О земном и о небесном. Древние аланские храмы Карачаево-Черкесии

22 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наша тема сегодня, пожалуй, в топе самых обсуждаемых на Северном Кавказе и даже в масштабах всей страны – древние Аланские храмы в Нижнем Архызе Карачаево-Черкесии. Почему сейчас к ним приковано внимание общественности и что послужило поводом для бурной полемики в прессе, поговорим с пресс-секретарем Пятигорской и Черкесской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Действительно ли древние Аланские храмы в Карачаево-Черкесии являются христианскими, но не православными?

– Термин «православие» является калькой с древнегреческого «ортодоксия». Слово «докса» многозначное. Оно означает «мысль», «мнение», но в богослужебных текстах переводится как «слава».

Впервые в отношении учения христианской Церкви слово «ортодоксия» употребил Климент Александрийский, святой, который родился примерно в 150 году и скончался в 215-м. А применительно к людям, в частности к самому Клименту Александрийскому, этот термин впервые использует Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», написанной им в 325 году. Таким образом, этот термин входит в употребление во II–IV веках, и уже к VI веку, времени правления императора Юстиниана, православные и христиане в Византии – это одно и то же.

Термину «ортодоксия» противопоставлялся термин «гетеродоксия» – «инакомыслие». Так называли различные ереси, расколы, лжеучения. Первый появился задолго до христианизации Алании и славян. Годом крещения Алании называется 912 год, а Руси – 988-й. К этому времени термины «православный», «православие» четко утвердились за восточным византийским христианством.

Более того, существует замечательная книга историков А. Ю. Виноградова и Д. В. Белецкого, которые десять лет назад описали Аланские византийские храмы Архыза и Сентов. Уникальность этой книги в том, что они перевели письма патриарха Николая Мистика к монаху Евфимию, что был начальником Миссии на территории современной Карачаево-Черкесии и основал там епархию, которая находилась в списках Православных Церквей вплоть до середины XIV века. Ни у кого никогда из церковных историков не возникало даже мысли о том, чтобы исключить Аланскую епархию из числа православных епархий и перевести ее в епархию католическую. Поэтому, мне кажется, разделение храмов на православные и христианские – это заблуждение, потому что слишком рано появился термин «православие» (вторая половина II века) и слишком прочно он связан с Восточной христианской Церковью.

– Если можно, расскажите подробнее об этих храмах: когда они возникли и когда были признаны памятниками?

– Научная датировка храмов – 930–970 годы. Самым древним является Южный, или Ильинский, чуть моложе Георгиевский (Северный) и Троицкий (Центральный) храмы Нижнего Архыза. Примерно в тот же период строится Сентинский храм, южнее Карачаевска. Еще один, Шоанинский, храм расположен над селом имени Коста Хетагурова, севернее города Карачаевска. Оба храма находятся в Карачаевском ущелье. В X веке Алания переживает расцвет и христианизацию. В это время на месте Нижне-Архызского городища существовал крупный город. По мнению историка В. А. Кузнецова, это был Маас – столица Аланского царства. Есть мнение, что Маас находился на месте ингушского Магаса, что подтверждается археологическими данными, но это не имеет отношения к нашей теме. Важно, что этот крупный для раннего Средневековья город был мегаполисом. В нем жило до пятнадцати тысяч человек (это очень много по тем временам). Он стоял на Шелковом пути. Один из этих храмов был кафедральным собором, в нем есть епископское седалище. Ильинский (Южный) храм, самый маленький, был домовой церковью какого-то богатого человека. Шоанинский и Сентинский храмы служили ориентирами и пристанищем на Великом шелковом пути. Там сходились дороги из разных ущелий и шли караваны с юга на север.

Памятниками архитектуры храмы становятся относительно поздно. До этого они возрождаются как место молитвы. После долгого периода различных перипетий в 1830 году, уже в XIX веке, их исследует хорошо известный И. К. Бернардацци. Вместе с художником Дмитрием Строковым он подробно зарисовывает фрески, описывает состояние храмов. В конце XIX века возле Сентинского храма стоит женский монастырь Русской Православной Церкви, возле Архызских храмов – мужской. Эти места становятся местами постоянного паломничества верующих.

Памятниками архитектуры храмы становятся уже при советской власти, когда монастыри были разгромлены, монахи арестованы и сосланы. Некоторое время здания монастырей использовались то под детские больницы, то по детдома, то под еще какие-то учреждения. Музейный статус древние храмы приобретают в 1960-е годы.

– Позвольте прямо спросить: правда ли, что Пятигорская епархия хочет забрать себе эти храмы?

– На прямой вопрос дам прямой ответ. Пятигорская епархия за время своего существования никогда не претендовала на древние византийские храмы и не претендует.

– Что в таком случае послужило поводом для таких разговоров, бурной полемики?

– Поводом послужило письмо неких национальных общественников в Карачаево-Черкесии, которые обвинили епархию в намерении забрать храмы. Хотя единственное желание верующих – иметь возможность молиться в тех из них, которые находятся в нормальном состоянии. Что нас беспокоит – это вопросы реставрации, научной, грамотной, профессиональной, и возможность молитвы.

Дело в том, что ныне действующий закон о свободе совести и религиозных организациях разрешает совершение молитвы и богослужений в местах паломничества. Несомненно, Архызские храмы являются такими местами. Когда в 1989 году в них возобновились богослужения, возродилось и более-менее регулярное паломничество. Все, чего хотят православные верующие, – это молиться и видеть храмы в надлежащем состоянии.

– Много ли православных среди местного населения или туда приезжают в основном паломники?

– Ситуации разные. Возле Шоанинского храма, вокруг которого разгорелась основная полемика, связанная с обращениями карачаевских общественников (скажем мягко, национальных организаций), находится село имени Коста Хетагурова. Там с XVIII или XIX века проживают православные осетины.

– Наблюдается какое-то противоречие. Та общественность, которая ревностно относится к сохранению древних святынь, считает, что даже службы им во вред, как будто не замечает или закрывает глаза на то, что вокруг этих храмов появляются новостройки, какие-то надписи. Что Вы думаете об этом?

– Варварские надписи у храмов, равно как и другие попытки изменить их архитектурный облик, конечно, мы не можем приветствовать. Это неправильно. Храмы – это музеи, и наши богослужения (я хочу подчеркнуть) проводятся по согласованию и только с разрешения организаций, которые являются представителями собственника этих храмов. Храмы хотя и являются объектами культурного наследия и федерального значения, находятся в собственности Карачаево-Черкесской Республики. Существуют специальные организации: до 2018 года – это Музей-заповедник имени М. О. Байчоровой, после 2018 года – «Аланский христианский Центр на Северном Кавказе». От имени собственника, республики, они управляют памятниками истории и архитектуры. То, что касается построек, состояния храмов, мне кажется, это вопрос скорее не к верующим, а к музейному режиму, который, увы, не всегда соблюдается. С другой стороны, хочу поблагодарить и руководство республики, и музейное сообщество за то, что когда верующие просят о совершении богослужения, они идут навстречу.

– Скажите, пожалуйста, статус музея накладывает запрет на богослужения?

– Запрета на богослужения в музеях закон не предусматривает. В то же время понятно, что богослужение должно совершаться с соблюдением условий сохранности самого музея. Понятно, что храму не может навредить то, ради чего он, собственно, и был построен. Гораздо больше ему вредит неграмотная реставрация или отсутствие ее финансирования. Я приведу пример: соборы Московского Кремля являются музеями, как вы знаете, однако в особо знаменательные даты в них совершаются богослужения. Исаакиевский собор тоже музей, однако в южном его приделе каждую субботу совершается Божественная литургия. То есть он сохраняет музейный статус, однако верующие имеют возможность помолиться в этом храме-памятнике.

Надо сказать, что массовые богослужения мы совершаем не так часто. Массовые паломничества совершаются в так называемые престольные дни: у Георгиевского храма – это 6 мая, день святого Георгия Победоносца; у Троицкого – Духов день, второй день Святой Троицы (подвижный праздник); у Ильинского храма – 2 августа, день пророка Божия Илии. Именно в эти несколько дней в году и совершается значимое паломничество, соборное богослужение. Власти республики и музея с пониманием относятся к желанию верующих совершить молитву. Мы искренне благодарны за такое доброе отношение и понимание нужд православных верующих!

– Последнее время в прессе представители разных конфессий высказывают мнение, что древние храмы Карачаево-Черкесии – это общее культурное достояние, памятники архитектуры, и они не должны быть ни христианскими, ни мусульманскими, а просто памятниками как таковыми. Какова позиция епархии по этому поводу?

– Храмы эти являются христианскими по происхождению, по факту создания христианскими народами для молитвы. В связи с этим согласиться мы можем с такой позицией только в одном: как национальные святыни они дороги многим народам, считающим себя наследниками Аланской цивилизации. Но они дороги и православным верующим как знак того, что православие – древняя, вполне самостоятельная и родная религия для Северного Кавказа. Такие святыни мирового уровня нельзя приватизировать по национальному или религиозному признаку. Однако хорошо, если они будут местом, где мы не будем ссориться, а будем способствовать их реставрации и сохранению в них духовной жизни, чтобы и православные верующие, и те, для кого эти храмы являются национальной святыней, видели, что такое сотрудничество только на пользу.

– Отец Михаил, благодарю Вас за откровенную беседу на достаточно острую тему!

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​