О земном и о небесном. Добровольцы

8 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Россия 5 декабря отмечает день добровольцев. Если мы посмотрим на историю этого движения, то становится понятно, что основную роль в его развитии сыграла Церковь. Как говорят исторические документы, сначала это не было массовым движением, а отдельные, единичные случаи. Расскажите, пожалуйста, как все было, кто были эти первые добровольцы.

– Спасибо большое за эту важную тему. Я хотел бы прежде поздравить, поблагодарить всех тех, кто относит себя к добровольцам, и всех тех, кто еще ищет возможность стать такими. Спасибо за этот труд.

Что касается первого добровольца, то, пожалуй, к первым добровольцам можно отнести Того, Кто сказал о Себе Самом: «Ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но для того, чтобы послужить для спасения других». Священное Евангелие открывает нам образ Христа, Который совершает подвиг ради другого человека, без всякой мзды. Единственным вызовом и поводом для этого подвига является Его любовь. Добровольчество – это то, что дает возможность воплотить любовь.

Когда мы часто говорим кому-то хорошие, правильные, важные, нужные слова – они могут просто оставаться сотрясением воздуха, а добровольчество – это то, что слова облекает в плоть. Так добровольцами и стали первые христиане, которые услышали заповедь Христа: как хотите, чтобы к вам относились, так и вы относитесь; нет большей любви, если кто душу свою положит за други своя.

Это то самое Евангелие, которое открыло иной взгляд на человека. Взгляд не прямой – от меня к другому, а как бы через Небо. В том смысле, что наши взгляды еще однажды сойдутся. Не только в этой временной жизни, когда ты можешь стыдливо, трусливо или по каким-то другим причинам отвести свой взгляд от человека и просто пройти мимо его беды, нужды, а наши взгляды еще раз сойдутся тогда, когда мы встретимся на Небе. Тогда ты этот взгляд не отведешь, тогда этот взгляд станет для тебя или взглядом суда с оправданием, или суда с осуждением. Так, собственно говоря, и появилось добровольчество.

– Как, по-Вашему, от чего зависит уровень молодежного движения в стране, что нужно, чтобы это движение росло?

– На этот вопрос, наверное, каждый ответит по-своему и в чем-то будет прав. Некоторые говорят о том, что для этого должна быть большая общественная поддержка, резонанс. Что добровольцем быть хорошо, это как здоровый образ жизни, то есть если ты доброволец, у тебя есть портфолио, где собираются всякого рода свидетельства, насколько ты хорошо и здорово помогаешь другим людям, это поможет тебе в дальнейшем продвижении социального статуса и так далее. Это уже, если так можно сказать, взгляд снизу вверх. Для продвижения правильного добровольчества нужно всегда смотреть на него совершенно иным взглядом: «Я это делаю не потому, что это хорошо, не потому, что у других это может вызвать положительные эмоции в том числе в мой адрес. Я это делаю потому, что я таков. Это как продолжение моего внутреннего мира». И тогда это добровольчество будет не с восьми до девяти с двумя выходными, а каждодневным подвигом по отношению и к тем, кто рядом в семье, и к тем, кто за пределами семьи.

– Когда я готовила программу, нашла описание добровольчества такое, что это базовая потребность человека. Меня это немножко удивило. Действительно так? Сейчас, мне кажется, любого спроси про базовые потребности – про добровольчество никто не вспомнит. Мне кажется, это даже больше исключение. На самом деле вложена ли в каждого человека потребность помогать?

– Я думаю, это действительно так: в каждого вложена потребность быть человеком, это уж точно. А вот то, что относится к человеческому и как это человеческое может быть обозначено, – это как раз тот предмет, о котором мы сегодня рассуждаем. В том числе и добровольчество. Быть вольно добрым, вольно проявлять свое добро – это еще и бороться со своими внутренними препятствиями к этому добру: со своей скупостью, жадностью, раздражительностью, со своими страхами, со своими «но» и «если». Когда ты не задумываешься, видя нужду и просьбу о помощи другого человека, спешить на помощь, когда ты по-человечески не говоришь себе: это не мое дело. Когда ты как раз по-человечески отвечаешь себе: да, это мое дело, потому что это касается другого человека,  я просто не могу пройти мимо. Мой мир – это не там, где мне одному хорошо. Мой мир – это там, где хорошо другим рядом со мной.

– Получается, для некоторых волонтерство как воздух, они никогда не пройдут мимо, другие – абсолютно равнодушны. При рождении что-то больше дается? Или приобретенные навыки, опыт формируют чувство ответственности за других?

– Отчасти это и опыт, и еще больше скажу – это, конечно, пример другого человека. Мне много раз приходилось видеть разные ситуации простых добровольческих вещей. Идет человек, уронил что-то: кто-то сразу, кто находится рядом, поднимает, окрикивает. Или другая ситуация: человек ищет свободное место в зале ожидания в аэропорту. Кто-то очень быстро поднимается, видя, что подходит пожилой человек или женщина с ребенком, кто-то погружается в наушники, смартфон и делает вид, что ничего не замечает. И когда кто-то рядом встает, тот, кто прятался в смартфоне, иногда внутренне облегченно вздыхает (мне интересно со стороны стоять и наблюдать за этим): «Не пришлось мне терять свое место». Но даже тот, кто так вздыхает, мне кажется, потом внутренне, когда однажды сталкивается с подобной ситуацией, будет уже ближе к тому, чтобы сделать первый шаг.

Это опыт радости другого человека, потому что тот, кому уступили место, садится и говорит: «Спасибо Вам большое». Улыбается совершенно незнакомому человеку. Тот, кто этого не сделал, понимает, что как минимум просто не увидел улыбки незнакомого человека в свой адрес, ему никто не порадовался. Может быть, это тоже однажды родит желание добавить радости в своей жизни.

– Волонтерское движение когда наиболее ярко себя проявляет? В какие-то тяжелые ситуации?

– Как нынешнее время, к примеру, сейчас, во времена пандемии. Я хочу поблагодарить всех наших добровольцев. Обратились к людям: нужна помощь, есть возможность развезти продукты. Мы приобрели продукты, собрали, благотворители помогли, сами собрали средства, лекарства – нужно их просто развезти. Особенно если это скоропортящиеся продукты, быстро нужно сделать. Очень много людей отозвались: могу приехать в такой-то день, у меня будет два часа свободного времени, на своей машине.

Или, к примеру, мы проводим какие-то большие (нередкие явления в наше время) субботники – на территории наших храмов или монастырей. Они, как правило, находятся в живописных местах; отдыхающие, к сожалению, не всегда оставляют после себя приятные воспоминания. Люди собираются с большой радостью привести в порядок территорию, потому что им кажется, что навести чистоту вокруг – это в том числе самому никогда не мусорить и после себя не оставлять мусор в жизни, в других людях. Это хорошее дело. Очень много таких людей, которые приходят для того, чтобы просто потрудиться (без какого-то желания получить награду или стать героями новостных лент).

– Многие говорят, что сейчас слишком низкий уровень жизни, что они не готовы работать бесплатно. Вы можете понять такую точку зрения? Все свободное время человек пытается заработать.

– Такого человека мне легко понять. Действительно, сегодня бывает немало проблем, которые заставляют человека что-то делать, особенно если у тебя за спиной большая семья. Я помню одну мою встречу с таким человеком. Говорю ему: «Ты приходи, вечером собираются». – «У меня времени нет». – «Приходи не потому, что нужна будет твоя помощь, а скорее всего потому, что нужна тебе помощь. Там будут люди, может быть, ты с кем-то из них подружишься, они смогут тебе помочь, этим людям будет интересен твой труд, профессиональные навыки. Ты найдешь для себя друзей. Не просто отдашь свое время другим, но для себя что-то приобретешь, увидишь что-то важное, главное».

Я могу привести массу примеров, когда так и происходило. Люди говорили: «Ну хорошо, на часик загляну». А потом оказывалось, что этот час продлевался на долгое время, потому что человек находил для себя совершенно другое мнение, других людей, которые по-другому говорили, у которых не меньше проблем, может, даже больше, но жизнь становилась совершенно другой. Вспоминаю свою дружбу с одной девушкой, которая прикована к инвалидной коляске. Каждый раз, когда есть возможность пообщаться с ней, помочь ей, помолиться об этой замечательной девушке, причем человеке глубокой веры, стойкости, несмотря на все свои болезни, немощи, – начинаешь смотреть на жизнь с Неба. Благополучие в жизни – это не то, что мы привыкли называть удобством. Благополучие в жизни – это то, когда ты, несмотря ни на какое свое состояние, всегда говоришь: «Слава Богу за все».

– Владыка, а есть у добровольчества подводные камни? Например, Вы встречали гипертрофированное добровольчество? Человек  ушел в социальную работу, а ему родные говорят: «Мы забыли, как ты выглядишь, появись дома». А он: «Некогда мне».

– Про навязчивое добровольчество можно вспомнить очень хороший, яркий пример, образ такого добровольчества – Шурочку из бухгалтерии из известной советской киноленты «Служебный роман». Такое бывает действительно опасно. Иногда такой Шурочке хочется сказать: «А не пора ли Вам вернуться в бухгалтерию, заниматься тем, чем Вы должны заниматься?» Когда это не то что переходит какие-то грани, а теряет смысл для самого человека.

Я уже говорил о том, что любое доброе дело, любой твой постоянный навык в чем-либо добром должен всегда быть сосредоточен на том, что ты на все смотришь через Небо, не через себя самого. Не на то, как о тебе скажут, что о тебе подумают и как тебя «отлайкают» в социальных сетях, когда ты появишься там или там, а как ты потом посмотришь на Небо, с которого на тебя смотрит Он. Это самый правильный взгляд. Тогда, мне кажется, можно избежать всех гипертрофированных реакций и неверных, опасных изменений в себе самом.

– Бывает еще добровольчество из-под палки. Например, студентов заставляют прийти на субботник, иначе, мол, не поставим зачет. Или на работе то же самое, начальник говорит: «Выговор тогда». Приходится идти. Такое добровольчество, если можно его так назвать, чему-то учит людей или, наоборот, вызывает другие эмоции?

– Такое добровольчество опасно. У человека никогда нельзя отбирать то, что он может сам подарить. Никогда нельзя допускать  использования так называемого административного ресурса для решения тех или иных «благих» целей. В этом смысле уместно вспомнить старую добрую благочестивую присказку: благими намерениями дорога в ад устлана. Здесь такие благие намерения никуда иначе не приведут.

– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю беседу. Подошло время Вашего заключительного слова.

– Спасибо за интересную тему и возможность поблагодарить еще и еще раз тех, кто добр своим сердцем и своей душой.

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», – говорит нам Священное Евангелие. Пусть наше милосердие и добрая воля станут открытой рукой милосердия Божия для каждого из нас. Пользуясь возможностью, еще и еще раз благодарю тех, кто вместе совершает большой труд доброго сердца, большой надежды и любви. Мы всегда открыты к тому, чтобы вместе делать добрые дела. В нашей епархии продолжает действовать телефон горячей линии, по которому вам смогут оказать не только помощь, но и вы сможете найти для себя дело по духу, по времени, желанию – доброе дело. Храни и благослови всех вас Господь.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​