О земном и о небесном. Благовещение Пресвятой Богородицы

6 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Наша тема сегодня – Благовещение. Значение праздника заключается уже в самом названии – благая весть. Об истории, традициях и обо всем, что связано с этой датой, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном. Благовещение отмечается ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Почему? И какую благую весть сообщили Деве Марии 7 апреля (или 25 марта по старому стилю)? 

– Очевидно, что эту дату стали использовать как дату воспоминания самой сути Благовещения, то есть момента зачатия Пречистой Девой Богородицей Господа Иисуса Христа в момент явления ангела, который и объявил Марии о том, что Она является Избранницей и, как говорит предание, сосудом, способным вместить в себя Невмещаемого Бога. 

– Кстати, в церковном Предании говорится, что перед встречей с архангелом, буквально накануне, Дева Мария читала книгу. Что это была за книга и какие строки Она там увидела? 

– Предание преданию рознь. Существует несколько вариантов событий. На самом деле, если мы рассуждаем о событиях Благовещения, прежде всего обращаем внимание на письменные источники. Среди письменных источников, причем тех, которым можно доверять, является Евангелие от Луки, и, собственно, свои знания о событиях Благовещения мы прежде всего строим на рассказе евангелиста Луки. 

Однако Предание Церкви сохранило в себе и некие иные версии этих событий; например, Протоевангелие Иакова или Евангелие от псевдо-Матфея. Протоевангелие Иакова длительное время было уважаемым текстом. Не всеми он признавался как подлинный, но даже многие святые отцы ссылаются на этот текст и говорят о некой его полезности. 

Евангелие от псевдо-Матфея – это очень поздний восходящий апокрифический текст, он появляется не ранее IX века, то есть ему доверять уже действительно не следует. Но важно: если есть такие апокрифические тексты, следовательно, были и подобные мнения. 

Благодаря этим текстам мы находим такие мнения, которые отчасти соответствуют Преданию Церкви. Например, Протоевангелие Иакова говорит о том, что за несколько дней до указанного события Мария набирала у колодца воду, а Архангел Гавриил обратился к Ней, будучи невидимым. Она услышала голос, очень испугалась и убежала домой, и уже впоследствии, через некоторое время, он явился к Ней дома. Это одна версия. 

По другой версии, Она прядет дома по договору с Иерусалимским храмом. Так вот, по преданию, в этот момент, когда Она занимается пряжей, и происходит благовестие. И, как Вы правильно заметили, существует и третье предание, оно было более всего распространено на Западе. 

Это западная, римская традиция о том, что в момент Благовещения Мария читает отрывок из пророка Исаии, который в свое время смутил Симеона Богоприимца, о том, что Дева зачнет и родит. И как Симеон подумал о том, как это может произойти, точно так же подобные мысли возникают и у Девы Марии. И иллюстрацией того, как это произойдет, явилась Она Сама. 

– А когда впервые стали отмечать Благовещение? Почему установление праздника изначально относят ко II или III веку и приписывают это апостолам? И какое отношение к этому имеют святая равноапостольная Елена и святитель Кирилл Иерусалимский? 

– Вообще о событиях Благовещения, о том, что они были известны и, более того, интересны христианам древности, говорится на основе археологических находок. В римских катакомбах есть миниатюры, восходящие ко II веку, в которых мы действительно можем угадать события Благовещения. То есть Дева сидит на стуле, и перед Ней стоит молодой юноша с воздетой, обращенной к Ней рукой. Подобное изображение ангелов, произносящих благовестие или какое-то избранничество Богу, известно и из ветхозаветных явлений ангелов. 

Конечно, сам праздник появляется значительно позднее, но, как Вы отметили, равноапостольная царица Елена и Кирилл Иерусалимский, патриарх, имеют огромное значение для установления этого праздника. Из древних хроник становится ясно, что при патриархе Кирилле праздник вводится в богослужебный круг; во всяком случае, в Иерусалимской Церкви. 

А в чем же заслуга равноапостольной царицы Елены? Как мы знаем, одним из величайших ее деяний было то, что она инициировала, можно так, с натяжкой, сказать, археологические раскопки в Палестине с целью найти места, напрямую связанные с евангельскими событиями. Так вот, Елена находит колодец и место Благовещения, и на этом месте строится базилика. 

Таким образом, это действительно становится дополнительным толчком к тому, чтобы праздник Благовещения развивался и был принят не только в Иерусалимской Церкви, но впоследствии и в Константинопольской, и в Русской. 

– В византийской традиции 25 марта принято считать днем сотворения мира. Какая прослеживается связь между Благовещением и другими православными праздниками? 

– Действительно, дата Благовещения для Древней Церкви и вообще древности необычный день. Следует обратить внимание на хронологию, которая существовала в Византийской империи и немного ранее. 

Итак, согласно Александрийским хроникам, мир сотворен 25 марта, а события Благовещения также происходят 25 марта, но спустя 5500 лет. Это основано на наивном подсчете цитат из Священного Писания, но, несмотря на всю наивность и простоту, действительно в свое время эта теория пользовалась очень большой популярностью и имеет свои отголоски даже сегодня, в XXI веке. 

Так вот, дата 25 марта – это не только дата Благовещения и не только дата сотворения мира. Согласно святоотеческому наследию и этим древним хроникам, 25 марта – это точная дата событий распятия Христа, крестной жертвы Господа. Через некоторое время, буквально через 150 лет, об этом начинают говорить уже меньше и с 25 марта начинают отождествлять уже другое событие – Воскресение Христово. 

Но следует понимать, что 25 марта – это для Древней Церкви необыкновенный день, он имеет огромное значение. Это своего рода древний Новый год. Так вот, появился даже особый термин – Кириопасха, когда Пасха выпадала на 25 марта. Сегодня этот термин иногда ошибочно переводят как «Господня Пасха». На самом деле правильно перевести это слово как «главная Пасха, правильная Пасха». 

То есть смысл в том, что в этот день действительная календарная дата совпала с лунным календарем, и мы как бы отмечаем Воскресение Христово в тот же день, в который это событие и произошло. Со временем и даже сейчас, в XXI веке, когда мы говорим «Кириопасха», мы понимаем нечто иное. Мы говорим о соединении праздников Благовещения и Пасхи Христовой. 

– А сейчас, когда оба праздника все-таки совпадают, как их отмечает Русская Православная Церковь, ведь у Пасхи свои традиции? Как отмечается Благовещение? 

– Пасха – это праздник праздников, и она покрывает собой все. Но в богослужении, конечно, есть некоторые особенности, которые регламентируются Типиконом. В Типиконе есть особые благовещенские главы, которые описывают, как следует отмечать праздник Благовещения, если он выпадает на Пасху или на Светлую седмицу в целом. 

– А что касается праздника Благовещения, наверняка есть какая-то особая икона праздника. Насколько я знаю, их даже несколько. Где она обычно размещается в храмах и как проходит служба? 

– Действительно, иконы и религиозные изображения Благовещения отличаются некоторыми особенностями. Их несколько, и они соответствуют Преданию, о котором мы говорили вначале. Как правило, сегодня, если мы говорим о восточной традиции, в Благовещении изображается сцена диалога Марии и Архангела Гавриила, однако могут быть некоторые нюансы. 

Например, если западная традиция четко прослеживается в славянских иконах, когда Архангел Гавриил держит в руках лилию, то сегодня мы уже даже в Восточной Церкви признаем для себя как некое правило, некоторую норму, что лилия – это некий символ Богородицы, хотя изначально эта традиция была чисто латинской. 

Бывают изображения, сохранившие влияние Протоевангелия Иакова; например, о том, что Благовещение может изображаться происходящим рядом с источником воды – с колодцем, или же в руках у Марии прялка и пурпурная нить в воспоминание того, чем Она занималась в момент Благовещения. 

Существуют и изображения Девы Марии, читающей книгу, если это средневековое произведение, или свиток, если они более точны и иконографичны. Со временем западная традиция, немножко отходя от иконы в сторону, можно сказать, светского искусства, начинает изображать Деву Марию, Которая была простой еврейской девушкой I века, как княгиню, царицу, богато украшенную, с прической, украшенной драгоценными камнями и жемчугом, в ожерельях, показывая значимость Той, что изображена на этой картине. 

В конечном итоге мы можем говорить, что существует некий один образ, событие, когда Дева Мария получает эту благую весть из уст Архангела Гавриила, и вокруг этого события уже строится сама концепция, а вокруг нее уже строятся некие частности, описывая ту или иную традицию, к которой принадлежит художник. 

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать