О земном и о небесном. День памяти отца Павла Флоренского

9 декабря 2024 г.

Восьмого декабря отмечается день памяти священника, богослова, религиозного философа и инженера Павла Флоренского. О его жизни, творчестве и наследии поговорим с благочинным Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

Каким было детство Павла Флоренского, что повлияло на его становление и кем были люди из его ближайшего окружения?

Он родился в 1880 году в Азербайджане, его семья была далека от Церкви своими корнями. Отец занимался строительством железных дорог, поэтому им постоянно приходилось ночевать не очень в комфортных местах. Семья все время переезжала куда-то; и только когда окрепла, остановилась в Тифлисе. Будущий священник, окончив гимназию с золотой медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет и получил образование инженера. Он был очень развит в этом плане, ему прочили большое будущее и много раз предлагали работать в Московском университете. Тогда в его жизнь входит один епископ, старец, который благословляет его и вдохновляет на продолжение обучения в Московской духовной академии.

С раннего возраста Павел просил постричь его в монахи. Тем не менее его духовник и те наставники, которые его окружали, все время этому препятствовали и говорили, что он должен в первую очередь получить образование, а потом уже думать об иноческой и отшельнической жизни. Так и получилось. Получив образование, отец Павел женился, затем принял сан и долгое время служил в Московской духовной академии.

Когда впервые его духовные убеждения нашли отражение в творчестве?

Как говорится в его биографии, первый раз он ощутил это во сне, будучи еще только приближенным к сознательному возрасту. Он почувствовал, что находится в какой-то каменоломне, где ему не хватает воздуха и света. Будучи стесненным кандалами, которые его окружают, он задыхался и погибал от недостатка света и воздуха. Это заставило его задуматься, что жизнь без Бога и Священного Писания, без изучения православной веры подобна такому состоянию. Это побудило его заняться изучением Священного Писания. Повлияло также и то, что он, будучи человеком образованным, который всегда себя ассоциировал с наукой, с раннего возраста начал думать о том, что необходимо дополнять глубокой верой и науку, и свои внутренние убеждения. Отсюда уже складывается его образ мыслей и учение, которое он впоследствии подарил нам. Отец Павел говорил, что невозможно отдельно говорить о науке, отдельно о философии и отдельно о Православной Церкви. Нужно это сопоставлять и в едином порыве, как одно целое, рассказывать об этом людям и самому жить в этом единстве.

Чем запомнилось и какими произведениями охарактеризовалось это религиозно-философское направление в его творчестве?

В первую очередь отец Павел учил, что необходимо приходить к вере посредством философских размышлений. Всю свою жизнь он доказывал это через свои определенные смыслы. Конечно, сейчас богословы говорят о том, что они были не очень хорошо выверенными догматически и не были такими устойчивыми, как богословские трактаты и сочинения святых отцов, даже позднего времени. Однако соприкосновение с таким замечательным ученым, как Булгаков, и  другими философскими деятелями начала XX века позволило отцу Павлу рассказать ученой категории граждан о том, что философия невозможна без православной веры и нравственных убеждений. Во многом благодаря тому, что он раскрывал это в своих произведениях, люди приходили к Богу. Да, его творения не являлись догматически выверенными, может быть, где-то они страдают излишними «самостоятельностями» отца Павла, которые он высказывал и публиковал, но тем не менее для людей, которые даже в наше время не имеют своих убеждений и представлений о православной вере, но позиционируют себя как люди мыслящие, как люди науки, философии, эти направления и убеждения отца Павла очень пригодятся и хорошо подойдут. Например, известны его замечательные произведения о геометрии, творение «Иконостас», стихи и письма, сочиненные им в лагере незадолго до смерти, когда он уже был репрессирован. Они являются свидетельством его искренней веры и глубокого оптимизма. Что может испытывать человек, который находится уже на пороге смерти? Больной и изнемогающий от страшных явлений и испытаний, которые ему послала власть, отправив в лагерь на строительство каких-то крупных объектов, естественно, без должного сна. Это может привести человека к такому страшному явлению, как кризис или уныние. Однако отец Павел сохранил свою веру и приверженность традиции до самой смерти.

Семья батюшки чудесным образом сохранила его наследие, и мы можем с ним соприкоснуться. Все было вывезено за границу, а обратно стало просачиваться уже в 1980-е годы, когда началась перестройка. В 1990-е годы многие заговорили о его канонизации. На данный момент этот вопрос не стоит, но это не значит, что мы не должны воспринимать его как великого богослова и, в первую очередь, философа. Это очень редкое явление, и то, что в себя вобрал отец Павел, что он представил в своем учении, является очень ценным для нас.

Да, безусловно. Личность Павла Флоренского яркая и многогранная. В то же время достаточно сложно понять, как уживались в одном человеке глубокая духовность, религиозность и стремление к точным наукам. Кстати, когда он стал вплотную заниматься наукой?

Этому была посвящена вся его жизнь, он, как я уже говорил, окончил Московский университет с этим направлением. Впоследствии, окончив Московскую духовную академию, он преподавал и, будучи преподавателем и священником, застал кровавую революцию 1917 года. Но это не значит, что он сразу же взял чемоданы и покинул пределы своей страны, эмигрировал. Нет, он остался, преподавал долгие годы и работал в своей профессии. До 1928 года никто особо не занимался его судьбой. Остается неизвестной и неопределенной история, согласно которой он сохранил главу преподобного Сергия Радонежского при вскрытии и изъятии мощей святого в Троице-Сергиевой лавре. Он заменил и спрятал ее, чтобы она не была выставлена на посмешище в одном из музеев, но это осталось притчей во языцех.

Нужно сказать, что он во многом был исследователем архитектурного достояния самой Троице-Сергиевой лавры. То есть он заявлял о ее ценности как памятника архитектуры, и в дальнейшем это дало возможность сохранить здания и величественные храмы, которые были построены несколько столетий назад, чтобы они не были разрушены. В определенное время из лавры были изгнаны монахи, богослужения прекратились, но тем не менее остались соборы и здания, а через это, самое главное, у людей сохранилась память о святом месте. Конечно, это заслуга огромного количества людей и священнослужителей, в том числе и отца Павла Флоренского. Стоит сказать, что до своего первого ареста, а затем и репрессий 1935 года, когда был последний, можно сказать, его арест и билет в один конец, отец Павел до конца работал в качестве штатного сотрудника. Более того, он на светскую работу ходил в подряснике, что вызывало огромное недоумение и, естественно, злость его коллег.

Кажется довольно удивительным, что православного священника одновременно интересовало устройство Вселенной. Какое отражение в трудах отца Павла и его последователей нашла теория геоцентрической картины мира, которой он придерживался?

Стоит отметить, что его идеи были основаны на трудах средневековых ученых, которые представляли, что не Земля движется, но вся Вселенная движется по оси вокруг Земли. Если углубиться в его учение, можно увидеть, что он даже в какой-то степени не отрицал, что Земля является не круглой, а плоской. Он придерживался первых представлений о нашей планете и Вселенной, которые складывались еще в те времена, когда наука только начинала развиваться. Эту картину мира он, конечно, доработал, где-то давал свои комментарии. Тем не менее это интересовало его и оставалось его особенностью. С другой стороны, мы видим, что он был человеком классической науки и философии, и мы сейчас говорим о нем как о священнике, проповеднике и философе. Как об ученом мы можем о нем говорить, но здесь сразу вырастает огромное количество претензий и вопросов к отцу Павлу и его творениям. Тем не менее мы должны помнить об индивидуальности каждого человека и о том, что каждый имеет собственное видение картины мира.

Какими были последние годы его жизни и творчества? Считается, что он написал очень много произведений именно в этот период.

Да, несмотря на то что его репрессировали, что с 1928 года им занялись органы безопасности и раскручивали его как элемента, который был совершенно неполезен для советского общества, он начинает все больше писать и задумываться о вечном, великом и приближенном к небу. Конечно, это нашло отголосок у преследователей и привело к дальнейшему его расстрелу, который произошел в период особо страшного террора. Тем не менее мы узнаем о нем именно благодаря тому, что он писал и сохранял свои черновики, которые впоследствии стали общим достоянием не только Православной Церкви, но и всех людей, интересующихся его творчеством и наследием.

Ведущая Маргарита Рекко

Записал Федор Поплавский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X