Восьмого декабря отмечается день памяти священника, богослова, религиозного философа и инженера Павла Флоренского. О его жизни, творчестве и наследии поговорим с благочинным Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).
– Каким было детство Павла Флоренского, что повлияло на его становление и кем были люди из его ближайшего окружения?
– Он родился в 1880 году в Азербайджане, его семья была далека от Церкви своими корнями. Отец занимался строительством железных дорог, поэтому им постоянно приходилось ночевать не очень в комфортных местах. Семья все время переезжала куда-то; и только когда окрепла, остановилась в Тифлисе. Будущий священник, окончив гимназию с золотой медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет и получил образование инженера. Он был очень развит в этом плане, ему прочили большое будущее и много раз предлагали работать в Московском университете. Тогда в его жизнь входит один епископ, старец, который благословляет его и вдохновляет на продолжение обучения в Московской духовной академии.
С раннего возраста Павел просил постричь его в монахи. Тем не менее его духовник и те наставники, которые его окружали, все время этому препятствовали и говорили, что он должен в первую очередь получить образование, а потом уже думать об иноческой и отшельнической жизни. Так и получилось. Получив образование, отец Павел женился, затем принял сан и долгое время служил в Московской духовной академии.
– Когда впервые его духовные убеждения нашли отражение в творчестве?
– Как говорится в его биографии, первый раз он ощутил это во сне, будучи еще только приближенным к сознательному возрасту. Он почувствовал, что находится в какой-то каменоломне, где ему не хватает воздуха и света. Будучи стесненным кандалами, которые его окружают, он задыхался и погибал от недостатка света и воздуха. Это заставило его задуматься, что жизнь без Бога и Священного Писания, без изучения православной веры подобна такому состоянию. Это побудило его заняться изучением Священного Писания. Повлияло также и то, что он, будучи человеком образованным, который всегда себя ассоциировал с наукой, с раннего возраста начал думать о том, что необходимо дополнять глубокой верой и науку, и свои внутренние убеждения. Отсюда уже складывается его образ мыслей и учение, которое он впоследствии подарил нам. Отец Павел говорил, что невозможно отдельно говорить о науке, отдельно – о философии и отдельно – о Православной Церкви. Нужно это сопоставлять и в едином порыве, как одно целое, рассказывать об этом людям и самому жить в этом единстве.
– Чем запомнилось и какими произведениями охарактеризовалось это религиозно-философское направление в его творчестве?
– В первую очередь отец Павел учил, что необходимо приходить к вере посредством философских размышлений. Всю свою жизнь он доказывал это через свои определенные смыслы. Конечно, сейчас богословы говорят о том, что они были не очень хорошо выверенными догматически и не были такими устойчивыми, как богословские трактаты и сочинения святых отцов, даже позднего времени. Однако соприкосновение с таким замечательным ученым, как Булгаков, и другими философскими деятелями начала XX века позволило отцу Павлу рассказать ученой категории граждан о том, что философия невозможна без православной веры и нравственных убеждений. Во многом благодаря тому, что он раскрывал это в своих произведениях, люди приходили к Богу. Да, его творения не являлись догматически выверенными, может быть, где-то они страдают излишними «самостоятельностями» отца Павла, которые он высказывал и публиковал, но тем не менее для людей, которые даже в наше время не имеют своих убеждений и представлений о православной вере, но позиционируют себя как люди мыслящие, как люди науки, философии, эти направления и убеждения отца Павла очень пригодятся и хорошо подойдут. Например, известны его замечательные произведения о геометрии, творение «Иконостас», стихи и письма, сочиненные им в лагере незадолго до смерти, когда он уже был репрессирован. Они являются свидетельством его искренней веры и глубокого оптимизма. Что может испытывать человек, который находится уже на пороге смерти? Больной и изнемогающий от страшных явлений и испытаний, которые ему послала власть, отправив в лагерь на строительство каких-то крупных объектов, естественно, без должного сна. Это может привести человека к такому страшному явлению, как кризис или уныние. Однако отец Павел сохранил свою веру и приверженность традиции до самой смерти.
Семья батюшки чудесным образом сохранила его наследие, и мы можем с ним соприкоснуться. Все было вывезено за границу, а обратно стало просачиваться уже в 1980-е годы, когда началась перестройка. В 1990-е годы многие заговорили о его канонизации. На данный момент этот вопрос не стоит, но это не значит, что мы не должны воспринимать его как великого богослова и, в первую очередь, философа. Это очень редкое явление, и то, что в себя вобрал отец Павел, что он представил в своем учении, является очень ценным для нас.
– Да, безусловно. Личность Павла Флоренского яркая и многогранная. В то же время достаточно сложно понять, как уживались в одном человеке глубокая духовность, религиозность и стремление к точным наукам. Кстати, когда он стал вплотную заниматься наукой?
– Этому была посвящена вся его жизнь, он, как я уже говорил, окончил Московский университет с этим направлением. Впоследствии, окончив Московскую духовную академию, он преподавал и, будучи преподавателем и священником, застал кровавую революцию 1917 года. Но это не значит, что он сразу же взял чемоданы и покинул пределы своей страны, эмигрировал. Нет, он остался, преподавал долгие годы и работал в своей профессии. До 1928 года никто особо не занимался его судьбой. Остается неизвестной и неопределенной история, согласно которой он сохранил главу преподобного Сергия Радонежского при вскрытии и изъятии мощей святого в Троице-Сергиевой лавре. Он заменил и спрятал ее, чтобы она не была выставлена на посмешище в одном из музеев, но это осталось притчей во языцех.
Нужно сказать, что он во многом был исследователем архитектурного достояния самой Троице-Сергиевой лавры. То есть он заявлял о ее ценности как памятника архитектуры, и в дальнейшем это дало возможность сохранить здания и величественные храмы, которые были построены несколько столетий назад, чтобы они не были разрушены. В определенное время из лавры были изгнаны монахи, богослужения прекратились, но тем не менее остались соборы и здания, а через это, самое главное, у людей сохранилась память о святом месте. Конечно, это заслуга огромного количества людей и священнослужителей, в том числе и отца Павла Флоренского. Стоит сказать, что до своего первого ареста, а затем и репрессий 1935 года, когда был последний, можно сказать, его арест и билет в один конец, отец Павел до конца работал в качестве штатного сотрудника. Более того, он на светскую работу ходил в подряснике, что вызывало огромное недоумение и, естественно, злость его коллег.
– Кажется довольно удивительным, что православного священника одновременно интересовало устройство Вселенной. Какое отражение в трудах отца Павла и его последователей нашла теория геоцентрической картины мира, которой он придерживался?
– Стоит отметить, что его идеи были основаны на трудах средневековых ученых, которые представляли, что не Земля движется, но вся Вселенная движется по оси вокруг Земли. Если углубиться в его учение, можно увидеть, что он даже в какой-то степени не отрицал, что Земля является не круглой, а плоской. Он придерживался первых представлений о нашей планете и Вселенной, которые складывались еще в те времена, когда наука только начинала развиваться. Эту картину мира он, конечно, доработал, где-то давал свои комментарии. Тем не менее это интересовало его и оставалось его особенностью. С другой стороны, мы видим, что он был человеком классической науки и философии, и мы сейчас говорим о нем как о священнике, проповеднике и философе. Как об ученом мы можем о нем говорить, но здесь сразу вырастает огромное количество претензий и вопросов к отцу Павлу и его творениям. Тем не менее мы должны помнить об индивидуальности каждого человека и о том, что каждый имеет собственное видение картины мира.
– Какими были последние годы его жизни и творчества? Считается, что он написал очень много произведений именно в этот период.
– Да, несмотря на то что его репрессировали, что с 1928 года им занялись органы безопасности и раскручивали его как элемента, который был совершенно неполезен для советского общества, он начинает все больше писать и задумываться о вечном, великом и приближенном к небу. Конечно, это нашло отголосок у преследователей и привело к дальнейшему его расстрелу, который произошел в период особо страшного террора. Тем не менее мы узнаем о нем именно благодаря тому, что он писал и сохранял свои черновики, которые впоследствии стали общим достоянием не только Православной Церкви, но и всех людей, интересующихся его творчеством и наследием.
Ведущая Маргарита Рекко
Записал Федор Поплавский
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!