О земном и о небесном. Духовный смысл Рождества и рождественские традиции

6 января 2025 г.

Готовимся отметить светлый праздник Рождества Христова. О главном духовном смысле праздника и рождественских традициях поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Отец Владимир, канун праздника – самое время вспомнить о чуде, которое произошло в Вифлееме.

Да, это важнейшее событие человеческой истории: Боговоплощение. Люди ожидали этого события. Столько, сколько есть человечество, сколько человечество размышляет о себе и своих отношениях с Богом, столько времени люди ожидали того, кто сможет примирить человека и Бога. Если мы посмотрим на чаяния древних, они ожидали этого события, но представляли его себе, как часто бывает, совершенно по-своему. Всякий человек, так или иначе размышляющий или мечтающий о чем-то, представляет себе грядущие дни особым образом. Так, как чувствует и как думает. То есть каждый человек мечтает, молится о своем.

Ожидание прихода Мессии также представлялось в соответствии с внутренним содержанием тех или иных людей. И поэтому мы можем понять их. Это очень по-человечески: ожидать прихода Великого Царя во дворце. Очень по-человечески ожидать, что Его явление будет в громе, молнии, буре, в каких-то устрашающих человека природных явлениях, чтобы показать, что происходит и Кто явился в мир. А Евангелие нам сообщает о том, что все это произошло совершенно иначе. Так, что даже и выдумать такое невозможно, человек и представить себе такого не может. Получается, что Творец Вселенной, Бог, Который весь этот мир создал, не может родиться даже в комнате, которая была бы пригодна для этого. Ему приходится ютиться в каком-то хлеву… И окружают его не придворные, не великие советники, не великие воины и мудрецы, а приходят и прославляют это Рождество чистым сердцем совершенно простые пастухи. Он приходит не среди ясного дня, при большом стечении народа, а ночью…

– …при свете Вифлеемской звезды.

Да. И окружен только лишь Матерью, Иосифом, который взял на себя попечение и заботы о его Матери и о Нем, Младенце, и животными, которые, может быть, там присутствовали. С одной стороны, это уют; в нем, по сути, нет комфорта, но есть уют душевный. Вот мы смотрим на эти изображения. Конечно, они специально направлены на то, чтобы создавать подобные чувства в нас. Но действительно, казалось бы, там какие-то животные, какой-то хлев... Но этот хлев не выглядит грязным, темным, потому что он освящается присутствием Бога, присутствием Богомладенца, воплощенной любви. А где есть любовь, там, собственно, все грехи этого мира постепенно истираются до полного их уничтожения, растворения, чтобы их и не стало.

И вот эта ночь, это чудо Рождества, помимо самого события в себе, несут тысячи-тысячи маленьких образов, которые складываются, как мозаика, в одно чудо ночи Рождества, и материнской любовью и заботой укутанный Младенец не нуждается более вообще ни в чем. И этот образ вдохновляет матерей сегодня, даже попавших в какую-то сложную жизненную ситуацию. Вот есть мама, есть ребенок, а больше никого нет.

– Не так важно, что вокруг.

Да, есть любовь и надежда, упование на Бога. И потому все страхи растворяются, нет каких-то условий, но есть стремление, есть желание служить ближнему. И опять невозможная и безвыходная ситуация превращается в решаемую. Тяжело, сложно, но решаемо. И таких вдохновляющих моментов сотни и сотни, они складываются в одно чудо, в то, что мы называем: рождественская ночь.

– Когда впервые начали отмечать Рождество Христово? Каковы общие духовные традиции этого праздника?

– Для христиан в апостольский век первейшим, важнейшим событием являлось воскресение Христово. И некоторое время даже праздника Рождества, отмечаемого всенародно, торжественно, не было. Он появляется, как предполагается, уже на рубеже IIIII веков, но уже во второй половине III века отмечается точно. Дело в том, что для христиан в апостольский период, например, не были важны даты, какие-то моменты, которые важными кажутся для нас сегодня. Им была важна сама суть того, что Бог воплотился, и потому даже установленной даты Рождества Христова не было. Мы знаем, что это назначенная дата, то есть мы отмечаем не дату Рождества Христова. Мы отмечаем событие в установленную дату 25 декабря (по старому стилю), а по новому календарю, получается, 7 января.

И Рождество Христово отмечалось Церковью очень рано. Может быть, не с первых дней или лет существования Церкви, но очень рано. В любом случае мы можем констатировать, что об этом празднике говорят раннехристианские писатели и мыслители. Есть у нас и гомилия на Рождество Христово. И в гимнографическом наследии Церкви есть песнопения, так или иначе касающиеся Рождества Христова, и они очень ранние. А что касается нашего Отечества, мы Рождество Христово отмечаем с X века, с крещения Руси, уже и служба есть, и традиция совершения этого праздника. То есть мы восприняли ее из Византии уже в полном, что называется, объеме.

– Принято ли дарить на Рождество детям подарки? И почему Новый год в этом смысле как бы важней? Да и главный зимний волшебник, в отличие от его западного коллеги (это Санта-Клаус), приходит именно на Новый год, а не в канун Рождества.

Ответом на этот вопрос может служить история нашего Отечества, так сказать. А именно ХХ век. Конечно, елка всегда была рождественской, а не новогодней. И, собственно, праздники были рождественскими, как и каникулы были рождественскими. Ну, наследие, вот такая традиция у нас повелась за времена советских лет.

Естественно, по объективным причинам, когда религия была не то чтобы запрещена, но как-то не поощрялась, так скажем, праздником всенародным и любимым стал Новый год, который активно отмечали в Советском Союзе. И он в себя вобрал то, что было в рождественские праздники, в Рождество Христово, но уже с неким советским флером. Именно поэтому у нас так и получилось, что Новый год стал центральным, главным зимним праздником…

В этом можно видеть и некий плюс, так как мы какие-то календарные изменения и прочее не связываем с внутренним (главным) религиозным содержанием. И Рождество Христово для нас становится не шумным, веселым каким-то фестивалем, а действительно праздником любви, тишины и радости. Тихой, скромной радости, вифлеемской, а не пышных гуляний и празднований. Никто не говорит, что они не нужны или вредны. Но все-таки сам смысл Христова Рождества предполагает тихую радость, без каких-то разгулов.

А что касается так называемых волшебников, новогодних и прочих, здесь все достаточно понятно и ясно, потому что кто-то нужен был как некий символ. В XX веке у нас появляется Дед Мороз, который вобрал в себя и, естественно, некие черты и Санты, и Василия Великого…

– …и святителя Николая Чудотворца, наверное.

Именно о нем я говорю, Санта-Клаус становится одним из символов… А славянский народ не имеет ничего общего с Дедом Морозом, которого мы знаем сегодня, с этим добрым и сказочным персонажем. Но это именно вот наше традиционное представление о каком-то добром Дедушке Морозе, который дарит деткам подарки. Нельзя сказать, что это что-то плохое или что-то хорошее. Такая традиция. Понятно, что в Деда Мороза верят маленькие дети. Маленьким детям свойственно ожидать чуда. Но мы видим, что Дед Мороз хороший педагог в этом смысле, он не просто так подарки дарит, а надо подготовить песенку, стишок, хорошо себя вести весь год. Ничего плохого против подобных педагогических вещей мы сказать не можем.

Однако нужно здесь проводить ясную черту. Как бы мы ни называли этот символ Нового года (святителем Николаем, Дедом Морозом, Сантой), нужно четко разделять наши религиозные представления и народные культурные явления. Если некто носит наименование святого, святителя, а вокруг него еще какие-то персонажи, которые совершенно чужды христианскому представлению (или его поведение совершенно чуждо христианской традиции), тогда, наверное, лучше пускай это будет Дед Мороз. Если же мы действительно говорим о христианском образе, то ничего плохого в этом нет. Пускай уж он таковым будет. А кто это? В любом случае в рамках семьи, семейных традиций вариативность тут может быть. Кому кто приносит? Пускай приносят все. Мы все-таки будем на стороне детей. Чем больше подарков, тем лучше. Дай Бог, чтобы рождественские подарки порадовали детей не меньше, чем новогодние.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X