О земном и о небесном. Алексей Федорович Лосев

23 сентября 2024 г.

23 сентября родился Алексей Федорович Лосев, советский философ, филолог, писатель, переводчик, при этом православный монах. О житии и наследии поговорим с благочинным Успенского Второафонского Бештаугорского мужского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Отец Иоанн, насколько известно, Алексей Лосев, донской казак по происхождению, воспитывался своей матерью и дедом, православным священником. При этом в детстве очень интересовался наукой (филология, философия). Как в дальнейшем складывалась его судьба, куда он поступил и что преподавал?

– Стоит сказать, что Алексей Федорович, как и большинство интеллектуалов рубежа XIX – начала XX века, пережил время революции, время перемен. Но Алексей Федорович пережил весь советский период времени и скончался уже в конце существования Советского Союза, 24 мая, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которых горячо любил и почитал. Как Вы верно уточнили, он действительно воспитывался в христианской благочестивой семье и, учась в гимназии, которую окончил на «отлично», уже там написал свой первый философский трактат, посвященный атеизму. Ему, конечно же, была очень интересна эта тема, но не с точки зрения рационального мышления, а именно с точки зрения критики. Он критиковал и объяснял это в своем еще детском (можно так сказать) трактате тем, что атеизм – это обман для людей и нельзя ни в коем случае никогда этому обману поддаваться. Потом он поступил в педагогический университет, окончил его по двум отделениям, получив два образования. Он был блестящим филологом, и знание многих языков, в том числе и классических (древнегреческого и латыни), позволило ему в дальнейшем изучать философов и самому стать знаменитым философом нашей современности.

– После учебы что и кому он преподавал?

– Действительно, он много связывал свою жизнь именно с преподаванием, потому что понимал, что оно является самым важным в его жизни и в жизни любого человека. Он преподавал в Москве на одном из факультетов и много положил своих сил и трудов для того, чтобы его ученики в дальнейшем тоже имели блестящее образование. Стоит сказать, что он всегда прибегал к своему собственному мышлению и своей собственной позиции, что выразилось и в его учениях, и в его трактатах, статьях, которые он публиковал.

– Очень важный момент в биографии: со своей супругой Валентиной Лосев венчался, несмотря на сложнейшую антицерковную политику того времени. Впоследствии они оба приняли монашеский постриг, не так ли?

– Да, здесь очень интересная история. Действительно, многие философы XX века, которые понимали, что Россия идет не туда, критиковали выбор революции, после этого события уехали за границу и доживали кто в Европе, кто в Америке, кто в других странах. Алексей Федорович со своей супругой остались верными даже той стране, которая по своим взглядам и ценностям была далека от их взглядов и ценностей. И вот что характерно именно для него как для человека, который действительно горячо любит свою страну (20-е годы – это уже время политических притеснений и репрессий и за церковную позицию, антибольшевистскую позицию людей сажают в тюрьмы и отправляют в лагеря): Алексей Федорович все равно печатается. Он издает свой замечательный трактат «Диалектика мифа», который рассказывает и критикует понятие мифа как человеческой собственной ошибки. Интересно что, приводя пример, он говорит: «Если человек – мой предок, я уверен, что он воевал на стороне немцев в годы Первой мировой войны; значит, он является немцем, значит, он – враг моего народа. Это мое твердое убеждение. Но с точки зрения мифа как того, во что я не верю, оказывается, что он был на стороне русских и воевал за русских и умер за Российскую империю, за нашу страну. Естественно, я вижу, что этот миф оказывается реальностью, в которую я упорно не хотел верить». И с точки зрения такой позиции и такого подхода он раскритиковал именно идею большевизма и социализма.

– За что и был приговорен к десяти годам.

– Он отбывал приговор в лагере на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Стоит сказать еще о том, что многие его коллеги (то есть московская интеллигенция, в том числе Максим Горький) очень критиковали его и призывали даже не к аресту и ссылке, но к расстрелу. Эти люди, кроме Максима Горького, в 1937 году уже в процессе красного террора сами были приговорены к высшей мере наказания. Что касается Алексея Федоровича и его супруги, они действительно перед этим сначала обвенчались, а потом приняли монашество. Это было связано с тем, что они во многом позиционировали себя именно с монашеством Святой Горы Афон. Они скрывали у себя на квартире афонских монахов. И вот такое побуждение принять монашество накануне неизбежной смерти, как это делали святые нашей Русской Церкви, их, наверное, вдохновило. Хотя мы знаем, что потом Алексей Федорович женился во второй раз.

– Как это вяжется вообще с представлением о монашестве?

– Это, конечно, противоречит канонам и законам о монашестве. Но мы не можем осуждать Алексея Федоровича, потому что действительно время было тяжелым. Мы знаем, что он просидел всего лишь несколько лет, не весь срок отбыл, потому что тяжелые работы, ужасные антисанитарные условия привели к тому, что он фактически ослеп. И, вернувшись в Москву, он не мог вплоть до смерти Сталина где-то преподавать, а ведь он был не только замечательным педагогом, но и филологом. Он знал несколько европейских языков в совершенстве, мог быть прекрасным переводчиком и замечательным дипломатом – его таланты пригодились бы в советский период 30-х и 40-х годов. Власть стояла на своем: он диссидент. И не имеет права нести свое слово, где-то преподавать, в чем-то участвовать. И это все сыграло огромную роль. Тем не менее он все равно где-то печатался, с помощью своих помощников и своей второй супруги публиковал свои трактаты и произведения.

– В творческой копилке их более 800, если я не ошибаюсь…

–  Да, у него много трудов, которые дошли до нас уже после смерти Сталина и после развала Советского Союза. И мы знаем о том, что действительно он многое за последние годы своей жизни смог сделать, что невозможно было бы без его величайшего и громаднейшего жизненного опыта, собственных знаний, которые он получил еще в годы обучения и в молодые годы до ссылки…

– Любопытно, кто стал второй супругой Алексея Федоровича.

– Он фактически остался одиноким человеком, и необходимо было найти не просто спутницу жизни, объект любви, если так сказать, но еще и помощницу. Это спутник, который помогает именно в твоих трудах, в твоей работе, когда ты уже не можешь полноценно осуществлять свою деятельность. И вот таким человеком стала его новая супруга. Конечно же, многие могут сейчас осудить его за такой неправильный выбор и неправильный подход к монашеской жизни... Но уже в своем мемуарном наследии, как мы знаем, Алексей Федорович сам о себе говорит так: «Я в жизни много допустил ошибок. Я стал монахом, но потом от монашеских обетов отказался, женившись второй раз. Я хотел быть певчим и помощником в церковном хоре, звонарем и служителем в храме, но выбрал профессию философа и филолога. Я много где ошибался, но на самом деле, может быть, мои какие-то труды и мое наследие как-то помогут искупить ту вину, которая лежит, несомненно, на мне перед моими соотечественниками, читателями и моими студентами».

Это почти что исповедь человека, который действительно с точки зрения критического анализа жизнь свою не видит идеальной. Мало кто из философов к этому в итоге в своей жизни приходил. Естественно, Алексей Федорович Лосев здесь открывается для нас  объектом для почитания и своего рода очень интересным примером в истории не только философии, но и жизни, потому что можно в его защиту много сказать. Во-первых, он не уехал из России, хотя имел для этого все возможности. С другой стороны, он остался служить именно своему Отечеству, а не государству как политическому инструменту. И поэтому не в угоду им написал знаменитый свой труд, из-за которого его приговорили к ссылкам и лагерю.

Стоит сказать еще о том, что он после смерти Сталина снова стал преподавать на одном из факультетов Московского университета. И здесь он во многом преуспел. Энергия, которая в нем сидела и которую пытались заглушить в течение нескольких десятилетий и лагерными ссылками, и бойкотом со стороны всевозможных учреждений, и нежеланием реализовывать его потенциал, его опыт, вылилась после 1953 года не только в его труды, которых огромное количество, но и в его желание преподавать и нести слово (не только слово философии). А мы знаем, что философия – это служанка богословия. И он говорил, может быть, завуалированно, через какие-то тезисы, какие-то понятия о Боге в стране без Бога.

– Что можно назвать основным наследием Алексея Федоровича Лосева?

– Это были очень разнообразные философские идеи, о которых он непосредственно говорил, которые печатал. Здесь стоит сказать и о философии музыки, и о философии, связанной с математикой, с высшими науками, о которых он писал и говорил. Я уже сказал о «Диалектике мифа», но есть еще огромное количество других философских трудов. Я уже сказал, что он печатался и публиковался, будучи слепым. В библиотеке для слепых увековечен его бюст, небольшой памятник в честь человека, который, несмотря на физические отклонения, добился своих целей и принес огромную пользу своему Отечеству. И хотелось бы продолжить эту мысль: человек, который действительно был слепым физически, не остался слепым духовно. Это самое главное.

Ведущая программы Маргарита Рекко

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X