О земном и о небесном. Духовная музыка

3 октября 2022 г.

В начале октября отмечается Международный день музыки. Поговорим сегодня о духовной музыке, о самых известных православных произведениях. Кем и когда они впервые были написаны, где и как часто используются и что регентские хоры исполняют во время праздничных служб − обсудим с заведующим музеем Успенского Бештаугорского Второафонского мужского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

− Насколько нам известно, самым древним жанром церковной богослужебной музыки является псалом. Когда он впервые возник, с какой целью? И где его, как правило, используют?

− Мы считаем, что самая известная книга, которая употребляется за богослужением и сейчас, самая древняя книга, по которой пели псалмы, − это Псалтирь. Написана она царем, пророком и псалмопевцем Давидом. Хотя мы называем этого удивительного ветхозаветного праведника пророком, тем не менее книга не вошла в состав так называемых книг Невиим, то есть пророческих книг.

Однако пророческих тем в псалмах очень много. Многие псалмы, восхваляя Бога, Его пришествие в мир, избавление нас от смерти и Его Рождество, воспевались в ветхозаветное время. Псалмы употреблялись за богослужением в скинии, а затем и в Иерусалимском Храме до его разрушения и позже. Псалмами пользовались и святые апостолы.

Мы знаем о том, что псалмы звучали, когда только начали собираться апостолы после вознесения Спасителя. Сам Господь их пел с учениками, когда шел в Гефсиманский сад после Тайной Вечери. Употребление священных текстов в пении было с самого начала, до рождения христианской новозаветной Церкви.

Затем Псалтирь стала употребляться по-разному – мы говорим о иудейской и христианской традициях. Если говорить об иудейской традиции, то сейчас псалмы используются в молитвах, поскольку иудеи еще ждут пришествия Мессии − такая тематика прослеживается у них за богослужениями. Отдельные псалмы исполняют не только на общей молитве, но и в частном порядке, в своих жилищах.

Что касается нашей христианской традиции, то богослужение у нас продлено. Псалмы особым образом включены в богослужение суточного круга: читаются кафизмы на утрене и на вечерне целиком. Также отрывки из псалмов звучат и в момент Божественной литургии – к примеру, в антифонах вседневных или праздничных, в изобразительных. Псалмы у нас встречаются постоянно.

− Как развивалась духовная музыка? Какие жанры наиболее распространены у нас?

− Если мы говорим о времени распространения христианства (начиная с I века), то звучали за богослужениями не только псалмы. Апостол Павел в Послании к Ефесянам, призывая верующих христиан, говорит, что во всем нужно исполняться духа, воспевая Бога в псалмах, славословиях и песнопениях духовных.

Таким образом, у нас есть негласное деление еще с первого времени на псалмы, гимны, о которых сейчас я скажу вкратце, и также песни духовные. А уже после, через многие столетия, нашими великими святыми были созданы церковные произведения, которые легли в основу Божественной литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Об апостоле Павле стоит сказать как о великом богослове, создавшем самые глубинные послания, которыми мы пользуемся для того, чтобы отобразить все наше христианское вероучение. В составе его посланий содержатся так называемые гимны. Это не просто тексты, составленные апостолом.

Многие библеисты Римско-Католической Церкви в XIX веке пытались доказать, что гимны были составлены гораздо раньше посланий, потому что в них особый слог, темп. Гимны апостола хорошо известны, они содержатся в некоторых посланиях, которые мы читаем за богослужением, к примеру, в честь Пресвятой Богородицы. В Послании к Филиппийцам апостол Павел также в форме гимна излагает главную цель пришествия Бога на землю.

Сейчас в богословии и библеистике существует твердое мнение, что гимны были написаны апостолом Павлом ранее, возможно, он их даже исполнял во время своих миссионерских путешествий – не только что-то рассказывал людям, но еще и служил, и молился. Конечно, мы должны понимать, что апостол мог просто включить гимны в послания, и, таким образом, они теперь являются очень важным для нас звеном.

Многие столетия спустя жанр церковного пения приобретает совершенно иной характер. В Средние века появляется осмогласие, которое систематизировал преподобный Иоанн Дамаскин, можно сказать, творец многих богослужебных песнопений, в том числе и включенных в воскресное богослужение. Именно в одной из его стихир мы слышим такие слова: «Вечернюю песнь и словесную службу Тебе, Христе, приносим». Здесь звучит тема «песнь», преподобным Иоанном изложенная.

Вечерня потому, что, во-первых, начинается суточное богослужение с вечера, а не с утра. Во-вторых, вечерня переносит нас во время Тайной Вечери и вечерей-агап, которые проводились святыми апостолами, а потом переросли в литургии. Несомненно, мы видим, что здесь идет такой посыл: приносим именно пение.

Церковное пение в России неразделимо связано с нашей историей, культурой и с общественным мнением, общественной позицией, которая также менялась. После Крещения Руси князем Владимиром были привезены византийские священники, которые принесли свою структуру пения. Она была знаменной, одноголосной и повсеместно употреблялась у нас до XVII столетия.

После реформ патриарха Никона начинается другое пение − партесное. Стоит сказать, что партесное пение возникло намного раньше в наших православных церковных братствах на западе страны, на территориях, которые тогда еще не были в составе России. Братства боролись с польскими католическими священнослужителями и их традициями.

В противовес органному, свободному пению возникло пение партесное − более строгое, но не одноголосным знаменным распевом, а многоголосное (в том числе и с участием женщин). Такая традиция была принесена в наш церковный обиход при Петре I в начале XVIII века.

− Правда ли, что сегодня музыка, пение сопровождают практически каждое богослужение?

− Да, несомненно. Здесь важно сказать о том, что мы делим богослужение. У нас есть ежедневная служба, и каждый день особо помечен в богослужебных указаниях и в Типиконе, он имеет свое предназначение и свой устав. По особым правилам Соборов мы должны понимать, что богослужение праздника Пасхи не должно быть таким же, как богослужение Великой Пятницы на Страстной седмице. В том числе и по пению, по посылу оно разительно отличается.

Многие наши церковные композиторы и гимнографы потрудились, передавая посыл. Если мы говорим о текстах (не о пении) Страстной седмицы, Великого Пятка, Пасхи, Пасхальной седмицы, а затем следующих сорока дней, мы, конечно же, видим существенное различие. То же самое и в пении. Авторы пытались передать этот посыл, смысл − глубокую горечь раскаяния и радость победы жизни над смертью.

− Где еще можно услышать духовную музыку и много ли сегодня в России композиторов, которые специализируются именно в этом жанре? Требуется ли для этого благословение, кстати?

− Сначала хочу привести исторический пример из XIX века. Один из наших самых известных иерархов митрополит Московский Филарет (Дроздов) на одном из заседаний Святейшего Правительствующего Синода раскритиковал составленный и принесенный на утверждение присутствовавшим архиереям нотный обиходный сборник «Ирмологий» известного композитора Львова.

Он сказал удивительные слова: «Хоть я не являюсь человеком музыкальным, с музыкой связан постольку-поскольку, но вижу и чувствую, что это не пойдет в наших православных храмах». Он раскритиковал, но предложил сделать сборник более строгим по своему исполнению и содержанию (именно нотный сборник, тексты, естественно, не менялись).

Таким образом, мы видим, что принятие каких-то новых песнопений в церковную жизнь, в устав имеет очень строгий характер. Вот и сейчас мы смотрим на сборники, которые могут быть использованы за богослужениями. У нас огромное количество церковных авторов, известных композиторов и исполнителей, но мы должны назвать тех, на чьих трудах основано партесное церковное пение сейчас; это несколько фамилий.

Самый известный композитор – Александр Архангельский, составил более 90 нотных сборников, в том числе самый известный сборник, им составленный, – Божественной литургии и всенощного бдения, который и до сих пор используют на праздничных службах.

Конечно, это Павел Чесноков, которого называют «Васнецовым церковной музыки», потому что он соединил, казалось бы, несоединимое − песнопения, которые исполнялись знаменными распевами с обиходным, клиросным местным распевом. Они использовались в деревнях, в сельских глубинках.

Много и других, не только церковных композиторов, но писавших и светские произведения, таких как Балакирев и Римский-Корсаков. Балакирев возглавил Санкт-Петербургскую капеллу, а Римский-Корсаков был его заместителем. Они также наряду с обычными сборниками и нотными произведениями составляли церковную музыку. На них все держится, можно сказать.

Еще можно назвать много фамилий тех, на творчестве которых держится то, что касается нашего церковного пения. Георгий Свиридов, также известный композитор, сказал, что светская музыка не может быть отделена от церковной, потому что именно в церковной музыке содержится дух и расположение к молитве, к общению с творческим, прекрасным, это невозможно представить себе в каких-то светских произведениях.

− Интересно, а в нашей епархии проводятся музыкальные фестивали духовной музыки?

− Да, у нас есть свои соборы, в которых сплоченные, очень дружные и талантливые коллективы, которые участвуют не только во всероссийских конкурсах. Совсем недавно у нас проходил II Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов». Наш хор Спасского кафедрального собора занял призовое место, с чем мы его участников поздравляем еще раз.    

                                                                            Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать