О земном и о небесном. Человек в космосе

22 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.  

– Сейчас я Вам зачитаю одну из последних новостей, и Вы поймете, о чем я хочу сегодня Вас поспрашивать: «Китай отправил на Луну свой космический аппарат, который должен прилуниться, собрать грунт, вернуться на Землю – вся операция займет двадцать три дня». Мы сейчас все следим, как это будет происходить.

– Поздравляем Китайскую Народную Республику с этим большим свершением.

– Давайте в связи с этим поговорим о человеке в космосе. Такой темы у нас еще не было. Я слышала такое мнение, что  космические исследования не нужны человечеству: ему бы со своими земными делами разобраться. То, что мы куда-то засматриваемся, отвлекает нас от жизни земной, человеческой и духовной. Как Вы думаете?

– Весь мир, который создал для нас Господь, говорит нам о Боге. Познавая этот мир (творение), мы познаем Самого Творца. Даже когда мы говорим: «Вот бы посмотреть, как это работает», речь идет не только о самом механизме, но и о человеке: «Надо же, какой удивительно талантливый человек, создавший этот механизм: он так просто и надежно создал эту вещь!»

Так же мы рассматриваем и все окружающее нас пространство. Когда мы смотрим на небо, то смотрим не с мечтательностью (я говорю о церковных людях), не как на место, где пребывает Бог (ибо Бог пребывает в душе каждого из нас), а как на то, что дает нам возможность познавать Его творение. Я хотел бы в подтверждение этих слов прочитать слова из Священного Писания. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь…  День дню передает речь, и ночь ночи открывает знания, пишет в Псалтири пророк Давид.

– Я читала интересную статью о том, что космонавты берут благословение у священника перед полетом. Получается, что полеты благословлены? А исследование космоса?

– Как и всякая работа, всякое дело человека. Опять вернусь к Священному Писанию: Благословение Господне… печали… не приносит. Всякий раз, когда человек идет на хорошее, доброе дело, он просит: «Господи, благослови! Господи, помоги!» Потому что понимает, что человеческие силы – это в том числе и его духовное расположение, правильное отношение к делу. Это естественно, особенно для космонавтов: они рискуют собственной жизнью и не знают наверняка, как завершится космическая экспедиция. Они расстаются с родными, близкими, друзьями – все это требует больших внутренних усилий. В этом случае взять благословение, попросить молитв и надеяться на то, что Господь благословит еще обнять свою семью, подержать на руках свою дочь, – конечно, это доброе дело.

– В Священном Писании есть упоминание о космосе?

– Конечно, есть. Я опять хотел бы процитировать Священное Писание. Вот что пишет пророк Давид: Когда взираю я на небеса Твои − дело рук Твоих перстов, на луну и  звезды, которые Ты поставил, то что есть человек?

Само понятие «космос» – это упорядоченность (в отличие от хаоса). Космос – это все то, что сотворил Бог, Его воплощенная мысль. Не случайное стечение каких-то обстоятельств или сочетание грязи и пыли, а большая задумка одного любящего Создателя.

– Владыка, а Вы в детстве интересовались космической темой? Может быть, хотели стать тоже исследователем космоса?

– Вы можете удивиться, но я до сих пор интересуюсь космической темой: внимательно наблюдаю за каждым стартом космических кораблей... Есть очень много космонавтов (спасибо им большое), которые на личных страницах в Instagram (я подписан на них)  рассказывают о жизни космической станции, некоторых экспериментах, которые там проводят. Недавно я смотрел интереснейший репортаж об экспериментах с жидкостями на космическом корабле. Для меня эта тема до сих пор очень интересна, она меня впечатляет.

– Нашла высказывание одного греческого богослова о том, что у космонавтов и монахов много общего: космонавты, как и монахи, стремятся к небу, только, поясняет он, космонавты тянутся ко второму небу, а монахи сразу к третьему. Поясните, пожалуйста, что такое второе и третье небо. Вы согласны с таким размышлением?

– Да, обоснование этому размышлению есть в Священном Писании: апостол Павел был восхищен до третьего неба. Из толкований святого Максима Исповедника мы знаем, что три неба – это три особых состояния человека, в которых он может находиться: первое небо – созерцание того мира, в котором мы живем; второе небо – созерцание мира духовного в нас самих; третье небо – созерцание мира Божьего в пространстве всего Его творения. Конечно же, все мы стремимся к созерцанию третьего неба. Возможно это через изучение окружающего мира. В конце концов, самое драгоценное для нас – учиться видеть духовный мир в каждом человеке, в себе самих и любить его. За это и стоит любить человека.

– Как Вы относитесь к тому, что люди сегодня пытаются все дальше и дальше заглянуть в просторы Вселенной, изучают планеты, на которые можно будет потом переселиться?

– Это естественное свойство, которое продолжается еще от Адама: Господь создал рай и поставил Адама беречь райский сад со всем его многообразием форм жизни (говоря современным языком), заботиться о нем, познавать его. Стремление познавать этот мир продолжается в каждом из нас. Это Адамово поручение – видеть мир, который вокруг тебя, и познавать его.

– А неугасающее желание найти в просторах космоса братьев по разуму – это, по-Вашему, разумно?

– Это, по-моему, свидетельство о нашем большом одиночестве. Почему происходит так, что мы начинаем где-то искать что-то лучшее или то, что может быть созвучно какому-то нашему внутреннему миру? К большому сожалению, наше одиночество рождается от того, что мы не всегда замечаем прекрасный мир, в котором живем. Мы не просто не замечаем его, но и не всегда дорожим этим миром. Особенно когда речь идет о людях.

В нашей телефонной книге сегодня столько много имен, но тех, кто действительно вызывает в нас живую жажду общения, мало. А имена у нас записаны на всякий случай: этот для такого случая, этот для другого. Нам все хочется продолжать записывать в телефонную книгу еще какие-то имена. Нам кажется, что таким образом мы наполним свою жизнь смыслом, но на самом деле это не так. Поэтому желание отыскать где-то еще жизнь нередко связано с тем, что мы просто-напросто безразличны к собственной жизни, устали от самих себя.

– Владыка, как Церковь относится к теории НЛО?

– Вопрос об отношении к НЛО − продолжение того, о чем мы уже начали разговор. Это  чувство одиночества и желание найти себе кого-то еще для общения, чтобы удовлетворять какие-то наши фантазии, а не реальные потребности. Все это и вызывает жажду общения с неким неопознанным миром.

Один из современников нашей церковной жизни отец Серафим (Роуз) на эту тему очень хорошо и прямо говорил. Это был богослов, живший в Америке. Очень много, как мы знаем, так называемых уфологов (людей, которые занимаются изучением неопознанных летающих объектов) находилось именно там. Так вот, отец Серафим задавал простые вопросы: что это явление приносит человеку, его совести, душе? Какая от этого польза?

Мы нередко видим, что люди (так называемые «контактеры») после своих контактов или общения, о которых они говорят и свидетельствуют, переступают некую черту, в том числе и психического, и духовного здоровья. Все это несет немалый вред. Более того, очень близкий нам по времени жизни святитель Игнатий Кавказский (мой предшественник по Кавказской кафедре) говорил, что подобного рода мечтательность, фантазирование очень опасны для духовной жизни человека: под этим видом могут являться силы не света, а тьмы, соблазняя человека, нарушая его духовное мироустроение, они могут влиять на его душу.

– По-Вашему, стоит ли столько рисковать и вкладывать финансы, чтобы изучать космос?

– Вы задаете, конечно, очень непростой вопрос, потому что если мы посмотрим на всю эпопею изучения космоса, то очень часто в ее основание вкладывались политические инструменты: кто первый, кто выше, кто быстрее. Сегодня мы видим, что это изучение дает определенные блага для всех нас: связь, возможность мониторинга состояния окружающей среды и так далее.

Но вместе с этим есть и определенного рода угрозы: в любой деятельности есть границы, за которые заходить нельзя. Я думаю, и здесь также должны быть четко установлены границы, чтобы эта деятельность не стала началом разрушения всего того, что Бог нам дал как детям Адама, чтобы мы это берегли.

– В продолжение Вашего ответа: крупные мировые державы постоянно ведут борьбу за то, чтобы называться первыми в освоении космоса. Как Вы думаете, насколько важно быть первым в этом направлении?

– Мне кажется, во всех направлениях важно быть ответственным – это самое главное. Радость (то, что я лично переживаю) достижений Юрия Алексеевича Гагарина состоит не в том, что он первым полетел, а в том, что он вернулся на Землю − домой. Для нас, живущих на Кавказе, это особенно важно – то, что ты вернулся. В этом и есть, пожалуй, самая большая наша радость, что человек опять оказался на Земле, в пространстве своих родных и близких. Мне кажется, это больше всего нужно беречь.

– Напоследок вопрос: компания Илона Маска SpaceX работает над проектом космического туризма. У них заключены первые договоры, и туристов обещают отправить уже в 2021 или 2022 году. Если бы Вам такое предложение вдруг поступило, Вы бы отказались?

– Конечно.

– Потому что Илон Маск?

– Нет. Мне интереснее смотреть на небо с земли. Пока так.

– Владыка, спасибо. Интересная тема сегодня получилась. Думаю, Ваше заключительное слово прозвучит не только для космонавтов.

– Спасибо за сегодняшнюю космическую беседу. Надеюсь, мы продолжим наши встречи.

Друзья, дорогие братья и сестры! Однажды, посещая Гору Афон, я заметил, как люди духовные всматриваются в тех, кто к ним приходит: внимательно, долго, пристально − как иной раз мы всматриваемся в небо. Сначала я этого не понимал, а потом все стало ясно: они в каждом видят бескрайний космос, творение Божие. Любуются этим творением и говорят: «Ты сможешь стать другим, ведь в тебе много прекрасного». Дай, Господи, чтобы и мы могли наслаждаться этим творением, космосом друг в друге, чтобы эту глубину и высоту, эту прозрачность, удивительную воплощенную любовь Творца, небеса мы видели в каждом из тех, кто рядом с нами. Храни вас Господь.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​