О земном и о небесном. Дистанционное обучение

22 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Тема сегодня непростая, актуальная – дистанционное обучение.

Первый вопрос: сколько истерик Вы наблюдали за время перехода на дистанционное обучение?

– И продолжаю наблюдать. Даже люди, которые редко призывали имя Божие, сейчас говорят: «Не дай Бог это вернется». Потому что понимают, что только особая сила сверхъестества человеческого разума может остановить все это.

Из всего того, что я видел и слышал, мнения, конечно, разные. Кто-то, наоборот, благодаря появившемуся времени подправил свои знания в некоторых науках, начал слушать лекции. Но это те, кто продолжает самообразование. А для людей, которые учатся в рамках системы образования, опыт оказался очень сложным.

– Я за собой заметила, что было непросто. Все время возвращались к разговорам о том, как же мы в советское время учились без всего этого. Как Вы думаете, правильно ли быть консерватором? Или все-таки надо находить в этом какие-то плюсы и нельзя все время оглядываться на прошлое?

– Знаете, каким бы ни был парадный вход (его могут украшать очень современно, креативно, удобно и так далее), в любом здании всегда самыми важными остаются, как ни странно, какие-то второстепенные возможности войти и выйти, потому что, как правило, они определяют надежность. Простая дверь всегда будет работать проще, а все новые и сложные автоматические зависят от многих обстоятельств.

О чем я? Во время этой пандемии мы с удивлением для себя узнали, что наши врачи – это герои. Как-то все удивились. Обычно героями считают каких-то суперменов и супергероев, а оказалось, что простые медсестры, врачи и есть самые настоящие герои.

А еще мы узнали, что, оказывается, героями являются и учителя. Это с особой очевидностью стало понятно родителям, когда они почувствовали всю ответственность за обучение дома своих же собственных детей. Оказалось, наши учителя – самые большие герои; это люди, которые каждый день берут на себя колоссальный труд.

– В семинариях тоже переходили на дистанционное обучение?

– Да, в конце учебного года, когда начались все ограничения, тоже была введена такая мера. Кстати, благодаря этому я мог понаблюдать за некоторыми студентами, которые проживали у нас, как они продолжают это дистанционное обучение. И понял: лучше бы они собирались в аудитории.

– А сейчас в каком режиме идет учеба?

– Сейчас, насколько мне известно, решения принимаются в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом учебном заведении. Где-то все студенты собрались в полном объеме, где-то собрались только несколько курсов, а другие продолжают дистанционное обучение. Когда я общался со студентами, спрашивал: «Ну как дома учиться? Дома же и еда вкуснее, и пространства больше, да и просто родные стены». Отвечали: «Нет. Хочется все же в семинарию». Потому что там то, что делает тебя новым человеком; это как место нового твоего рождения. Чтобы научиться летать, нужно обязательно покинуть гнездо – иначе не научишься летать. Так и здесь. Конечно же, когда началась подготовка к новому учебному году, все ехали с радостью и говорили, что даже если вдруг по каким-то причинам введут карантин, лучше остаться в учебном заведении, чем возвращаться домой.

– Сейчас наши детки уже учатся, хотя и в новых условиях. Но я наблюдаю, что в некоторых школах начинается противостояние. Потому что все равно есть родители, которые не согласны соблюдать новые требования: термометрию, маски, разные входы и так далее. Они хотят продолжать так, как было. Тогда им предлагают перевестись на дистанционное обучение. Начинается внутренняя война. Как Вы думаете, возможно ли избежать этого?

– Избежать скорее всего не получится. Потому что у каждого в этот период ограничений появился свой опыт: у кого-то он с большим запасом терпения и трепетного отношения к здоровью других людей, а у кого-то совершенно другой. Многие говорят: «Со мной же ничего не случилось; значит, ничего не существует». Вместо того чтобы сказать: «Слава Тебе, Господи! Спасибо тем людям, которые рядом, что побеспокоились обо мне», человек думает, мол, раз не болею, значит, не болеет никто. К большому сожалению, такая точка зрения встречается.

В подобного рода обстоятельствах, думаю, нужно давать возможность выбора: есть один формат, есть другой формат. Потому что забота о здоровье другого человека должна превалировать над всякими собственными взглядами. Если есть общепринятые условия, этим условиям нужно следовать.

– Есть родители, которые из-за постоянных опасений, что детей переведут на дистанционное обучение, решили: «Все, мы не хотим больше об этом думать, нервничать по этому поводу, поэтому забираем ребенка и переходим на семейное образование». С Вами консультируются по такому поводу?

– В церковной среде, особенно среди больших священнических семей, это очень часто встречается. Но там семейное образование идет как дополнительное. Наверное, это так же, как в семье педагогов: если мама или отец являются учителями, то дома есть кому помочь с уроками.

Если говорить об этой идее, самое главное – понять, каким образом она будет оцениваться. Если она будет соответствовать существующей системе образования, пусть будет. Ведь у нас есть и частные школы, и негосударственные учебные заведения, но при этом там преподают по понятному и ясному принципу, по программам. Если эти программы будут взяты за основу в рамках домашнего образования, то в этом нет ничего плохого.

Другое дело, если само это домашнее образование станет не просто альтернативой традиционному образованию, а неким контрупором, – тогда могут быть проблемы. Мы знаем и такие случаи, когда увлеченные какими-то идеями родители доводят своих собственных детей до очень тяжелого и физического, и психологического состояния.

– Как сейчас происходит учеба в воскресных школах? И можете ли Вы представить воскресную школу на дистанционном обучении?

– Воскресную школу на дистанционном обучении представить трудно, потому что само по себе понятие «научить» в своей сути означает «показать, как надо делать». Мне очень трудно представить, как дистанционно можно научить первоклассника писать буквы в прописи. Это невозможно сделать! Есть вещи, которые нужно именно показывать.

– Идут разговоры о том, что дистанционное обучение может быть введено не только во время карантина или каких-то пандемий. Министерство просвещения предлагает сделать его частью обучающей программы и использовать в каких-то моментах. То есть родителям в любом случае придется привыкать к этому слову. Не хотелось бы, конечно, чтобы его часто использовали, но все-таки, если вдруг опять введут дистанционное обучение, что делать? Дайте памятку родителям, как не сойти с ума. Перечислите правила от владыки...

– Мне кажется, что само по себе дистанционное обучение должно быть обусловлено не какими-то обстоятельствами, а возможностями самого человека прежде всего. К примеру, человек с ограниченными возможностями не может посещать школу по вполне ясным и понятным причинам. Вот для таких людей и создаются обучающие программы подобного формата. Так же, как создается специальное питание для человека с какими-то особыми физиологическими потребностями в этом питании. Но это питание не подходит всем, оно совершенно индивидуально.

На мой взгляд, дистанционное обучение – это нечто индивидуальное для конкретного человека. Это не может быть схемой общего образования. Мы должны отстаивать право быть рядом с учителем. Мы должны отстаивать право, несмотря ни на что, находиться в пространстве образования. Иначе мы не сможем передать не только знания (а знания – это только часть того, что передает учитель), но и опыт использования этого знания, не сможем передать нравственные критерии использования этого знания. И в этом смысле нужно иметь совершенно четкое понимание, что это не является и не может являться, на мой взгляд, нормой для нашего общества.

– Я думаю, есть и такие родители, которые сказали бы: «А я за!» Потому что везде микробы, болезни – страшно. Лучше я свое чадо посажу под колпачок – пусть сидит и в компьютер смотрит. Что бы Вы посоветовали в таком случае?

– Открывать колпачок, потому что ничего доброго из этого не получится, и примеров тому можно найти массу. Подобное отношение, связанное с такими страхами и фобиями, рождает именно страхи. И эти страхи будут только плодиться и размножаться. Чтобы идти вперед и прямо, нужно перестать ходить по кругу. А под колпачком – это как на арене цирка: хождение по кругу.

– Вопрос не про дистанционное, а про очное обучение: в этом году оно несет свои минусы. В сети появляется информация, что в некоторых школах учителям, так как они напрямую общаются с детьми, не оставляют выбора в том, делать им вакцину от COVID-19 или нет. Если нет, то надо увольняться.

– Это нарушение самого главного принципа, о котором, кстати, говорил гарант Конституции. Есть возможность выбора. Если в каких-то учреждениях эта возможность выбора нарушается, тогда уже нужно звонить во все колокола. Выбор должен быть, и он обусловлен многими особенностями, в том числе особенностями организма, переносимостью (или непереносимостью) медицинских препаратов, в том числе малоизученностью происходящих событий и самого препарата.

– То есть не нужно молчать?

– Выбор должен быть. Ни в коем случае молчать нельзя. Во всяком случае, я очень надеюсь, что на местах прислушаются к словам главы государства, который гарантированно об этом сказал.

– Владыка, большое спасибо, что ответили на все непростые вопросы. Думаю, сегодня нас с удовольствием послушали родители, педагоги и, наверное, дети тоже. Для всех Ваше заключительное слово...

– Дорогие друзья, братья и сестры! В жизни каждого из нас есть такие словосочетания: это моя мама, мой папа, моя учительница, мой друг, мой врач. Я очень хотел бы, чтобы мы научились бесконечно ценить возможность произносить эти слова. Чтобы наш друг и наш учитель были людьми, которым мы подражали бы в хороших поступках, в их умении учиться, а самое главное – в их умении слышать, любить, поддерживать. Это самое дорогое и самое ценное. И никакие технологии не могут заменить слов: «Это мои». Как и Господь говорит о нас с вами: «Вы – Мои».

Пусть Господь хранит всех нас!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать