Совсем недавно стало известно об образовании новой епархии – Грозненской. На временное управление ею назначен архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Соответствующее решение принял Священный Синод. Епархия охватит территорию Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Подробнее об этом поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.
– Отец Михаил, расскажите, по какому принципу происходит учреждение епархий и чем конкретно было продиктовано это решение Священного Синода?
– Если говорить об общем принципе формирования тех или иных епархий, создания региональных церковных структур, можно назвать этот принцип двумя словами: церковная целесообразность. В каждом конкретном случае решение принимается индивидуально.
В одной ситуации есть необходимость действительно приблизить архиерея к людям, в другой – нужно активизировать церковную жизнь в том или ином регионе, поскольку архиерейская кафедра находится где-то в другом месте.
В случае с Чечней и Ингушетией, образовывая новую Грозненскую епархию, Церковь идет навстречу пожеланиям власти. Она хочет сохранить историческую роль всех наций и религиозных традиций, которые принимали участие в формировании этих республик в том современном виде, в котором мы их видим и знаем. Неотъемлемой частью истории и культуры Чеченской Республики и Республики Ингушетия можно назвать, конечно, русский народ и христианскую православную традицию.
– Грозненскую епархию, если я не ошибаюсь, выделили из Махачкалинской?
– Совершенно верно. Решением Синода от 20 марта 2025 года (журнал №6) образована Грозненская епархия путем выделения части ее приходов из состава Махачкалинской епархии.
– Причина в разнице культуры народов?
– Нет. Я думаю, что эта разница до сих пор позволяла народам Дагестана, Чечни и Ингушетии прекрасно сосуществовать в рамках одной епархии. Это не является основной причиной. Дело в той самой церковной целесообразности и в желании возродить, укрепить и развить наследие народов Чечни и Ингушетии.
– Часто ли вообще в наше время происходит разъединение и объединение епархий?
– Несколько лет назад процесс образования новых епархий проходил довольно активно. Среди таких епархий могу упомянуть Пятигорскую. Она образована в 2011 году. Тоже в марте, кстати говоря, на весеннем заседании Синода Русской Православной Церкви. 22 марта состоялось это заседание, и было принято решение о создании Пятигорской епархии. Туда был назначен архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Этот процесс является частью большой церковной реформы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая образует из больших епархий (исторически их было восемь на всю Россию) несколько десятков епархий.
Как правило, епархия объединяла один большой субъект Федерации. В случае, например, с двумя епархиями Северного Кавказа – Кубанской и Ставропольской – она объединяла не один субъект, а несколько. Сейчас на территории Кубанской митрополии шесть епархий, на территории Ставропольской – три. Пятигорская епархия уникальна тем, что одна ее часть входит в Ставропольскую митрополию, а другая – Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия – не входит, являясь частью только Пятигорской епархии.
– Как мы знаем, на нашего архиепископа возложили обязанности временно управлять новой Грозненской епархией. Кроме архиепископа Пятигорского и Черкесского он также будет носить титул «Грозненский и Сунженский». Не слишком ли много нагрузки? Ведь наш владыка также управляет Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане.
– Решением Священного Синода, о котором я упоминал, титулом православного епископа в новообразованной Грозненской епархии благословлено быть «Грозненский и Сунженский». Сунжа – это не только река, которая течет через город Грозный, но и город в Республике Ингушетия.
Поэтому действительно титул будет таким на территории Грозненской епархии. Он станет особенно актуальным тогда, когда будет назначен самостоятельный правящий архиерей. У временно исполняющего обязанности (если нет специального благословения) титул, как правило, не меняется. Он остается «Пятигорским и Черкесским» в данном случае, если речь идет о нашем владыке Феофилакте.
Что касается Патриаршего благочиния приходов в Туркменистане, то здесь не стоит чрезмерно переживать за нашего владыку. Три года временного управления Бакинской епархией и уже шестнадцать лет управления приходами Патриаршего благочиния Русской Православной Церкви в Туркменистане показали, что, слава Богу, Господь дает нашему владыке сил, премудрости и времени, чтобы справляться со всеми послушаниями, которые возлагают на него Господь и Святая Церковь. Я прошу молитв, чтобы Господь и впредь укреплял нашего владыку в его служении, чтобы ему спокойно исполнять свои обязанности по окормлению всех тех епархий, которые были ему даны священноначалием.
– Давайте поговорим об истории православия в Чеченской Республике и Республике Ингушетия.
– Как правило, сейчас Республику Ингушетия и Чеченскую Республику связывают с мусульманской культурой, с другими религиозными традициями, нежели с христианством. Но если мы обратимся к истории (и это ни для кого не секрет), то именно на территории Республики Ингушетия, на самой границе с Грузией, мы найдем один из древнейших христианских храмов Кавказа – Тхаба-Ерды. Одни переводят это как «храм двух тысяч святых», другие говорят, что это церковь святого Фомы, третьи склоняются к простому переводу: «наша вера».
Есть мнение, что этот храм начал строиться в VIII веке по Рождестве Христовом и вплоть до XIX века включительно был одним из центров духовной и культурной жизни Ингушетии. Там находили фрагменты книг на грузинском церковном языке (есть такой язык). Этот храм реставрировался и перестраивался вплоть до XIV века, насколько тогда понимали реставрацию местные мастера. При монголах он разрушался, Тамерлан заходил глубоко в ущелья, а храм находится именно там и является сейчас частью музея-заповедника.
На фрагменте черепицы, сохранившемся от предыдущей кровли, написано имя одного из грузинских католикосов – патриарха середины X века. То есть несомненно, что этот храм строился примерно в VIII или IX веке, перестраивался при расцвете православия в Грузии при царице Тамаре (XI – XII века), еще раз перестраивался в XIV веке, но вплоть до XIX века сохранял свое духовное и культурно-историческое значение для всего ингушского народа.
Точно такие же тесные связи с Грузинской Православной Церковью имели и предки нынешних чеченцев – аккинцы. Вплоть до XIV века чеченцы-аккинцы упоминаются как христиане в грузинских летописях. Поэтому здесь христианство является вполне коренной и родной религией, как и ислам.
Мы знаем, что ислам пришел сюда примерно в VIII веке, особенно на земли Дагестана. В то же время издревле практически весь Кавказ был землей христианского наследия, христианской духовной и культурной традиции. Земля Чечни и земля Ингушетии не являются исключением.
– Складывается ощущение, что наш архиепископ объединил практически весь благословенный Кавказ…
– Наш владыка старается в своем служении не просто объединять вокруг себя православных казаков и православных русских людей. Он всегда говорит, что православие на Кавказе – это религия, которая славит Христа на разных языках и с разными акцентами.
Мы прекрасно знаем, что у нас значимая в количественном, культурном и духовном отношении греческая диаспора, грузинская диаспора, осетинская, которая не ограничивается только пределами самостоятельной Владикавказской и Аланской епархии (ею управляет владыка Герасим). У нас и в других местах – в Карачаево-Черкесии, на Ставрополье, в Кабардино-Балкарии – есть православные осетины. Мы прекрасно с ними соседствуем и молимся в одних храмах.
Паства нашего владыки многонациональная, поликультурная, объединяемая любовью ко Христу и верой во Христа, но тем не менее каждая со своими национальными традициями, и владыка старается все это приветствовать, учитывать и любить.
Более того, как только появилось решение о создании Грозненской епархии, одним из первых решений владыки было создать бренд новой епархии. Он уже существует и называется: «Православные горцы».
Все жители Чечни и Ингушетии, независимо от вероисповедания, ощущают себя горцами. Это слово неразрывно связано с Кавказом. Когда мы говорим «горцы», то вспоминаем не об Уральских горах, горах Крыма или Дальнего Востока, а о Кавказе.
Поэтому брендом новой епархии стало сочетание: «Православные горцы». Таким будет Telegram-канал новой епархии, который уже открылся. 24 марта он был создан, 25 марта появились первые сообщения. Храм Тхаба-Ерды в Ингушетии стал символом нового канала. Сейчас прорабатывается вопрос о создании сайта. Пятигорская епархия, конечно, оказывает новообразованной Грозненской епархии всяческую поддержку в организации самостоятельной епархиальной жизни.
Эти приходы никогда не жили самостоятельной жизнью. Они всегда были частью какой-то другой епархии. Поэтому сейчас нужна помощь и поддержка в административном плане, в организации финансовой и юридической деятельности, во всем том, что связано с самостоятельным существованием епархии.
Есть большая внутренняя работа, которую необходимо провести. Медийное сопровождение тоже пока будет осуществляться при поддержке Пятигорской епархии. Бог даст, молитвами нашего владыки все будет хорошо и бренд новой епархии «Православные горцы» станет узнаваем. Думаю, мы о нем еще услышим.
– Может ли быть такое, что православные горцы войдут в благословенный Кавказ? Некое объединение, скажем так.
– Я не могу комментировать решения священноначалия, тем более те из них, которые еще не состоялись. Преждевременно думать о каких-то предстоящих изменениях, не вижу для этого никаких оснований. Нам нужно сосредоточиться на том, что есть: Пятигорская и Черкесская епархия, Патриаршее благочиние в Туркменистане и новообразованная Грозненская епархия, которая как только что родившийся младенец. Он мало что умеет сам, но уже нуждается в заботе, попечении, поддержке.
В новой епархии немного священнослужителей, всего четверо. Они служат на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Каждый из этих священников исполняет множество различных послушаний. Всем им нужна помощь и поддержка. Владыка и все его сотрудники, которым он дал соответствующее благословение, исполняют это служение и поддерживают молодую епархию. Пока мы сосредоточены на этом.
– Пожелаем нашему архиепископу успехов и Божьего благословения, Божьей помощи!
Ведущая Маргарита Рекко
Записал Павел Зюзин