О земном и о небесном. Благотворительность

14 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня поговорим о благотворительности. В календаре даже есть дата – день благотворительности ежегодно отмечается 5 сентября. Мой собеседник – заведующий музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиакон Иоанн (Галумов).

– Общеизвестен факт, что благотворительность и деятельность Церкви тесно взаимосвязаны. Откуда берет свое начало оказание безвозмездной помощи? Если обратиться к «Повести временных лет», там описываются дела благотворительности князя Владимира. Стало быть, это пришло к нам чуть ли не с крещения Руси?

– Для русского человека, по слову историка Ключевского, это всегда значит сострадание и помощь тому, кто в этом нуждается особо. Значит, найдем тех, кто в этом нуждается. Соответственно, у нас это было с самых древних времен, с момента крещения Руси еще при великом князе Владимире, который своим указом (об этом сообщается в «Повести временных лет») позвал на княжеские дворы нищих и обездоленных людей, чтобы со своих столов давать им еду. А также давать ночлег (если это требуется), какие-то средства. Уже через десять лет после принятия крещения (это тоже общеизвестный факт) он указал, что необходимо монастырям, церквям давать десятину на благотворительность – это немалые деньги на то время. Его примеру последовали: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский.

В период княжеских междоусобиц и нашествия монголо-татар, когда на Руси эта проблема оказалась открытой, на себя это приняли монастыри и храмы, поскольку именно там находились приюты и даже создавались запасы зерна, продуктов, чтобы отдавать нищим, тем, кто в этом нуждается. Соответственно, с самого начала, с момента крещения Руси, у нас есть благотворительность как пример соработничества Церкви и государства.

– На Ваш взгляд, благотворительностью на Руси занимаются только лишь потому, что велит вера, или это широта русской души (хочется помогать, заботиться о ближних)?

– Вера укрепляет широту русской души. Возьмем сегодняшний день: у нас много тех, кто кормит нищих, помогает ближним.  И они называют себя неверующими людьми. К сожалению, они еще не пришли к Богу (надеемся, что обязательно придут к Нему). Такие люди тоже есть. Но нельзя забывать, что основным фактором служила вера. Господь об этом говорит в Нагорной проповеди: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Здесь кроется важный ответ: на самом деле и вера, и широта русской души в совокупности это создает. Слава Богу, это приумножается.

– Если обратиться непосредственно к церковной благотворительности, когда она была закреплена на законодательном уровне и что собой представляла?

– Как я уже сказал, когда начались на территории нашей страны проблемы в виде постоянных междоусобиц, монастыри и церкви взяли всё на себя. На законодательном уровне это произошло в период царствования дома Романовых, в XVIII веке. Известный реформатор Петр I,  думая о том, что многие среди народа пользовались благотворительностью Церкви, начал против нее чуть ли не репрессии. Екатерина II смягчила политику по отношению к нищим и на законодательном уровне во второй половине XVIII века закрепила за губерниями и городами благотворительную деятельность: создавались богадельни, дома для тех, кто нуждался в этом, потом они стали называться «Дома трудолюбия». Сейчас они называются реабилитационными центрами.

– Как Вы верно отметили, благотворительность – это не только точечная помощь нищим, малоимущим, но и поддержка людей в реабилитационных центрах, учреждениях образования, социальных приютах. В нашей епархии как она представлена?

– Если сейчас я начну перечислять и даже вкратце рассказывать о каждом нашем социальном центре Пятигорской епархии, то на это уйдет много времени, и это радостно. Назовем лишь самые знаменитые и известные. Кризисный центр «Дом для мамы» или различные реабилитационные центры. Недавно в Кисловодске открылся приют Иова Многострадального для людей, которые потеряли свое жилье. Есть специальные благотворительные столовые, «Солнечный городок» для особых детей находится в Ессентуках. Есть Центр иппотерапии – специальное направление, которое занимает особое место в епархии. При каждом храме проводятся различные акции. К примеру, «Собери ребенка в школу». Как раз в сентябре было актуально «Рождественское тепло». Люди приходят в храмы, приносят от себя что-то... Если перечислять официально зарегистрированные социальные центры в нашей епархии, их очень много.

– Понятно, что силами только лишь епархии все это делать невозможно. Многие ли откликаются и хотят помочь?

– Мы называем этих людей благотворители, жертвователи, попечители, но на самом деле они являются нашими друзьями. Ведь благотворителем и меценатом человек становится не через какое-то священнодействие. Это можно отнести к любому человеку, если он откликается. Но нельзя забывать, что наши друзья помогают нам не только потому, что они сами собой добрые (мы говорили о русской открытой душе, о вере людей), но еще и потому, что мы их зовем, просим о помощи. Церковь хочет сделать добро для всех людей.

– Отрадно, что благотворительность, особенно в нашей епархии, на таком высоком уровне. Это несмотря на то, что долгие годы после революции и Церковь, и благотворительность были в забвении. Наверняка возродиться помогло «второе крещение», как Вы верно отметили, в середине 90-х годов.

– Нельзя демонизировать советский период. В одном 1917 году в Москве сразу же за один год было закрыто около двухсот богаделен и, как мы их называем, социальных учреждений. Максиму Горькому в 20-е годы не дали собрать деньги голодающим людям Поволжья, хотя он это делал (как человек, который знал, что такая практика существует, пойдет только на пользу). Собранные деньги конфисковали.

В советской энциклопедии 1927 года сказано, что благотворительность явление классового общества. Однако стоит вспомнить годы Великой Отечественной войны. Церковь была на тот момент раздавлена, сломлена, много священнослужителей и архипастырей было физически уничтожено, многие сидели в тюрьме, многие храмы не функционировали, были взорваны или закрыты, но Церковь не осталась безучастна, осталась со своим народом, призывала людей идти в бой, собирать ополчение, заниматься и благотворительной деятельностью. Сборы денег на танковую колонну или эскадрилью Александра Невского – общеизвестные факты. Все помогали Победе.

Благотворительность и в советское время сохранялась – это различные фонды поддержки искусства, культуры, Фонд мира. Стоит признать, что Церкви не давали возможности участвовать в благотворительности, чтобы показать, что Церковь не является тем организмом, который всем помогает. Однако в 90-е годы все вернулось на круги своя. И, слава Богу, сейчас все возрождается. У нас уже возрождена Марфо-Мариинская обитель, мы думаем о возвращении различных реабилитационных центров, которые существовали до революции (в том же Санкт-Петербурге или других крупных городах). Но мы не должны почивать на лаврах, а еще больше работать и помнить, что люди ежедневно нуждаются. Мы должны много сил потратить на то, чтобы им помочь. Это остается задачей Церкви.

– Много ли священнослужителей сейчас занимается добровольчеством, благотворительностью, социальным служением?

– Если мы говорим о социальных учреждениях Пятигорской епархии, то каждое учреждение связано с именем какого-то священнослужителя, настоятеля или штатного клирика прихода, который, может быть, является не руководителем, но духовником, наставником людей, которые туда приходят. Там работают профессионалы, священник оказывает именно духовную поддержку. Наши священники занимаются сбором средств и отдают вырученные средства и вещи, которые собирают их прихожане, тем, кто в этом нуждается. Если мы говорим о добровольчестве, то стоит сказать, что добровольцем может стать каждый человек. Отрадно, что у нас в епархии и во всей Русской Православной Церкви работу добровольцев выполняют молодые люди. При каждом храме организованы и действуют молодежные православные группы. В их работу входит не только общение и обсуждение богословских тайн, диспуты, но еще и помощь родному приходу, благодаря которому они собрались, общаются, находят темы для обсуждения и связаны вместе. Какая-то отдача должна быть, и она происходит.  

  Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​