иначе, но этот «грабительский» собор состоялся. На него съехалось достаточное количество представителей Церкви, но это были в основном конечно, лояльные к императору епископы. Этот собор нельзя даже назвать Вселенским, не только потому, что он установил богопротивные идеи в качестве истин, но и потому, что собрал только местных представителей. Не было представителей из Иерусалима, Западной Церкви, из Рима…

Междусобойчик некий!

Здесь нужно для себя уяснить, что главной проблемой все-таки была не столько религиозная, сколько политическая: если ты иконоборец – ты лоялен к власти. Если ты иконопочитатель – ты готов даже к страданию, но не отступишься от истины. Действительно, эпоха иконоборчества стала для Церкви одним из самых страшных периодов. Не случайно VII Вселенский Собор мы так и называем: «Торжество православия». Прекратилась эта ужасная, по сути, гражданская война в рамках империи и в рамках Церкви. Это – время победы ортодоксии в этом споре, прекращение распрей, братоубийства, взаимных издевательств. И это действительно является торжеством.

– А много ли святынь потеряли в результате иконоборческого собора?

Я думаю, что много. Но, к сожалению, никакой переписи, учета не было. Но вот, например, есть Иверский образ Пречистой Владычицы нашей Богородицы, который мы почитаем. Если мы возьмем историю этой иконы, что сразу приходит на ум? Рассказ о том, как женщина, христианка, в доме которой эта икона находилась, чтобы она не была уничтожена иконоборцами, вынесла икону к берегу моря, и та уплыла по волнам. И потом уже она была явлена на Афоне, ее встретили, торжественно вынесли на берег… Но история начинается с того, что иконоборцы желали уничтожить эту икону. Сколько было уничтожено таких святынь – образов, росписей? Очень много.

Собор проходил во Влахернском храме. Там были прекрасные фрески. К моменту проведения собора все фрески были оттуда удалены. Даже такие примеры, на бытовом уровне, показывают, что размах был колоссальный. И таких, прямых и косвенных, свидетельств мы находим в хрониках, в агиографической литературе огромное количество. Ломали, сжигали, всеми способами уничтожали все, до чего могли дотянуться.

Отец Владимир, давайте вспомним, когда, при каких обстоятельствах вообще появились иконы. Считается, что еще при жизни Иисуса Христа, не так ли?

– Действительно, есть прекрасная история об убрусе, о том, как Господь отер им Свое лицо – и на нем отобразился Его лик, образ. Эта история повествует нам о том, что действительно достаточно рано в христианской среде стали со вниманием относиться, условно выражаясь, к «портретной живописи». Почему? Если мы посмотрим на первые христианские иконы, мы увидим в них очень много от так называемых фаюмских портретов. Когда еще не был сформирован канон, те или иные изображения исполнялись в той технике, которая была доступна.

Есть предание о евангелисте Луке, который писал эти образы. Понятно, что мы здесь не стоим на твердом основании фактов, а говорим о какой-то традиции, которая нас вводит в эту тему. Это не значит, что в I веке у христиан были иконы, которые они передавали из поколения в поколение, молились перед ними – нет. Но действительно, в ранней Церкви в христианской среде существовало изобразительное искусство. И раннехристианских изображений достаточно много. Они были символическими, как, например, в римских катакомбах. Очень часто появляются христианские символические изображения на рубеже I, II и III веков. Например, такие образы, как рыба и хлеб, или пять хлебов, или хлеб и чаша – различные символы, и они были очень распространены в раннем христианстве.

Со временем, с развитием христианской культуры, начинают появляться и образы в виде икон. Не схематичные, символические изображения, а именно иконопись в том смысле, в котором мы ее знаем. Она появилась достаточно рано. Обратим внимание на то, что проблемы вокруг иконописи начинаются и в Церкви довольно рано.

А вот новые иконы, которые создаются уже в наши дни, могут ли претендовать на высокую духовную и художественную ценность?

– Конечно. Видите ли, для иконы важна каноничность, следование правилу. Но для творца, для человека, который что-то создает, есть некий простор для маневра, и он всегда может добавить от себя нечто, что может быть не каноничным, но не противоречит канону, уставу. Мы видим, что сегодня много современных иконописцев, которые создают серьезные образы. Смотришь на них и понимаешь, что это – не просто картина, религиозная живопись, не просто портрет того или иного деятеля Церкви, а действительно икона, очень глубокий образ, который можно интерпретировать, толковать, если обладаешь необходимыми знаниями и духовным опытом. Да, современные иконы могут претендовать на высокую роль в христианской культуре, и со временем (кто знает?), может быть, станут родоначальниками нового иконописного типа.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Валерия Макарова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X