О земном и о небесном. Грехи

20 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Наша тема сегодня – грехи. Что это такое с точки зрения православной культуры и можно ли прожить без греха? Эти темы мы сегодня обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым). 

– С точки зрения христианства что такое грехи и как в них правильно исповедоваться? 

– В Послании апостола Иоанна Богослова говорится четко и ясно, что грех есть беззаконие, то есть преступление против Божиих заповедей и против Божественной любви. Когда Господь с распростертыми объятиями идет навстречу нам, а мы Его переступаем или обходим, не желая принимать ту любовь, которую Он дает, – это и есть главное преступление, это и есть грех. Грех – это то, что несет за собой иногда необратимые последствия, которые приходится исправлять посредством покаяния или исповеди. 

Человек, идущий на исповедь, не просто хочет что-то перечислить, что он сделал в своей жизни, как какие-то этапы или моменты своей биографии, но хочет покаяться, измениться. Главными условиями таинства Исповеди и настоящего покаяния являются: твердое желание человека исправиться, измениться, изменить свою жизнь; память о своих грехах, которые совершил, те грехи, которые особенно запомнились, потому что человек считает, что это как-то повлияло и на него самого, и на окружающих его близких и знакомых людей; и упование на Божью милость, потому что не просто священник видимым образом стоит на таинстве Исповеди, слушает нас и читает в конце разрешительную молитву, но невидимо рядом стоит Бог, Который также нас слушает и хочет, чтобы мы изменились и покаялись. 

– Изначально человек рождается во грехе? Что такое первородный грех и почему считается, что ребенок (младенец) безгрешен? 

– «Нет повести печальнее на свете, чем третья глава Книги Бытия», говорят библеисты. Именно там описан страшный и чудовищный первородный грех, который совершили наши прародители Адам и Ева. Совершив этот грех, Адам и Ева передали его своим потомкам. С первородным грехом рождается человек. Когда держишь на руках младенца, «комочек счастья», не можешь сказать, что он наполнен грехом. Для нас это настоящий ангел, и мы не можем представить, что в нем есть что-то злое и плохое. В нем есть первородный грех, от которого избавляет таинство Крещения, то есть перерождение. Крещение сравнивается с купелью, баней, когда человек полностью омывается и очищается от всякой скверны, поэтому мы детей крестим. Относительно того, содержатся ли в младенцах, только рожденных, какие-то грехи помимо первородного, бытуют разные мнения. 

В «Исповеди» блаженного Августина рассказывается эпизод, как один младенец, глядя на своего брата, испытывает зависть к нему, потому что тот питается молоком матери. Некоторые считают, что младенцы не имеют грехов. Исповедь совершается не над младенцем, но над отроком. В нашей церковной практике это семилетний возраст, но к этому нужно их сознательно подготовить, и эта задача лежит на родителях и, конечно же, на крестных родителях, которые приняли своего восприемника в таинстве Крещения. Главной задачей является принятие ребенка в лоно Церкви. После крещения первое таинство, которое должно совершиться над ним, – таинство Евхаристии, Причастия. Уже потом мальчик или девочка подрастают, достигают определенного возраста и могут сказать самостоятельно, в чем каются, правильно осмыслив, что это означает. Не просто прийти и доложить о том, что сделал, а понимая, что ты хочешь это исправить и постараешься никогда так не поступать. 

– Бытует мнение, что дети отвечают и за родительские грехи. Так ли это? 

– Сложно сказать. С одной стороны, каждый человек индивидуален, рождается он со своими грехами, впоследствии взращивая свои грехи, и со своими добродетелями. Говорят, что дети являются продолжением своих родителей, иногда звучит страшная фраза, что дети являются наказанием для своих родителей за их какие-то прошлые грехи. Церковь не отвечает на этот вопрос однозначно, но если в дальнейшем ребенок доверяет себя Богу, то Бог его ведет своей дорогой. Но ребенок в детстве смотрит на своих родных. Священник может пытаться настроить отрока на покаяние, месяцы и даже годы с ним разговаривать, но тот приходит потом из церкви домой и дома видит свой идеал в родителях. Естественно, он смотрит на то, как они поступают, и считает это образцом, эталоном. Чтобы не допустить, чтоб ребенок стал наказанием для своих родителей, нужно заниматься его воспитанием и приводить его к Богу, к Церкви, к добру. 

– Бывают смертные грехи, их семь. Это, как известно, гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Если по пяти пунктам относительно все понятно, то гнев и уныние тоже относятся к смертным грехам: разве это не чувства, эмоции, которые могут возникнуть сиюминутно? 

– Грехи гнева и уныния между собой очень похожи, потому что гнев возникает у человека (как и уныние), когда он, находясь в каком-то обществе или общаясь с кем-то, не удовлетворяется этим общением. В жизни так часто бывает. Мы понимаем, что у нас может быть огромное количество хороших друзей (близкие, родственники), но мы все равно будем искать чего-то большего. Находясь в таком поиске, нередко человек начинает гневаться, раздражаться на других людей, обстоятельства своей жизни, окружающий мир, на самого себя. То же самое происходит и в унынии: человек, не удовлетворяясь своей собственной жизнью, всеми теми дарами и благами, которые ему дает Господь, начинает думать: «Как бы было хорошо, если б у меня все сложилось так, как у моего соседа». Или начинает корить всех вокруг: «У меня не сложилась жизнь». В том числе и самого себя, и Бога. Поэтому эти грехи являются очень важными с точки зрения таинства Исповеди, покаяния. Такие моменты бывают у каждого. Конечно же, не сказать, что у православных верующих людей, которые ходят в храм, греха уныния не бывает. Но как только эти страсти, грехи появляются, хотя бы в зародышевом состоянии, от них сразу нужно избавляться. 

– Допустим, не сдержался человек, гнев вылился наружу (или руки опустились, впал в уныние) – сразу идти в храм исповедоваться? 

– В первую очередь нужно понять: если придешь в храм разгоряченный после сотворенных тобой «дел», естественно, не сможешь до конца понять, что ты сделал. Ты не увидел плоды своего греха: увидел внутри самого себя, но еще не увидел, что ты сделал с тем человеком, которого обидел. В первую очередь ты должен подготовить себя к той мысли, что даже без совета священника необходимо сразу после исповеди пойти и перед этим человеком покаяться, попросить прощения. Даже если он, может быть, не держит на тебя зла, все равно нужно. Лекарство от гнева именно такое. 

А от печали, естественно, молитва, творение добрых дел другим людям (не самому себе). Печаль во многом тесно связана с тщеславием, гордыней. Когда мы начинаем довольствоваться самими собой, своими поступками, делами, своей жизнью, естественно, от этого в скором времени возрастет и печаль. Поэтому нужно увидеть в глубине себя то, что ты делал неправильно, и попытаться исправиться. 

– Если человек проанализировал свои поступки и пришел к мысли, что ему нужно исповедоваться, как делать это правильно? Если вдруг какой-то грех забыл или, может быть, не раскаялся или грехом это не считаешь (голос на кого-то повысил, разгневался, но не обратил внимания), если исповедоваться не во всех грехах, про что-то забыть – это считается? 

– Раньше было не так, как сложилось на сегодняшний день: приходят в храмы, исповедуются для того, чтобы получить разрешение на причастие. Исповедь и покаяние были очень важными и необходимыми в жизни верующих православных общин. Люди имели своего духовника, им становился даже не каждый священник. Приходя к нему, они знали, что скажут, понимали, что та формулировка, которая часто звучит («согрешил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами»), не является исповедью. Исповедью является то, что ты считаешь в себе самым важным, чтобы сказать это перед Богом: «Я это совершил. Я знал, что это неправильно, но преступил через Твои заповеди, через знания, как нельзя поступать, как нельзя жить. Я все равно это сделал по своей немощи, по своим обстоятельствам жизни. Я пришел, как блудный сын перед Отцом, вернувшись в родной дом, просить прощения, чтобы Ты меня принял назад». Поэтому когда мы говорим о каких-то маленьких грехах, возможно, словах, которые мы произнесли (возвращаемся к предыдущему вопросу), все это является следствием того, что мы много-много лет взращивали в себе. 

– То есть исповедь помогает в любом случае? 

– Если правильно исповедоваться. У нас многие люди, к сожалению, толком не понимают, что такое правильная исповедь. Подходя к священнику, нередко человек, не до конца воцерковленный, думает: «Как я этому постороннему человеку, пусть в рясе и с крестом, раскрою свою душу? Но поскольку я потом иду на таинство Причастия, что действительно для меня важно, то придется ему что-то сказать». Дальше идет анализ, что именно я скажу и поведаю этому священнику. Естественно, это действо не может называться исповедью. На исповедь человек идет всегда со слезами, он хочет покаяться и измениться, как нашкодивший школьник, говорит: «Я это сделал, прости меня». В то же время добавляет: «Я больше так не буду». Наверное, это ближе к исповеди. 

С другой стороны, святые отцы говорят, что исповедь – это таинство, но в то же время голос покаяния, голос совести в человеке должен звучать всегда: ежеминутно, ежесекундно. Человек должен вспоминать о том, что он не идеально сотворенное высшее создание Бога, а тот, кто имеет свои грехи. Вся жизнь человека на этой памяти и строится. Это и есть путь к святости, путь к Богу. 

– Благодарю Вас. Тема очень интересная; думаю, мы к ней еще вернемся. 

Ведущая Маргарита Рекко 

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​