Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Действительно ли древние Аланские храмы в Карачаево-Черкесии являются христианскими, но не православными?
– Термин «православие» является калькой с древнегреческого «ортодоксия». Слово «докса» многозначное. Оно означает «мысль», «мнение», но в богослужебных текстах переводится как «слава».
Впервые в отношении учения христианской Церкви слово «ортодоксия» употребил Климент Александрийский, святой, который родился примерно в 150 году и скончался в 215-м. А применительно к людям, в частности к самому Клименту Александрийскому, этот термин впервые использует Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», написанной им в 325 году. Таким образом, этот термин входит в употребление во II–IV веках, и уже к VI веку, времени правления императора Юстиниана, православные и христиане в Византии – это одно и то же.
Термину «ортодоксия» противопоставлялся термин «гетеродоксия» – «инакомыслие». Так называли различные ереси, расколы, лжеучения. Первый появился задолго до христианизации Алании и славян. Годом крещения Алании называется 912 год, а Руси – 988-й. К этому времени термины «православный», «православие» четко утвердились за восточным византийским христианством.
Более того, существует замечательная книга историков А. Ю. Виноградова и Д. В. Белецкого, которые десять лет назад описали Аланские византийские храмы Архыза и Сентов. Уникальность этой книги в том, что они перевели письма патриарха Николая Мистика к монаху Евфимию, что был начальником Миссии на территории современной Карачаево-Черкесии и основал там епархию, которая находилась в списках Православных Церквей вплоть до середины XIV века. Ни у кого никогда из церковных историков не возникало даже мысли о том, чтобы исключить Аланскую епархию из числа православных епархий и перевести ее в епархию католическую. Поэтому, мне кажется, разделение храмов на православные и христианские – это заблуждение, потому что слишком рано появился термин «православие» (вторая половина II века) и слишком прочно он связан с Восточной христианской Церковью.
– Если можно, расскажите подробнее об этих храмах: когда они возникли и когда были признаны памятниками?
– Научная датировка храмов – 930–970 годы. Самым древним является Южный, или Ильинский, чуть моложе Георгиевский (Северный) и Троицкий (Центральный) храмы Нижнего Архыза. Примерно в тот же период строится Сентинский храм, южнее Карачаевска. Еще один, Шоанинский, храм расположен над селом имени Коста Хетагурова, севернее города Карачаевска. Оба храма находятся в Карачаевском ущелье. В X веке Алания переживает расцвет и христианизацию. В это время на месте Нижне-Архызского городища существовал крупный город. По мнению историка В. А. Кузнецова, это был Маас – столица Аланского царства. Есть мнение, что Маас находился на месте ингушского Магаса, что подтверждается археологическими данными, но это не имеет отношения к нашей теме. Важно, что этот крупный для раннего Средневековья город был мегаполисом. В нем жило до пятнадцати тысяч человек (это очень много по тем временам). Он стоял на Шелковом пути. Один из этих храмов был кафедральным собором, в нем есть епископское седалище. Ильинский (Южный) храм, самый маленький, был домовой церковью какого-то богатого человека. Шоанинский и Сентинский храмы служили ориентирами и пристанищем на Великом шелковом пути. Там сходились дороги из разных ущелий и шли караваны с юга на север.
Памятниками архитектуры храмы становятся относительно поздно. До этого они возрождаются как место молитвы. После долгого периода различных перипетий в 1830 году, уже в XIX веке, их исследует хорошо известный И. К. Бернардацци. Вместе с художником Дмитрием Строковым он подробно зарисовывает фрески, описывает состояние храмов. В конце XIX века возле Сентинского храма стоит женский монастырь Русской Православной Церкви, возле Архызских храмов – мужской. Эти места становятся местами постоянного паломничества верующих.
Памятниками архитектуры храмы становятся уже при советской власти, когда монастыри были разгромлены, монахи арестованы и сосланы. Некоторое время здания монастырей использовались то под детские больницы, то по детдома, то под еще какие-то учреждения. Музейный статус древние храмы приобретают в 1960-е годы.
– Позвольте прямо спросить: правда ли, что Пятигорская епархия хочет забрать себе эти храмы?
– На прямой вопрос дам прямой ответ. Пятигорская епархия за время своего существования никогда не претендовала на древние византийские храмы и не претендует.
– Что в таком случае послужило поводом для таких разговоров, бурной полемики?
– Поводом послужило письмо неких национальных общественников в Карачаево-Черкесии, которые обвинили епархию в намерении забрать храмы. Хотя единственное желание верующих – иметь возможность молиться в тех из них, которые находятся в нормальном состоянии. Что нас беспокоит – это вопросы реставрации, научной, грамотной, профессиональной, и возможность молитвы.
Дело в том, что ныне действующий закон о свободе совести и религиозных организациях разрешает совершение молитвы и богослужений в местах паломничества. Несомненно, Архызские храмы являются такими местами. Когда в 1989 году в них возобновились богослужения, возродилось и более-менее регулярное паломничество. Все, чего хотят православные верующие, – это молиться и видеть храмы в надлежащем состоянии.
– Много ли православных среди местного населения или туда приезжают в основном паломники?
– Ситуации разные. Возле Шоанинского храма, вокруг которого разгорелась основная полемика, связанная с обращениями карачаевских общественников (скажем мягко, национальных организаций), находится село имени Коста Хетагурова. Там с XVIII или XIX века проживают православные осетины.
– Наблюдается какое-то противоречие. Та общественность, которая ревностно относится к сохранению древних святынь, считает, что даже службы им во вред, как будто не замечает или закрывает глаза на то, что вокруг этих храмов появляются новостройки, какие-то надписи. Что Вы думаете об этом?
– Варварские надписи у храмов, равно как и другие попытки изменить их архитектурный облик, конечно, мы не можем приветствовать. Это неправильно. Храмы – это музеи, и наши богослужения (я хочу подчеркнуть) проводятся по согласованию и только с разрешения организаций, которые являются представителями собственника этих храмов. Храмы хотя и являются объектами культурного наследия и федерального значения, находятся в собственности Карачаево-Черкесской Республики. Существуют специальные организации: до 2018 года – это Музей-заповедник имени М. О. Байчоровой, после 2018 года – «Аланский христианский Центр на Северном Кавказе». От имени собственника, республики, они управляют памятниками истории и архитектуры. То, что касается построек, состояния храмов, мне кажется, это вопрос скорее не к верующим, а к музейному режиму, который, увы, не всегда соблюдается. С другой стороны, хочу поблагодарить и руководство республики, и музейное сообщество за то, что когда верующие просят о совершении богослужения, они идут навстречу.
– Скажите, пожалуйста, статус музея накладывает запрет на богослужения?
– Запрета на богослужения в музеях закон не предусматривает. В то же время понятно, что богослужение должно совершаться с соблюдением условий сохранности самого музея. Понятно, что храму не может навредить то, ради чего он, собственно, и был построен. Гораздо больше ему вредит неграмотная реставрация или отсутствие ее финансирования. Я приведу пример: соборы Московского Кремля являются музеями, как вы знаете, однако в особо знаменательные даты в них совершаются богослужения. Исаакиевский собор тоже музей, однако в южном его приделе каждую субботу совершается Божественная литургия. То есть он сохраняет музейный статус, однако верующие имеют возможность помолиться в этом храме-памятнике.
Надо сказать, что массовые богослужения мы совершаем не так часто. Массовые паломничества совершаются в так называемые престольные дни: у Георгиевского храма – это 6 мая, день святого Георгия Победоносца; у Троицкого – Духов день, второй день Святой Троицы (подвижный праздник); у Ильинского храма – 2 августа, день пророка Божия Илии. Именно в эти несколько дней в году и совершается значимое паломничество, соборное богослужение. Власти республики и музея с пониманием относятся к желанию верующих совершить молитву. Мы искренне благодарны за такое доброе отношение и понимание нужд православных верующих!
– Последнее время в прессе представители разных конфессий высказывают мнение, что древние храмы Карачаево-Черкесии – это общее культурное достояние, памятники архитектуры, и они не должны быть ни христианскими, ни мусульманскими, а просто памятниками как таковыми. Какова позиция епархии по этому поводу?
– Храмы эти являются христианскими по происхождению, по факту создания христианскими народами для молитвы. В связи с этим согласиться мы можем с такой позицией только в одном: как национальные святыни они дороги многим народам, считающим себя наследниками Аланской цивилизации. Но они дороги и православным верующим как знак того, что православие – древняя, вполне самостоятельная и родная религия для Северного Кавказа. Такие святыни мирового уровня нельзя приватизировать по национальному или религиозному признаку. Однако хорошо, если они будут местом, где мы не будем ссориться, а будем способствовать их реставрации и сохранению в них духовной жизни, чтобы и православные верующие, и те, для кого эти храмы являются национальной святыней, видели, что такое сотрудничество только на пользу.
– Отец Михаил, благодарю Вас за откровенную беседу на достаточно острую тему!
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!