О земном и о небесном. Год педагога и наставника - 2023

29 августа 2022 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Лето заканчивается. Совсем скоро начнется учебный год, а следующий календарный год провозглашен президентом Годом педагога и наставника. Что думают об этом сами учителя средней и высшей школы, изменится ли что-то в работе, обсудим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

− Год 200-летия со дня рождения одного из основателей отечественной педагогики Константина Ушинского решением президента посвящен педагогам и наставникам. Это важный шаг для повышения престижа профессии. На Ваш взгляд, изменится ли что-то на самом деле?

− Не будем гадать, поживем − увидим. Заявленные идеи, преобразования звучат (во всяком случае, на бумаге) вполне здраво.

Но стремление все подряд реорганизовывать (реорганизовывать реорганизованное) − выглядит достаточно странным. Что из этого получится, предсказать невозможно. Погрузиться максимально глубоко в эту тему и иметь непосредственный контакт с людьми, принимающими решение, или же положиться на опыт? В этом случае опыт нам диктует обратное, говорит о том, что ожидать каких-то перемен пока не приходится. В Священном Писании есть прекрасные слова, будем ориентироваться только на них: По плодам их узнаете их. Будем смотреть, пока говорить о чем-то рано.

− Скажите, с какими основными проблемами встречается педагогическое сообщество в целом: и в школах, и в вузах?

− Мне говорить, с одной стороны, проще, с другой стороны, сложнее, потому что я не все основное время провожу за обучением. Очевидно, что проблемы средней школы и высшей − разные. В целом можно сказать одно: максимально бюрократизирована система образования, как вообще все вокруг нас. Есть такой замечательный афоризм: наши слабости − естественное продолжение наших сильных сторон. И наоборот. Мы видим, что стремление все собрать воедино, чтобы все работало как единый механизм, нередко приводит к тому, что пресловутые «перегибы на местах» берут верх.

Еще важно подчеркнуть серьезную проблему − отношение к преподавателю и  представителям преподавательского сообщества. Мы видим, что преподаватель − это не учитель, о подвиге которого писали песни и стихи, а человек, предоставляющий услугу, всего лишь наемный работник. Относиться к нему не то что с пиететом, а просто с уважением становится необязательным.

− Как мы все знаем, государство и профильные министерства как раз с этой формулировкой в том числе пытаются бороться на законодательном уровне. Также есть тенденции к тому, чтобы снизить нагрузку, минимизировать обязательную отчетность. Какие еще проблемы? Что еще необходимо сегодня учителям?

− Хороших учеников, может быть? Дело в том, что люди, которые принимают решения, являются родителями, как правило (мы не назначаем виноватого). Когда ты родитель, ты, естественно, ожидаешь чего-то большего для себя и своего ребенка. Это психологический момент, очевидно. Но когда вопрос касается другого человека, то это уже не столь важно. А потому строится рассуждение следующим образом: преподаватель должен давать максимум знаний, компетенций и прочего за минимум времени и с минимальными энергозатратами для моего прекрасного и выдающегося ребенка. Вместо того чтобы трезво оценивать окружающую картину и требовать от собственного ребенка, с приложением максимума его времени, усердия и старания, преодолевать этот порог знаний и расширять область своих интересов и компетенций.

− Кстати, давать знания (или, как принято сейчас говорить, компетенции) вынуждены сегодня учителя? Образовательные программы на что настраивают, нацеливают?

− Есть различные подходы. Во-вторых, мы не до конца можем все собрать воедино, унифицировать. Есть различные дисциплины и различные подходы. К сожалению, сегодня следует признать, что подавляющее большинство учеников и родителей (если мы говорим о школе) настроены на отличный или очень хороший результат на Едином государственном экзамене. Знания, умения (на чем базировалась наша образовательная система) − уже не столь важны. Важно уметь правильно решать ЕГЭ, и это очень странно. Это максимально нивелирует значимость образования, лишает людей системного образования.

С другой стороны, надо отдать должное, не всех учителей можно заставить «плясать под эту дудку». Именно на этих энтузиастах держится сегодня наше образование. Когда учитель не тот, кто, предлагает набор знаний за определенный промежуток времени, а человек, который не только собственным словом, но и делом учит каждый день. Наверное, основной задачей этого года представляется сохранение как можно большего числа выдающихся педагогов или же предложение молодым учителям остаться в этой профессии.

Отец Владимир, а когда учить? Ведь, как Вы отметили, страшная бюрократия, огромное количество планов в электронном, бумажном виде. Электронные дневники, журналы, полнейшее несоответствие зарплат нагрузке. Времени свободного у учителя практически нет. Порой навязывают вторую смену, продленку.

− Когда ты не можешь ничего сделать, остается только шутить. Именно поэтому можно сказать, что педагог − это не работа, а служение. Но это шутка с грустным лицом. Если же есть стремление облегчить сопутствующие мероприятия для учителей и наставников − это можно только приветствовать. Что будет? Поживем − увидим. Еще рано делать выводы. Единственное, на что следует обратить внимание сейчас, в начале нового учебного года (это касается не власть имущих, не каких-то организаций, а каждого из нас, кто приведет сегодня своего ребенка в школу): чтобы мы как родители обращали прежде всего внимание на собственных детей и на наших учителей − на их проблемы, заботы. Т.е. без нашего внимательного участия вряд ли какого-то толку можно будет добиться; во всяком случае, в столь ограниченные сроки.

− Кстати, каким будет учебный год для высших школ? Уйдут ли до конца от Болонской системы и что будет взамен?

− Болонская система упразднена, к советской мы не вернемся, нам будет предложено что-то новенькое.

− Усредненная модель?

− Вместо того чтобы условно реорганизовывать какие-то части, мы будем в очередной раз строить что-то новое. Посмотрим, что из этого получится.

− На Ваш взгляд, нужны ли наставники молодым педагогам в вузах, школах? Есть ли сейчас люди, которые этим занимаются?

Наставники нужны всем, не только педагогам. Наставник нужен как старший товарищ, как человек, обладающий жизненным опытом или же овладевший профессией в достаточной квалификации, всегда способный помочь и подсказать. Такой человек везде нужен. Это касается не только педагогики. На заводе также нужен такой человек. В спорте, гуманитарных каких-то дисциплинах. Всегда, когда есть авторитет специалиста, к помощи которого ты можешь прибегнуть, на опыт которого можешь положиться, − это тебя мотивирует. Во-первых, ты смотришь на него, в бытовой жизни учишься. Во-вторых,  всегда знаешь, что его опыт способен преодолеть твои проблемы, сложности, с которыми ты сталкиваешься в повседневности. В этом смысле действительно наставники для молодых специалистов (начиная от учеников, заканчивая молодыми специалистами), конечно, нужны. Мы смотрим на специалиста и делаем, повторяя за ним. Это действительно хорошая педагогическая формула.

Но нельзя заставить человека быть наставником или быть учеником. Ведь это должен быть обоюдный процесс, он должен быть встречным. Даже обратить внимание на какие-то бытовые условия, вообще в целом на структуру, систему... Если тебе навязан некто, кого ты не знаешь, как ты можешь открыться перед ним? Мы ведь можем дружить только с тем, с кем пуд соли вместе съели. Мы сегодня с кем-то познакомились, и наши разговоры будут на совершенно простые темы (о погоде и книжках). Если мы человека знаем давно, можем на него положиться, то можем посвящать его в какие-то собственные проблемы.

Точно так же священнослужитель должен быть пастырем и наставником. Но если человек пришел впервые к священнослужителю, он не может ему довериться, а если будет продолжать приходить и они будут вместе молиться, размышлять над строчками Священного Писания, вместе преодолевать какие-то жизненные трудности, касающиеся и религиозной практики, то через некоторое время они смогут стать близкими, смогут почувствовать и начать понимать друг друга. Это можно назвать наставничеством или участием в жизни друг друга. А если это будет какая-то номинальная должность, вряд ли  будет какой-то толк.

− Наставники, которых в этом году получают ученики, в виде советников директоров по воспитательной работе, − тоже достаточно странная и непонятная должность. Кто будет ее занимать? Те же штатные учителя? Это будет дополнительная нагрузка? Или это будут отдельные освобожденные люди?

− Нельзя сказать точно, как это будет сейчас. Различные структуры будут по-разному решать эти вопросы. Насчет того, что это какая-то странная условная должность, − мы примерно подобное уже проходили, это у нас уже было. Новое − это хорошо забытое старое. Дай Бог взять лучшее из того, что было, то, что можно было бы каким-то образом исправить, немного где-то подкрутить, подшлифовать, подогнать, чтобы это работало, действительно приносило пользу. Если же всякий раз, когда нас что-то не устраивает, мы вместо того, чтобы ремонтировать, будем просто ломать и строить что-то новое, то очень долго не добьемся какого-то результата. Должна быть некая аскеза, т.е. постоянный труд над собой, постоянное стремление сделать лучше, качественнее. Не разрушить все и строить заново, а потихоньку что-то подправить, изменить − из этого может получиться толк.

− Отец Владимир, я благодарю Вас. Будем надеяться, что этот новый во всех смыслах учебный год будет не только новаторским, но и действительно эффективным и плодотворным.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать