Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Наша тема сегодня – Благовещение. Значение праздника заключается уже в самом названии – благая весть. Об истории, традициях и обо всем, что связано с этой датой, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном. Благовещение отмечается ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Почему? И какую благую весть сообщили Деве Марии 7 апреля (или 25 марта по старому стилю)?
– Очевидно, что эту дату стали использовать как дату воспоминания самой сути Благовещения, то есть момента зачатия Пречистой Девой Богородицей Господа Иисуса Христа в момент явления ангела, который и объявил Марии о том, что Она является Избранницей и, как говорит предание, сосудом, способным вместить в себя Невмещаемого Бога.
– Кстати, в церковном Предании говорится, что перед встречей с архангелом, буквально накануне, Дева Мария читала книгу. Что это была за книга и какие строки Она там увидела?
– Предание преданию рознь. Существует несколько вариантов событий. На самом деле, если мы рассуждаем о событиях Благовещения, прежде всего обращаем внимание на письменные источники. Среди письменных источников, причем тех, которым можно доверять, является Евангелие от Луки, и, собственно, свои знания о событиях Благовещения мы прежде всего строим на рассказе евангелиста Луки.
Однако Предание Церкви сохранило в себе и некие иные версии этих событий; например, Протоевангелие Иакова или Евангелие от псевдо-Матфея. Протоевангелие Иакова длительное время было уважаемым текстом. Не всеми он признавался как подлинный, но даже многие святые отцы ссылаются на этот текст и говорят о некой его полезности.
Евангелие от псевдо-Матфея – это очень поздний восходящий апокрифический текст, он появляется не ранее IX века, то есть ему доверять уже действительно не следует. Но важно: если есть такие апокрифические тексты, следовательно, были и подобные мнения.
Благодаря этим текстам мы находим такие мнения, которые отчасти соответствуют Преданию Церкви. Например, Протоевангелие Иакова говорит о том, что за несколько дней до указанного события Мария набирала у колодца воду, а Архангел Гавриил обратился к Ней, будучи невидимым. Она услышала голос, очень испугалась и убежала домой, и уже впоследствии, через некоторое время, он явился к Ней дома. Это одна версия.
По другой версии, Она прядет дома по договору с Иерусалимским храмом. Так вот, по преданию, в этот момент, когда Она занимается пряжей, и происходит благовестие. И, как Вы правильно заметили, существует и третье предание, оно было более всего распространено на Западе.
Это западная, римская традиция о том, что в момент Благовещения Мария читает отрывок из пророка Исаии, который в свое время смутил Симеона Богоприимца, о том, что Дева зачнет и родит. И как Симеон подумал о том, как это может произойти, точно так же подобные мысли возникают и у Девы Марии. И иллюстрацией того, как это произойдет, явилась Она Сама.
– А когда впервые стали отмечать Благовещение? Почему установление праздника изначально относят ко II или III веку и приписывают это апостолам? И какое отношение к этому имеют святая равноапостольная Елена и святитель Кирилл Иерусалимский?
– Вообще о событиях Благовещения, о том, что они были известны и, более того, интересны христианам древности, говорится на основе археологических находок. В римских катакомбах есть миниатюры, восходящие ко II веку, в которых мы действительно можем угадать события Благовещения. То есть Дева сидит на стуле, и перед Ней стоит молодой юноша с воздетой, обращенной к Ней рукой. Подобное изображение ангелов, произносящих благовестие или какое-то избранничество Богу, известно и из ветхозаветных явлений ангелов.
Конечно, сам праздник появляется значительно позднее, но, как Вы отметили, равноапостольная царица Елена и Кирилл Иерусалимский, патриарх, имеют огромное значение для установления этого праздника. Из древних хроник становится ясно, что при патриархе Кирилле праздник вводится в богослужебный круг; во всяком случае, в Иерусалимской Церкви.
А в чем же заслуга равноапостольной царицы Елены? Как мы знаем, одним из величайших ее деяний было то, что она инициировала, можно так, с натяжкой, сказать, археологические раскопки в Палестине с целью найти места, напрямую связанные с евангельскими событиями. Так вот, Елена находит колодец и место Благовещения, и на этом месте строится базилика.
Таким образом, это действительно становится дополнительным толчком к тому, чтобы праздник Благовещения развивался и был принят не только в Иерусалимской Церкви, но впоследствии и в Константинопольской, и в Русской.
– В византийской традиции 25 марта принято считать днем сотворения мира. Какая прослеживается связь между Благовещением и другими православными праздниками?
– Действительно, дата Благовещения для Древней Церкви и вообще древности необычный день. Следует обратить внимание на хронологию, которая существовала в Византийской империи и немного ранее.
Итак, согласно Александрийским хроникам, мир сотворен 25 марта, а события Благовещения также происходят 25 марта, но спустя 5500 лет. Это основано на наивном подсчете цитат из Священного Писания, но, несмотря на всю наивность и простоту, действительно в свое время эта теория пользовалась очень большой популярностью и имеет свои отголоски даже сегодня, в XXI веке.
Так вот, дата 25 марта – это не только дата Благовещения и не только дата сотворения мира. Согласно святоотеческому наследию и этим древним хроникам, 25 марта – это точная дата событий распятия Христа, крестной жертвы Господа. Через некоторое время, буквально через 150 лет, об этом начинают говорить уже меньше и с 25 марта начинают отождествлять уже другое событие – Воскресение Христово.
Но следует понимать, что 25 марта – это для Древней Церкви необыкновенный день, он имеет огромное значение. Это своего рода древний Новый год. Так вот, появился даже особый термин – Кириопасха, когда Пасха выпадала на 25 марта. Сегодня этот термин иногда ошибочно переводят как «Господня Пасха». На самом деле правильно перевести это слово как «главная Пасха, правильная Пасха».
То есть смысл в том, что в этот день действительная календарная дата совпала с лунным календарем, и мы как бы отмечаем Воскресение Христово в тот же день, в который это событие и произошло. Со временем и даже сейчас, в XXI веке, когда мы говорим «Кириопасха», мы понимаем нечто иное. Мы говорим о соединении праздников Благовещения и Пасхи Христовой.
– А сейчас, когда оба праздника все-таки совпадают, как их отмечает Русская Православная Церковь, ведь у Пасхи свои традиции? Как отмечается Благовещение?
– Пасха – это праздник праздников, и она покрывает собой все. Но в богослужении, конечно, есть некоторые особенности, которые регламентируются Типиконом. В Типиконе есть особые благовещенские главы, которые описывают, как следует отмечать праздник Благовещения, если он выпадает на Пасху или на Светлую седмицу в целом.
– А что касается праздника Благовещения, наверняка есть какая-то особая икона праздника. Насколько я знаю, их даже несколько. Где она обычно размещается в храмах и как проходит служба?
– Действительно, иконы и религиозные изображения Благовещения отличаются некоторыми особенностями. Их несколько, и они соответствуют Преданию, о котором мы говорили вначале. Как правило, сегодня, если мы говорим о восточной традиции, в Благовещении изображается сцена диалога Марии и Архангела Гавриила, однако могут быть некоторые нюансы.
Например, если западная традиция четко прослеживается в славянских иконах, когда Архангел Гавриил держит в руках лилию, то сегодня мы уже даже в Восточной Церкви признаем для себя как некое правило, некоторую норму, что лилия – это некий символ Богородицы, хотя изначально эта традиция была чисто латинской.
Бывают изображения, сохранившие влияние Протоевангелия Иакова; например, о том, что Благовещение может изображаться происходящим рядом с источником воды – с колодцем, или же в руках у Марии прялка и пурпурная нить в воспоминание того, чем Она занималась в момент Благовещения.
Существуют и изображения Девы Марии, читающей книгу, если это средневековое произведение, или свиток, если они более точны и иконографичны. Со временем западная традиция, немножко отходя от иконы в сторону, можно сказать, светского искусства, начинает изображать Деву Марию, Которая была простой еврейской девушкой I века, как княгиню, царицу, богато украшенную, с прической, украшенной драгоценными камнями и жемчугом, в ожерельях, показывая значимость Той, что изображена на этой картине.
В конечном итоге мы можем говорить, что существует некий один образ, событие, когда Дева Мария получает эту благую весть из уст Архангела Гавриила, и вокруг этого события уже строится сама концепция, а вокруг нее уже строятся некие частности, описывая ту или иную традицию, к которой принадлежит художник.
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!