О земном и о небесном. День зимнего солнцестояния

28 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Декабрь в разгаре, сегодня поговорим о дне зимнего солнцестояния. Что это за праздник и как давно он отмечается, обсудим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Известно, что день зимнего солнцестояния – это самый короткий день и самая длинная ночь в году. Почему так получается?

– Так происходит из-за естественного круга вещей: Земля совершает оборот вокруг Солнца, хотя нам кажется, что Солнце движется вокруг нашей планеты (это порождало определенные взгляды древних народов). И в середине календарной зимы (20−21 декабря) Солнце в своем восхождении над горизонтом поднимается ниже всего, а в северных широтах начинается полярная ночь. Для человека в любой культуре (и в животноводческой, и в земледельческой) это было очень важно и было связано с определенными циклами и действиями, которые совершает человек для того, чтобы получить прогнозируемые результаты. Поэтому дни зимнего, летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия отмечались как особенные, знаковые дни. Благодаря им менялись некие циклы, в течение которых человек трудился тем или иным образом.

– Правда ли, что события, связанные с солнцестоянием, отмечали еще задолго до нашей эры (впоследствии даже возникла историческая ошибка, которая повлияла на календарь)? Что это была за ошибка?

– Со времен неолита человек фиксировал эти даты. Календари (солнечные или лунные), естественно, акцентировали внимание на особых точках положения Солнца. Поэтому можно сказать, что с глубочайшей древности человечество фиксирует эти даты. Касательно календарей и связанных с этим ошибок, видимо, речь идет о юлианском календаре. Он имел небольшую погрешность, которая со временем привела к плачевному результату: с течением времени расхождение между астрономическим годом и годом, фиксируемым человеком, изменялось все более и более (на несколько дней), что привело к серьезной путанице. Календарная реформа святителя Григория (известная как григорианский календарь) предполагала исключение этой ошибки. Как мы видим, и григорианский календарь не стал панацеей в этом случае. Максимально большая погрешность была упразднена, но появился небольшой календарный «хвостик» − дополнительный день високосного года, с которым вынужден сегодня мириться человек.

– В разных культурах, как известно, к дням летнего и зимнего солнцестояния относятся по-разному. В нашей религии и культуре какое отношение к этим датам?

– Христианская культура не предполагает особого отношения к каким-то астрономическим или природным явлениям, событиям. Им не уделяется особого внимания, потому что всякий день в году важен для человека: это день, в который человек может совершить некое благо, чему-то научиться, исполнить заповеди Божии.

Есть особые праздничные дни, но они связаны не с календарем, а с тем или иным воспоминаемым событием. Потому ни дни солнцестояния, ни дни равноденствия большой роли в нашей религиозной системе не имеют. Однако христианство не упраздняет культуры тех народов, к которым приходит. На их культурной основе христианство сохраняет определенные элементы, которые присущи тому или иному народу, этносу. Поэтому они так или иначе сохраняются, но наполнены совершенно иным, христианским, содержанием.

Следует отметить, что праздник Рождества Христова имеет непосредственную связь с зимним солнцестоянием. Известно, что для ранней Церкви дата Рождества Христова была неважна. Важно было само событие. Ранняя христианская Церковь не придавала значения, казалось бы, естественной для нас сегодня мысли о том, что нужно установить и сохранить дату Боговоплощения.

Встал вопрос: когда отмечать дату Рождества Христова? Использовали естественный для Римской империи праздник. Надо понимать, что в это время заканчивались Сатурналии (большой праздничный фестиваль). Весьма популярная в то время римская религия Непобедимого Солнца (Sol Invictus) предполагала 25 декабря ключевым днем этого события. Также распространенный в Римской империи митраизм тоже предполагал, что это день рождения солнца (приятный, хороший, символический праздник). С христианской точки зрения эта дата подходила весьма хорошо, потому что была связана с христианскими богословскими образами (например, Христос – Солнце Правды).

Не было нужды создавать какие-то новые праздники, когда уже был привычный традиционный праздник, любимый народом, особо отмечаемый день. Но была проведена серьезная работа о замене внутреннего содержания. То есть христианство никогда не шло в конфликт с культурой народов, к которым приходило, но всегда эту культуру наполняло собой и приносило новое духовное, возвышенное содержание.

– Как на Руси отмечали этот праздник до того, как люди стали более воцерковленными?

– Известен древний праздник коляда. О том, как отмечался этот праздник в дохристианскую эпоху, честно и с научной точки зрения говорить невозможно. К сожалению, ни один современный исследователь, антрополог, ученый не может сказать практически ничего о религиозном культе славян. Мы знаем некоторые имена, какие-то образы и более ничего. То, что сегодня предлагается как дохристианская культура славянства, религия, восстановление утраченного, – это все грубый новодел, в котором совершенно нет ничего подлинного. Это печально.

С зимним и летним солнцестоянием связано много традиций в разных культурах мира. Например, в северных широтах это практически единственное время, когда человек мог позволить себе употребление мяса в больших количествах. Это связано не с тем, что это большой праздник, а с тем, что человек подсчитывал свои запасы и понимал: кормовой базы может не хватить, поэтому скот лучше забить сейчас.

В культурах, в которых существует такой образ (мифологема), как возрождающееся солнечное божество (которое умирает, а потом воскресает вновь), есть отношение к этому дню как к светлому празднику. Это дает толчок всему живому: отел скота, произрастание нового урожая на земле. Цикличность повторяется, и мы ожидаем, что сейчас солнечный день пойдет в рост, а это приведет к тому, что скоро мы встретим весну и, даст Бог, проживем еще один год.

И, наоборот, есть более пессимистичный подход: это самое темное, голодное время, когда человек сталкивается с большим количеством сложностей. Во-первых, это зима, холод; во-вторых, это голодные месяцы; в-третьих, ты зависим от того, что успел собрать за время теплых месяцев, от того, какой будет весна (ранняя или поздняя). Поэтому многие древние религиозные воззрения и традиции, ритуалы, связанные с этими днями, сводились к тому, чтобы узнать, будет ли весна ранней, чтобы поскорее прошла зима. Для человека в древности эти даты имели колоссальное значение, потому что, во-первых, давали ему надежду, во-вторых, это были четкие границы определенных периодов его деятельности (с этого времени мы готовим землю, с этого − убираем урожай и занимаемся скотом и прочим).

– В традициях нашего народа верить в приметы. Многие девушки по-прежнему любят гадать на судьбу в самый короткий день и самую длинную ночь в году. Как православные к этому относятся?

– Православная Церковь относится отрицательно к любому проявлению гадания. Не потому, что это страшно и ужасно, а прежде всего потому, что это очень неполезно (и не только с духовной точки зрения). Вместо того чтобы устраивать свою жизнь, нести ответственность за свои поступки, готовиться к завтрашнему дню сегодня, совершать определенные действия, чтобы завтра было успешным, человек занимается какими-то странными вещами, придавая им серьезное значение. С религиозной точки зрения это недостойно человека, именующего себя христианином. Для христиан существует ясный, четко обусловленный Священным Писанием запрет на подобные практики.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать