О земном и о небесном. Правила исполнения церковных песен

28 ноября 2022 г.

Резонансная новость: СБУ возбудила уголовное дело в отношении священника Киево-Печерской лавры, якобы исполнившего «Звон плывет, плывет над Россиею, пробуждается матушка Русь». Об этом случае и вообще о существующих правилах церковных песен, молитв поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

− В контексте резонансной истории понятно, что это очень похоже на спланированную провокацию. Хотелось бы знать: в каких случаях исполняется та песнь «Похвала Пресвятой Богородице»? Исполняется ли во время литургии, других богослужений?

− В южнорусской традиции существует практика исполнения таких духовных кантов, посвященных Господу нашему, Пресвятой Богородице, святым. Зачастую они исполняются во внебогослужебное время, на молебных пениях (в данном случае так и было) − это возможно только после окончания молитвы, когда люди подходят для целования к святым образам, святым мощам. Думаю, что эта песнь не один раз исполнялась.

Но нужно сказать вот о чем: в это непростое время православным жителям Украины, членам Украинской Православной Церкви, которая исполняет такие тексты, очень непросто. И речь идет не только о текстах песен или духовных кантов, но еще и молитвословий.

Если мы посмотрим на некоторые храмы или приделы, то они посвящены, например, иконам Божией Матери «Знамение», «Казанская», благоверному князю Александру Невскому. Церковные праздники такие же, как и у нас. А в богослужебных текстах (в стихирах, тропарях) мы зачастую встречаемся с упоминанием нашей страны,  православной Руси. Действительно, там звучат такие слова, прошения: спасти Русь от нашествия иноплеменных, помочь Святой Руси.

Очень печально, что это происходит сейчас, как и несколько десятилетий назад, когда священнослужителей и мирян сажали в тюрьмы, даже убивали, потому что было гонение на Церковь. Сейчас эта ситуация в какой-то степени повторяется.

− Полностью согласна с Вами. Отец Иоанн, в контексте богослужений есть ли какой-то определенный перечень обязательных молитв, песнопений, акафистов?

− На Божественной литургии тексты молитв неизменяемые (кроме тропарей или кондаков тем или иным святым, которые меняются в зависимости от дня, месяца и года). Это тексты, которые сохраняются всегда.

Хотя единственный раз в году на молебне в день Торжества православия употребляемый на многих богослужениях и обычно неизменяемый текст «Символа веры» меняется. Первое слово употребляется во множественном, а не в единственном числе: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя…» И далее по тексту. Это единственный случай, который допускает наша церковная традиция совершения богослужений.

По уставу мы ничего не меняем. Также нужно понимать, что богослужебная общественная молитва подразумевает соприкосновение, а затем и следование тем церковным правилам, которые выработаны и утверждены Церковью в многовековой православной традиции.

− Но есть ведь и современные молитвенники. Кто сейчас пишет молитвы и как они применяются?

− Да, конечно, у нас появляются и современные молитвословия. К примеру, есть выдающийся святой, исповедник нашей Церкви святитель Афанасий (Сахаров). Он написал известную службу в честь всех русских святых, находясь в ссылке, в тюрьме. Таких песнословцев очень много, но не все из тех, кто сочиняет молитвы, канонизированы. Но есть те, кто этим занимается как выдающийся представитель церковной науки, богослов, который знает все нюансы богослужений.

Объясню на простом примере. Совсем недавно Священный Синод Русской Православной Церкви причислил к лику святых двух наших новомучеников. Возникает вопрос: как совершать им богослужение? Сами тексты не написаны, но у нас есть общие тексты святым, в которые вставляется имя нового канонизированного.

Затем, в перспективе, пишутся тексты этим святым. Их пишут люди, которые, во-первых, знают жития святых, во-вторых, устав нашего богослужения и все богословские, догматические аспекты сочинения текстов, потому что просто так, от себя, нельзя написать.

Тексты проверяются сначала на местном уровне, затем на общецерковном − специальной Синодальной комиссией. Через какое-то время эти тексты, выверенные, утвержденные, Священный Синод постановляет употреблять за богослужением. То есть современная практика существует, но она связана с традицией, которая восходит к глубине веков, по этой традиции мы и живем сейчас.

− Тексты молитв обязательно учить или достаточно просто обратиться к Богу от души, своими словами?

− Конечно, мы обращаемся к Богу своими словами − это естественно. Но зная о том, что многие молитвы, особенно те, которые употребляем в течение столетий, были написаны святыми людьми, которые сказали не просто от глубины своего сердца, но еще имея непростой духовный, аскетический молитвенный опыт, мы должны понимать, что, молясь этими словами, в какой-то степени приближаемся к жизни, опыту, практике тех подвижников. Это очень важно.

