18 марта Православная Церковь отмечает день чудотворной иконы Божией Матери «Воспитание». О происхождении образа и молитвенной силе поговорим с благочинным Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).
– Отец Иоанн, что известно о древнем византийском образе? Когда он был написан и каким образом попал в Россию?
– По типу написания он принадлежит к иконе Пресвятой Богородицы, которую мы знаем как «Одигитрия». Таким образом, мы всегда, вспоминая о любом образе Божией Матери, говорим о соответствующих Ее чертах. В данном случае Спаситель восседает на левой руке Божией Матери и как бы тянется к Ней. Действительно, здесь в нашем восприятии возникает именно образ воспитания, взаимоотношений Матери и Сына.
Что касается иконы, известно, что в России до 1917 года этот образ находился в Казанском соборе на Красной площади. После революции, естественно, при закрытии храма он был утерян. На данный момент список иконы Божией Матери «Воспитание» снова находится в том же Казанском соборе на Красной площади, но уже прославился своими чудесами и свидетельствами людей, которые к нему приходили за молитвой. В том числе и за своих чад.
– Правда ли, что некоторые матери перед этим образом буквально вымаливали своих детей?
– Мы знаем о том, что любой образ воспринимается нами тогда, когда о нем рассказывают люди. Действительно, и в Москве в наши дни известны случаи, когда матери рассказывали о каком-то совершенно безысходном состоянии. Понятно, что 90-е годы и даже часть нулевых – это время, когда был очень сильный демографический спад, в том числе было много разводов, и, естественно, очень часто к образу приходили именно матери-одиночки, молясь Пресвятой Богородице о том, чтобы Ее силами, молитвами, заступничеством вытянуть своих детей из какой-то безнравственной бездны.
Молитва, с которой к Ней взывают люди (своими словами или теми, которые написаны в молитвословиях), свидетельствует о том, что именно горячая вера, желание, материнская любовь способствуют тому, что Божия Матерь Своим заступничеством помогает нашим семьям.
– Как все-таки детей воспитывать правильно? Молиться, участвовать активно в воспитании? Может быть, личный пример подавать?
– Говоря о воспитании детей, мы должны понимать, какая политическая повестка стоит именно в отношении нашего будущего поколения. Долгое время у нас действительно все было направлено на свободу слова и свободу личности ребенка. Это, конечно же, проявилось и в ювенальной юстиции – в законе, который мы знаем. Естественно, для родителей стало очень сложно воспитывать детей… И проблема воспитания все еще остается. Во-первых, это занятость и загруженность родителей, которые с самого раннего возраста ребенка думают: пока поработаю, заработаю ему на будущее, а в обозримом будущем его уже воспитаю, дам ему все те ценности, которые мне дали мои родители...
Человек попадает в ловушку, потому что, зарабатывая деньги, стремясь таким образом дать ребенку светлое будущее, он начинает уделять этому больше времени; соответственно, меньше времени уделяет самому ребенку. То же самое со сдачей ЕГЭ, поступлением в вуз, получением хорошей профессии… Целей очень много, и необходимость в средствах понятна, но где здесь стоит вопрос воспитания? Мы не уделяем ребенку времени ни в начале его жизни, ни в середине, потому что времени у нас не хватает, и становится больше проблем. В том числе и с самореализацией ребенка, ведь он начинает думать о своем месте в обществе, социуме, о личных взаимоотношениях с родителями… Дети вырастают и уже как самостоятельные личности думают о своем будущем сами.
Вопрос, который задают родители, где они что-то упустили, не должен возникать на самом деле. Везде. С самого первого дня, когда ребенок родился, нужно заниматься воспитанием.
– Но многие мамы оправдывают себя тем, что на государственном уровне большую воспитательную нагрузку возложили на школу. Они считают, что именно учителя, советники директоров по воспитательной работе и другие должны заниматься воспитанием детей.
– Действительно, очень важно сказать, что в последние годы, когда сначала объявлялся Год учителя, потом Год семьи, эти вопросы взаимосвязаны – взаимоотношения родителей, семей и школ. Как преподаватель могу сказать, что это очень актуальная тема.
Иногда сталкиваешься с родителями, которые действительно таким образом и думают. Некоторые говорят: «Вы не можете оценивать ребенка и ставить ему отметки по его поведению». Другие говорят наоборот: «Мы вам отдали свое чадо, извольте его еще и воспитать». Но у нас не полный пансион в школах, и дети большую часть времени (плюс два выходных) находятся дома. Естественно, мы видим, что на сто процентов их поведение в школе зависит от того, что происходит во взаимоотношениях дома – с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.
Действительно, можно с легкостью определить, что у ребенка проблемы. Если взять мальчика, сразу видно, когда он воспитывается одной матерью. Понятно, что это проблема, которая касается не только родителей и школы, но и Церкви, и нашего государства. Много усилий прилагается для того, чтобы эти проблемы решать. Мы видим, что какой-то положительный сдвиг есть, но всегда говорим о соработничестве всех этих институтов. Невозможно, к примеру, только в школе говорить о воспитании, а дома родителям заниматься только лишь жизнеобеспечением потребностей, заработком денег. Невозможно говорить о воспитании только в семье, а школе являться заводом по подаче знаний. Если где-то есть пробоина, какой-то минус, равнодушие, то, естественно, этот процесс даст трещину.
– Тут вот еще какой аспект возникает. Да, как Вы верно отметили, ребенок – зеркало семьи, но ведь общество, окружение тоже на него влияют. Многие родители, стремясь оградить ребенка от этого общения, излишне строго его держат, запрещают дружить со сверстниками и так далее. Это ведь тоже чревато и опасно?
– Можно таким родителям сказать: «Вы не будете всю жизнь держать ребенка взаперти. Рано или поздно ему придется получать высшее образование, покинуть вас, жить в общежитии, работать». Все равно какие-то взаимоотношения должны быть. Конечно же, очень много примеров, когда ребенок вырастает и, выходя из-под материнской или отцовской опеки, не знает элементарных вещей – как выжить в обществе, которое иногда очень строго, а иногда и не по-детски к нему относится. Как можно быть активным, общительным, выражать свои мысли, иногда гнуть свою линию, если тебя, может быть, воспитали в теории, но не воспитали на практике?
Для этого есть огромное количество путей. В каждом городе, селе, населенном пункте при храме, живущем приходской жизнью, есть воскресная школа. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок заразился дворовой культурой, отдайте его в воскресную школу. По крайней мере, он будет там находиться в общении со своими сверстниками, что является очень и очень важным.
С другой стороны, если определенный период времени ваш ребенок находился в Церкви, с рождения причащался, затем в период пубертатного, подросткового возраста все равно находился в этом общении и в этом социуме, то, выйдя на улицу и столкнувшись с простыми детьми, которые этого общения не имели, он может стать для них не просто человеком, а символом, в какой-то степени миссионером. Я думаю, что здесь, конечно же, не стоит бояться. Церковь – это не то место, которое часто сравнивают с какой-то сектой. Там не нужно находиться двадцать четыре часа в сутки или отдавать все свое имущество. Церковь – это место, где стараются жить по законам любви. По крайней мере, для человека, который ищет этот путь и хочет его найти не только для себя, но и увидеть, как это проявляется в сверстниках, – это очень хороший совет, я думаю, в том числе родителям.
– Недаром говорят, что духовное воспитание формирует в человеке крепкий духовный стержень, становится опорой в жизни.
– Конечно. С одной стороны, мы видим, что духовное воспитание у нас сейчас является приоритетным, мы очень часто говорим о таких вещах, как духовно-нравственные ценности, к сожалению, опуская или ставя за скобки слова «Христос», «Церковь», «Бог», «любовь». Понятно, что мы в какой-то степени это подразумеваем, но об этом не нужно стесняться говорить. Если мы думаем, что школа или общество смогут дать духовно-нравственные ценности детям без участия Церкви, священнослужителей, тех, кто об этом больше знает и более в этом компетентен, то велика вероятность, что это неправильный путь. Мы видим: где православные гимназии, воскресные школы – там дети не только в большей степени воцерковленные, но и в большей степени работоспособные, интересуются какими-то науками, побеждают в конкурсах, соревнованиях… Можно продолжать сколько угодно. Но главное – не забывать дорогу к храму, который, кстати, не только всегда открыт, но еще и зовет всех, рад всем, кто придет. В первую очередь рад детям.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Анна Топорова
У книжной полки. Протоиерей Александр Шаргунов. Без царя. Православная монархия и «новый мировой порядок»
Радоница. Поминовение усопших
Этот день в истории. 29 апреля
День ангела. 29 апреля
Церковный календарь 29 апреля. Радоница. Пасхальное поминовение усопших
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!