О земном и о небесном. День Конституции

12 декабря 2022 г.

Поговорим сегодня об Основном Законе, высшем нормативно-правовом акте нашей страны; 12 декабря – День Конституции. В последние годы в нее были внесены важные поправки. Об отдельных, особо значимых, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

̶̶  Указом президента утверждены «Основы государственной политики по сохранению, укреплению традиционных ценностей». Так, в центре государственного внимания остается сохранение института брака как союза между мужчиной и женщиной. Почему именно сейчас, на фоне, казалось бы, разложившихся напрочь морально-этических принципов Запада, это приобретает особую значимость?

̶  Однозначно государство должно ставить в приоритет свое существование, следовательно, заботиться о семьях и детях: каковыми они будут и будут ли вообще. Поэтому естественно, что внимание государства распространяется на эти вопросы. Важно понимать одну простую истину: несмотря на то, что делаются какие-то шаги теми или иными группами законодателей, законотворцев, предлагаются различные поправки, законы, регламентирующие какие-то акты, – все это будет бессмысленным, если не будет четкого осознания у людей, для чего и что делать и по какой причине это делается. Без ясного осознания невозможно никакое исполнение – это очевидная вещь.

Мы видим, что есть некая пропасть (к сожалению) между теми, кто принимает те или иные законы и поправки, и теми, кому предлагается их исполнять. Несомненно, доля здравого смысла во всех этих вещах есть, и, конечно, нельзя не согласиться, что это вещи очень важные, над ними стоит поразмышлять и прийти к какому-то выводу. Но как-то странно получается: с одной стороны, у нас такие законы, появляются какие-то сдерживающие факторы, предлагается наказывать несогласных или отказывающихся исполнять подобные вещи, с другой стороны, на бытовом, обывательском уровне ничего не меняется. Поэтому, наверное, первое, о чем следует сказать: нужно найти общий язык между теми, кто предлагает что-либо исполнить, и теми, кому предлагается исполнять. Это – первое. Второе: никакими нормами, законами и регламентами невозможно изменить сознание человека. Т.е. это должны быть комплексные меры, которые будут начинаться в семье. Естественно, что те нормы, взгляды, которые в семье являются приоритетными, естественным образом распространяются на ребенка. Ребенок их впитывает, что называется, с молоком матери и несет в себе на протяжении  жизни.

Нельзя исключать какую-то пропаганду и прочее, т.е. активное влияние на подрастающее поколение, да и на взрослых людей, так называемые когнитивные удары, когнитивные войны и прочие вещи – это действительно очень серьезно. Но для того, чтобы в этом разбираться и принимать какие-то решения, нужно быть и морально здоровым человеком, и эмоционально. Если мы ставим для себя цель быть «анти-чем-то», то у нас не будет никакого положительного результата. Мы должны быть собой, относиться с уважением к собственной культуре, истории и своему будущему. Это невозможно без уважительного отношения к своему прошлому и настоящему.

̶  Одной из мер, также закрепленных законодательно, является внедрение в образовательный процесс воспитательного компонента. Как, на Ваш взгляд, поможет ли это?

̶  У нас есть прекрасный опыт. Да, его тридцать лет хоронили, говорили, что он неработающий, неэффективный, но есть примеры поколений людей, которые воспитывались и были адекватными людьми, были заняты и в науке, и в творчестве; и в различных спортивных дисциплинах проявляли себя. Каждый человек мог реализовать себя. Если нечто подобное будет восстановлено, предложено сегодня, думаю, это снимет многие из вопросов.

Дело в том, что это комплексная мера. Если человек болен, у него температура и головная боль – нельзя его охладить, сказав: «Ничего, мы тут сейчас на проветривание откроем все окна, охладишься на улице. Там мороз минус двадцать, выстудим все, заодно твоя температура естественным образом упадет». Это не решение. Подобные методики могут привести к печальным последствиям. Говоря в религиозном контексте, если наша жизнь есть дар, который мы можем принести, послужить Богу своим трудом, вниманием к ближнему, то не можем подарить Господу какую-то ерунду – это неправильно. Если мы посвящаем Ему свою жизнь, то собственную жизнь должны привести в некий порядок.

Большую половину времени мы проводим на работе, во время своего труда, исполнения каких-то послушаний и заданий. Четкое исполнение поручений, которые ты получил, исполнение своих профессиональных обязанностей каждым человеком – это уже на семьдесят процентов решение проблем. Каждый человек в своем доме сначала у себя в голове порядок навел, потом в квартире, потом в подъезде, потом с соседями во дворе убрались – вот это уже будет какой-то результат.

̶  Как Вы верно отметили, сложнее всего сейчас детям. Мы-то люди взрослые, с какими-то убеждениями, пониманием жизни, а детям тяжело. Многие считают, что сейчас навязывают те принципы, от которых когда-то намеренно отказались. Они многое не понимают. Как все это преодолеть? Как в этом может помочь школа, высшая школа?

̶  Дело в том, что многие взрослые ничего не понимают, несмотря на то, что активно делают вид, что понимают. Детям, конечно, тяжело, потому что дети более эмоциональны, чем взрослые. Взрослого человека отличает склонность к рациональности – он пытается (во всяком случае, должен) рационально подходить к жизни и принимать взвешенные решения, а не на эмоциях. Ребенок же более эмоционален, поэтому более падок на что-то яркое, вызывающее сильные эмоции. В том числе это прослеживается и в массовой культуре. Но сказать, что дети более чему-то подвержены, а взрослые нет – это ложь. Взрослые подвержены, может быть, еще и больше, особенно те, которые думают, что способны контролировать ситуацию.

Есть прекрасная поговорка среди продающих: «Когда ты выбираешь в магазине тот или иной продукт, когда делаешь любой выбор, который так или иначе тебе приходится решать, – это не значит, что ты что-то выбрал, это значит, что мы хорошо сделали свою работу». И на самом деле мы живем в такое время, когда информации так много, что очень часто можем в ней запутаться. Для того чтобы принимать взвешенные решения, нужно иметь твердую позицию, не терять рассудок, что в нынешних реалиях для очень большого количества людей практически невозможно, к сожалению. А подростку действительно тяжело, потому что ему свойственно проявлять некий бунтарский дух (он на то и подросток); во-вторых, он живет эмоциями: чем ярче, сильнее эмоции, которые ему предлагаются, тем более он падок на них. Но я не соглашусь с тем, что дети (подростки) находятся в более сложном положении, чем взрослые. Многие взрослые даже не задумываются о том, в каком страшном положении их сознание находится на данный момент.

– Действительно, даже обращаясь к той же Конституции, многим взрослым людям непросто разобраться в неких несоответствиях, несостыковках. Допустим, к традиционным ценностям, согласно новой редакции документа, также относятся: «жизнь, достоинство, права и свободы, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу» – дословно. И тут же «поддержка зарубежных соотечественников». Там, за границей, не иначе как от великой любви к Родине оказались? И чуть дальше: «защита исторической правды». Какой?

– Что касается соотечественников, ввиду глобальной политической катастрофы, которая произошла, я имею в виду распад Советского Союза, за рубежом оказалось действительно очень много наших соотечественников. Эти люди являются приверженцами, носителями русской культуры за границей, поэтому многие из них не делали этого выбора, чтобы оказаться за границей. Попытка помочь им вернуться в Россию – это очень благородная, правильная и, главное, своевременная задача. Что касается исторической правды, то здесь очень все странно. Во-первых, о какой правде идет речь? Есть истина – это истина, а правда как в анекдоте…

– И историю переписывают.

– К сожалению, попытки интерпретировать историю мы видим, когда она интерпретируется в угоду политическим взглядам. Это очень странно. Мы видим, какие это порождает большие проблемы, но в то же самое время еще не так давно раздавались такие рекомендации: «Пускай будет пять, десять учебников истории». Педагог или учащиеся, родители выберут, по какому учебнику им обучаться. Это ли не глупость? Да, этот момент очень странный. На него вопросов возникает по этому пункту больше, чем ответов. Может быть, эта поправка и появилась для того, чтобы в конце концов хотя бы это в порядок привести...

– Систематизировать как-то?

– Поживем – увидим. Повторюсь, гадать – не наш метод. Хотелось бы, конечно, чтобы было больше внимания уделено истории нашего государства. Посмотрите: у нас меньше десяти академических часов в истории посвящено Великой Отечественной войне в школьной программе. Интересный вопрос возникает.

– Еще один интересный момент: казалось бы, Церковь у нас отделена от государства, при этом в Конституции впервые появляется упоминание Бога. Для чего? Ведь, комментируя эту поправку, пресс-секретарь президента сказал, что при этом государство не теряет своей светскости.

– В том, что упоминается Бог в Конституции, нет ничего экстраординарного. Во многих Конституциях различных государств есть упоминание Бога. С одной стороны, человека, который нарушает законы, не остановит присутствие имени Божьего в списке этих законов. С другой стороны, сам факт наличия Бога в главном документе государства не сделает наше государство лучше, но, может быть, хоть кого-то направит на правильный шаг при выборе. Наличие или отсутствие имени Божьего не изменит этот документ, и отношение к нему тоже не изменится от этого. Но если ранее мы даже подумать не могли о том, чтобы вспомнить об Истине, то сегодня у нас есть такой ориентир даже в государственных документах.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать