О земном и о небесном. Апостолы Петр и Павел

20 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
По окончании Петрова поста, 12 июля, все православные отмечают день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Об истории и традиции праздника и житии апостолов поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Когда впервые стали почитать апостолов и отмечать этот праздник?

– Апостол Петр был старшим из апостолов, и очевидно, что его как апостола уважали и почитали еще при жизни. Апостол Павел при жизни Христа не встретил. Однако тоже достаточно скоро, в результате своей деятельности, стал весьма уважаемым и почитаемым в христианской среде человеком. Однако не в Иерусалиме, а в рассеянии (в диаспорах) именно как апостолов их почитали сразу после их смерти, потому что и один, и другой были мучениками, то есть  свидетелями в полном смысле этого слова (с использованием термина «мартирос» – «свидетель, мученик»). Русское слово «мученик» немного  усеченное: мученик – тот, кого мучили, некий страдалец. А «мартирос» – это свидетель, тот, кто свидетельствовал своей смертью веру и подлинность того, во что он верил. Ничего не стоило от этого отказаться: если ты говоришь неправду или не являлся свидетелем Откровения, Евангелия, то зачем тебе принимать смерть? Откажись, и все. Но ввиду того, что они подлинные свидетели, настоящие апостолы, они были готовы принять смерть за то благовестие, которое проповедовали.

– Почему апостолов Петра и Павла почитают в один день, ведь (если обратиться к житию святых) людьми они были совершенно разными, у каждого был свой земной путь, противоположные характеры, противоположные судьбы. Что общего?

– Вы верно отметили – это совершенно разные люди. Апостол Петр, если можно так сказать применительно к первоверховному апостолу, – человек искренне верующий, но простой рыбак. Мы знаем о нем, что он был в достаточно зрелом возрасте, когда обратился ко Христу, был старшим из учеников. Когда Христос обращается ко всем апостолам, от имени всех отвечает Петр. То есть он и в кругу апостолов был старшим, уважаемым, если можно так сказать современным языком, наиболее авторитетным человеком, который выражал мысли всех.

Апостол Павел, сперва вообще Савл, из рода Вениамина (из колена Вениаминова), был человеком, который поначалу гнал Церковь Христову, был ревностным молодым раввином, учеником прекрасной иудейской богословской школы. Он сам о себе говорил, что был учеником Гамалиила, – это высокая характеристика его интеллекта. Это человек очень тонко чувствующий, обладающий превосходным риторическим мастерством.

Действительно, это разные люди, с разным подходом к благовестию. Петр стремится исполнить обетование отцов, то есть он прежде всего проповедует Израилю, возвещает приход Мессии, исполнение чаяния богоизбранного народа. Апостол Павел иначе – идет и учит, исполняет заповедь Христа, которую приводит нам евангелист Матфей: идет для того, чтобы научить все народы. Он – апостол язычников. Действительно, это разные люди, но что общего между ними? Общее – преданность делу Христа. И первый, и второй всю свою жизнь положили на то, чтобы дело Господне продолжало жить. Апостол Петр, как старейший из апостолов, наиболее авторитетный из них, стал первым епископом Антиохии, первым епископом Рима (первый папа Римский). Потрудившись, он действительно собрал Церковь. Апостол Павел  потрудился не меньше, а может быть, и больше всех остальных, потому что благодаря ему свидетельство о Христе зазвучало в диаспорах – по сути, практически по всему цивилизованному миру I века.

– Если можно, давайте подробнее остановимся на житии каждого из апостолов. Апостол Петр – что мы о нем знаем? Он был старшим братом другого апостола Андрея Первозванного, человеком сначала глубоко религиозным, потом трижды отрекавшимся от Христа. Как все-таки он пришел к вере?

– Апостолу Петру повезло быть среди двенадцати – это огромное счастье. Господь призывает его, и, как мы знаем, тот оставляет все, следует за Христом. Глубокий анализ Священного Писания нам показывает, что апостол Петр – взрослый человек, имевший семью. Если прямо говорится о том, что у него есть теща, следовательно, должна быть жена. Он или женат, или овдовел (вполне возможно и такое), человек, который имеет свое дело – занимается рыболовством. Более того, он работает не наемником, а на себя – у него есть свои ладьи. Если человек обладает (условно говоря) флотом, у него должно быть место для того, чтобы перебрать и реализовать товар (рыбу). Есть предположение, что у апостола Петра была (если можно так сказать) мини-фабрика. Рыбу, не проданную сразу, использовали для приготовления гарума, например, который римляне очень любили; это был ценный продукт. То есть апостол Петр не просто какой-то человек, пошедший за Христом от безысходности, это человек, который с первых минут поверил Христу и последовал за Ним, оставив все, что имел: бизнес, семью. Он не бросает их, но он отказался ради Христа от очень многого. Это очень важно.

Кто такой апостол Павел? Это человек из колена Вениаминова. В колене Вениамина было очень популярно имя Савл. Он обладает хорошей родословной, потому что его отец приобрел римское гражданство. Савл унаследовал римское гражданство от отца. Следовательно, это очень хорошая, серьезная семья. Более того, это не просто какой-то книжник, мальчик из хорошей семьи, получивший хорошее образование. Он прекрасно работает руками. В своих посланиях апостол часто говорит, что он не был обузой для церквей, потому что содержал себя сам. Он был мастером по производству палаток и других кожевенных изделий. Получил отличное образование (это видно из его посланий), он является (как бы мы сегодня сказали) секретарем Синедриона – еще не полноценный член Синедриона, потому что возраст мал для этого, но имеет некие рекомендательные письма от Синедриона, что очень важно. Это говорит о том, что он весьма уважаем. Это тонкие звоночки, которые могут указывать на то, что апостол Павел вероятнее всего был обручен или, может быть, даже женат, но по какой-то причине был вне брака: или рано овдовел, или же был обручен, но не успел жениться.

Апостол Павел, обращаясь ко вдовам, говорит о том, что хорошо им быть как он. Существуют такие мнения, что он или вообще никогда не был женат, или овдовел и больше не женился. Один момент указывает на то, что, вполне вероятно, он мог бы быть женатым или обрученным: если имеет касательство к Синедриону (практически его член), то должен быть женатым. Членами Синедриона могли быть только женатые иудеи. Важно, что для апостола Павла, если исходить из его посланий, иудейская традиция была очень важна, он очень ею дорожил, потому вряд ли отказался бы от важной задачи для иудея – жениться и родить детей.

– Парадоксально: всем известно, что Павел яро отрицал Христа и христианскую веру. Как он пришел к Богу, к христианской религии?

– Как мы видим из Книги Деяний апостолов, не он пришел к Богу, а Бог пришел к нему. Впервые мы видим этого молодого человека, когда он по своему малолетству не может участвовать в казни архидиакона Стефана, но одобряет ее, потому что сторожит одежду тех, кто в этот момент побивает Стефана камнями. Далее дееписатель опять знакомит нас с Савлом, дает подробную характеристику, кто он такой уже по пути, когда следует в Дамаск: молодой человек, ревностный гонитель Церкви, получивший рекомендательные письма от Синедриона, которые позволяют ему гнать христианскую Церковь в диаспоре. По дороге происходит нечто, что не вписывается в рамки понимания: то, что совершенно его изменило. Каким образом явился ему Христос, мы не можем сказать, но в Деяниях святых апостолов приводится диалог, который произошел между Павлом и воскресшим Христом. Христос обращается к Павлу и говорит: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Эти слова стали нарицательными для человека, который не может отказаться от даров, ниспосланных ему Богом. Казалось бы, короткий диалог – и мы видим совершенно нового человека. Человек, длительное время гнавший Христа, через несколько дней изменяется. Мы читаем в Священном Писании, что он ослеп и прозрел только через несколько дней после крещения. Это прозрение не просто некое исцеление, но еще и прекрасный духовный символ, образ – он действительно теперь увидел, что есть что, и стал зрячим в полном смысле слова.

– Отец Владимир, правда ли, что апостолы Петр и Павел приняли смерть в один день? Почему у исследователей существуют противоречия?

– Церковь ясно утверждает, что апостолы Петр и Павел приняли смерть в один календарный день. Предание говорит нам о том, что они умерли 29 июня, по новому стилю 12 июля, но есть сомнение в том, в один ли год они приняли смерть. Существуют мнения: умерли в один день и один год; или же апостол Павел был казнен через год после смерти апостола Петра. Дата смерти (усекновения и распятия) не столь важна, как сам смысл. Но уже после 324 года этот день становится праздником и на Востоке, в Константинополе, и на Западе – в Риме, потому что строятся храмы, посвященные Петру и Павлу. После этого начинается  совместное празднование в их честь. Поэтому никто доподлинно сегодня не скажет, в каком году точно умерли апостолы, но древнее церковное предание, восходящее к началу IV  века, говорит, что и апостол Павел был усечен мечом 29 июня, и апостол Петр был распят 29 июня. Нам нет нужды спорить с этим.

– Почему апостолы первоверховные?

– Потому, что апостолы Петр и Павел считаются Церковью наиболее потрудившимися среди всех.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​