Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Первый вопрос: сколько истерик Вы наблюдали за время перехода на дистанционное обучение?
– И продолжаю наблюдать. Даже люди, которые редко призывали имя Божие, сейчас говорят: «Не дай Бог это вернется». Потому что понимают, что только особая сила сверхъестества человеческого разума может остановить все это.
Из всего того, что я видел и слышал, мнения, конечно, разные. Кто-то, наоборот, благодаря появившемуся времени подправил свои знания в некоторых науках, начал слушать лекции. Но это те, кто продолжает самообразование. А для людей, которые учатся в рамках системы образования, опыт оказался очень сложным.
– Я за собой заметила, что было непросто. Все время возвращались к разговорам о том, как же мы в советское время учились без всего этого. Как Вы думаете, правильно ли быть консерватором? Или все-таки надо находить в этом какие-то плюсы и нельзя все время оглядываться на прошлое?
– Знаете, каким бы ни был парадный вход (его могут украшать очень современно, креативно, удобно и так далее), в любом здании всегда самыми важными остаются, как ни странно, какие-то второстепенные возможности войти и выйти, потому что, как правило, они определяют надежность. Простая дверь всегда будет работать проще, а все новые и сложные автоматические зависят от многих обстоятельств.
О чем я? Во время этой пандемии мы с удивлением для себя узнали, что наши врачи – это герои. Как-то все удивились. Обычно героями считают каких-то суперменов и супергероев, а оказалось, что простые медсестры, врачи и есть самые настоящие герои.
А еще мы узнали, что, оказывается, героями являются и учителя. Это с особой очевидностью стало понятно родителям, когда они почувствовали всю ответственность за обучение дома своих же собственных детей. Оказалось, наши учителя – самые большие герои; это люди, которые каждый день берут на себя колоссальный труд.
– В семинариях тоже переходили на дистанционное обучение?
– Да, в конце учебного года, когда начались все ограничения, тоже была введена такая мера. Кстати, благодаря этому я мог понаблюдать за некоторыми студентами, которые проживали у нас, как они продолжают это дистанционное обучение. И понял: лучше бы они собирались в аудитории.
– А сейчас в каком режиме идет учеба?
– Сейчас, насколько мне известно, решения принимаются в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом учебном заведении. Где-то все студенты собрались в полном объеме, где-то собрались только несколько курсов, а другие продолжают дистанционное обучение. Когда я общался со студентами, спрашивал: «Ну как дома учиться? Дома же и еда вкуснее, и пространства больше, да и просто родные стены». Отвечали: «Нет. Хочется все же в семинарию». Потому что там то, что делает тебя новым человеком; это как место нового твоего рождения. Чтобы научиться летать, нужно обязательно покинуть гнездо – иначе не научишься летать. Так и здесь. Конечно же, когда началась подготовка к новому учебному году, все ехали с радостью и говорили, что даже если вдруг по каким-то причинам введут карантин, лучше остаться в учебном заведении, чем возвращаться домой.
– Сейчас наши детки уже учатся, хотя и в новых условиях. Но я наблюдаю, что в некоторых школах начинается противостояние. Потому что все равно есть родители, которые не согласны соблюдать новые требования: термометрию, маски, разные входы и так далее. Они хотят продолжать так, как было. Тогда им предлагают перевестись на дистанционное обучение. Начинается внутренняя война. Как Вы думаете, возможно ли избежать этого?
– Избежать скорее всего не получится. Потому что у каждого в этот период ограничений появился свой опыт: у кого-то он с большим запасом терпения и трепетного отношения к здоровью других людей, а у кого-то совершенно другой. Многие говорят: «Со мной же ничего не случилось; значит, ничего не существует». Вместо того чтобы сказать: «Слава Тебе, Господи! Спасибо тем людям, которые рядом, что побеспокоились обо мне», человек думает, мол, раз не болею, значит, не болеет никто. К большому сожалению, такая точка зрения встречается.
В подобного рода обстоятельствах, думаю, нужно давать возможность выбора: есть один формат, есть другой формат. Потому что забота о здоровье другого человека должна превалировать над всякими собственными взглядами. Если есть общепринятые условия, этим условиям нужно следовать.
– Есть родители, которые из-за постоянных опасений, что детей переведут на дистанционное обучение, решили: «Все, мы не хотим больше об этом думать, нервничать по этому поводу, поэтому забираем ребенка и переходим на семейное образование». С Вами консультируются по такому поводу?
– В церковной среде, особенно среди больших священнических семей, это очень часто встречается. Но там семейное образование идет как дополнительное. Наверное, это так же, как в семье педагогов: если мама или отец являются учителями, то дома есть кому помочь с уроками.
Если говорить об этой идее, самое главное – понять, каким образом она будет оцениваться. Если она будет соответствовать существующей системе образования, пусть будет. Ведь у нас есть и частные школы, и негосударственные учебные заведения, но при этом там преподают по понятному и ясному принципу, по программам. Если эти программы будут взяты за основу в рамках домашнего образования, то в этом нет ничего плохого.
Другое дело, если само это домашнее образование станет не просто альтернативой традиционному образованию, а неким контрупором, – тогда могут быть проблемы. Мы знаем и такие случаи, когда увлеченные какими-то идеями родители доводят своих собственных детей до очень тяжелого и физического, и психологического состояния.
– Как сейчас происходит учеба в воскресных школах? И можете ли Вы представить воскресную школу на дистанционном обучении?
– Воскресную школу на дистанционном обучении представить трудно, потому что само по себе понятие «научить» в своей сути означает «показать, как надо делать». Мне очень трудно представить, как дистанционно можно научить первоклассника писать буквы в прописи. Это невозможно сделать! Есть вещи, которые нужно именно показывать.
– Идут разговоры о том, что дистанционное обучение может быть введено не только во время карантина или каких-то пандемий. Министерство просвещения предлагает сделать его частью обучающей программы и использовать в каких-то моментах. То есть родителям в любом случае придется привыкать к этому слову. Не хотелось бы, конечно, чтобы его часто использовали, но все-таки, если вдруг опять введут дистанционное обучение, что делать? Дайте памятку родителям, как не сойти с ума. Перечислите правила от владыки...
– Мне кажется, что само по себе дистанционное обучение должно быть обусловлено не какими-то обстоятельствами, а возможностями самого человека прежде всего. К примеру, человек с ограниченными возможностями не может посещать школу по вполне ясным и понятным причинам. Вот для таких людей и создаются обучающие программы подобного формата. Так же, как создается специальное питание для человека с какими-то особыми физиологическими потребностями в этом питании. Но это питание не подходит всем, оно совершенно индивидуально.
На мой взгляд, дистанционное обучение – это нечто индивидуальное для конкретного человека. Это не может быть схемой общего образования. Мы должны отстаивать право быть рядом с учителем. Мы должны отстаивать право, несмотря ни на что, находиться в пространстве образования. Иначе мы не сможем передать не только знания (а знания – это только часть того, что передает учитель), но и опыт использования этого знания, не сможем передать нравственные критерии использования этого знания. И в этом смысле нужно иметь совершенно четкое понимание, что это не является и не может являться, на мой взгляд, нормой для нашего общества.
– Я думаю, есть и такие родители, которые сказали бы: «А я за!» Потому что везде микробы, болезни – страшно. Лучше я свое чадо посажу под колпачок – пусть сидит и в компьютер смотрит. Что бы Вы посоветовали в таком случае?
– Открывать колпачок, потому что ничего доброго из этого не получится, и примеров тому можно найти массу. Подобное отношение, связанное с такими страхами и фобиями, рождает именно страхи. И эти страхи будут только плодиться и размножаться. Чтобы идти вперед и прямо, нужно перестать ходить по кругу. А под колпачком – это как на арене цирка: хождение по кругу.
– Вопрос не про дистанционное, а про очное обучение: в этом году оно несет свои минусы. В сети появляется информация, что в некоторых школах учителям, так как они напрямую общаются с детьми, не оставляют выбора в том, делать им вакцину от COVID-19 или нет. Если нет, то надо увольняться.
– Это нарушение самого главного принципа, о котором, кстати, говорил гарант Конституции. Есть возможность выбора. Если в каких-то учреждениях эта возможность выбора нарушается, тогда уже нужно звонить во все колокола. Выбор должен быть, и он обусловлен многими особенностями, в том числе особенностями организма, переносимостью (или непереносимостью) медицинских препаратов, в том числе малоизученностью происходящих событий и самого препарата.
– То есть не нужно молчать?
– Выбор должен быть. Ни в коем случае молчать нельзя. Во всяком случае, я очень надеюсь, что на местах прислушаются к словам главы государства, который гарантированно об этом сказал.
– Владыка, большое спасибо, что ответили на все непростые вопросы. Думаю, сегодня нас с удовольствием послушали родители, педагоги и, наверное, дети тоже. Для всех Ваше заключительное слово...
– Дорогие друзья, братья и сестры! В жизни каждого из нас есть такие словосочетания: это моя мама, мой папа, моя учительница, мой друг, мой врач. Я очень хотел бы, чтобы мы научились бесконечно ценить возможность произносить эти слова. Чтобы наш друг и наш учитель были людьми, которым мы подражали бы в хороших поступках, в их умении учиться, а самое главное – в их умении слышать, любить, поддерживать. Это самое дорогое и самое ценное. И никакие технологии не могут заменить слов: «Это мои». Как и Господь говорит о нас с вами: «Вы – Мои».
Пусть Господь хранит всех нас!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!