У многих людей возникает вопрос: если мы молимся словами заученных текстов, становятся ли они сухими и безжизненными для нас, перестают ли влиять на нас, на наши души?

Вспомним опыт святых отцов, которые говорили ученикам и верующим людям (своим современникам) о том, что сначала надо научиться молиться по тексту, затем, на второй и третьей стадии своего молитвенного опыта, стараться перенять эти слова в свое сердце, понять их смысл, понять, почему было так написано. Ведь написано для нас, для того, чтобы мы этот молитвенный опыт всегда в себе переживали.

Однако, если мы идем где-то по городу, находимся в далекой поездке, не имея при себе молитвослова, надо помнить, что есть и внутренняя молитва. Наш разговор с Богом − это очень важный опыт, который мы не должны забывать.

− Кроме молитв существуют и заговоры. Чем они коварны? Откуда пошли? Почему Православная Церковь их не приемлет?

− Можно ассоциировать заговоры и заклинания − это фактически одно и то же. Русская Православная Церковь так и полагает.

− Тексты и обращения?

− И тексты, и обращения, которые мы часто слышим. Иногда мы слышим в них упоминания Бога, Пресвятой Богородицы или каких-то выдержек из молитв. От заклинаний идет посыл магический − посыл к изменению посредством слов, которые человек употребляет.

Чем они отличаются? Наверное, главным образом тем, что посыл любого заговора или заклинания, который произносит человек: «Да будет воля моя». А человек, который молится молитвой Господней, говорит: Да будет воля Твоя. Таким образом, общаясь с Богом и уповая на Него, мы верим в то, что Он сделает так, как считает более угодным для нас.

Он нас услышит, но молитва − это еще и практика тишины, молчания. Иногда мы не можем услышать ответ Бога сию секунду, как только произносим молитву. Мы должны понимать, что молитва не прекращается в нашей жизни, продолжается, а значит, надо ее усилить, возможно, подождать, не прекращая молитву.

Что касается заклинаний или заговоров – это еще и строгое соблюдение всех слов, которые произносят в определенном порядке. Если ты так произнесешь все слова, значит, якобы сию секунду у тебя что-то сбудется. 

− Есть те, кто считает, что это работает. Что это − самовнушение?

− Возможно, даже не самовнушение, ведь это складывалось на протяжении долгих столетий. Раньше, к примеру, употреблялись заклинания только на латыни, потом их перевели на современные языки. То же самое, казалось бы, шутливое для нас слово «абракадабра», которое мы часто слышим… Это тоже одна из устаревших форм заклинания, которое раньше произносилось.

Вспомним роман Шолохова «Тихий Дон», когда Аксинья хотела, страдая от любви Григория, избавиться от этого и, обращаясь к своей бабушке, использовала опять же заговор. То есть это употреблялось даже в Советском Союзе, когда должно было отойти. Но не отходило и сейчас сохраняется.

И мы должны избавляться от той формулы, которую часто относят к нашей стране, нашему народу: «Русь крещена, но не просвещена». Нужно понимать, что просвещение идет через Церковь и ту духовную практику, которую она предлагает.

К сожалению, в Церкви все это остается: «Сколько свечей поставить, чтобы у меня был муж (или материальное благополучие)?», «Сколько раз нужно прочитать молитву «Отче наш», чтобы Господь услышал меня и даровал детей?» Такие вопросы возникают у людей. Священнослужителям приходится растолковывать, что это неправильное осмысление не только практики молитвы, но и практики веры в целом.

Мы должны с этим бороться и понимать, что люди, которые больны, заражены этим, ждут какого-то сиюминутного решения проблем. Если молитва не помогает, они обращаются, к сожалению, и к этой практике тоже.

− Понятно, что это не от веры, а скорее от невежества. Что можете сказать по поводу такой новомодной практики достижения ощущений с помощью молитв?

− Мы знаем из Священного Писания, что очиститься можно покаянием и слезами. Этого нельзя забывать. Молитва − не средство, а действие, поэтому не будем ее употреблять как способ достижения личной выгоды или устранения внутренних проблем и переживаний.

В первую очередь обратимся внутрь себя: если у нас что-то болит, это надо лечить, а лечение не всегда проходит быстро, иногда оно затягивается, приходится потерпеть, но это не избавляет нас от возможности общения с Богом, пребывания в Церкви.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать