О земном и о небесном. 110 лет Пятигорской кафедре

27 октября 2020 г.

Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.  

– Ровно 110 лет назад в октябре появилась Пятигорская кафедра. Правильно?

– Да. Для нас это знаковая дата.

– Почему же центр решено было сделать именно здесь?

– Это было обусловлено большим количеством обстоятельств. Прежде всего, Пятигорск и своим географическим положением, и историческим положением является связующим звеном между территориями соседних республик, между территориями, которые были соединены с центром. Ведь именно здесь проходила самая главная транспортная магистраль и, конечно же, железная дорога. Все это послужило естественному формированию этой территории как нового административного центра в нашем Северо-Кавказском регионе.

– Что сегодня включает в себя Пятигорская кафедра? Обозначьте масштабы.

– Она удивительна по своему составу. Дело в том, что в состав Пятигорской епархии сегодня входит регион Кавказских Минеральных Вод и две республики: Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, которые являются близкими и родственными республиками по населению, проживающему там; они говорят на одном языке и исповедуют одну религиозную традицию. А регион Кавказских Минеральных Вод как раз стал той самой территорией встречи, местом, посредством которого мы соединены в одну общность нашей епархиальной жизни.

– Насколько трудно быть центром? Ведь это особый статус...

– Несомненно. Особенно если мы говорим о сегодняшнем положении. Дело в том, что Пятигорск является столицей Северо-Кавказского федерального округа, и в нашем городе сосредоточены в том числе и федеральные структуры. Это, конечно, налагает определенную ответственность, связанную с решением каких-то общих проблем, участием в разных значимых для всего региона мероприятиях, форумах. Можно привести в качестве примера ставший уже традиционным форум для молодежи «Машук». Кроме этого форума существует еще множество других собраний, которые помогают налаживать общественную жизнь. К примеру, я являюсь членом Совета при полномочном представителе Президента в Северо-Кавказском федеральном округе по делам казачества и недавно принимал участие в работе этого органа. И таких органов здесь немало создано. Конечно, это дает возможность прежде всего представлять общецерковное мнение, общецерковный взгляд на ту или иную проблему, дает возможность прямого диалога со светской властью. Получается, что быть административным центром – это достаточно большая ответственность.

– Какие в центре главные ценности? Мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как «ложные ценности» и «истинные ценности». Вы в своей работе с этим сталкиваетесь?

– Может быть, мой ответ несколько удивит, но для меня самой главной ценностью являются люди. Люди с их традициями, с их знанием и опытом жизни. Когда мы только начали организовывать епархиальную жизнь, очень важно было найти как раз таких людей, которые хорошо знакомы не только с собственной культурой, но и с культурой своих соседей. Потому что выстраивать диалог с людьми другой национальной традиции, другой религиозной традиции на основе «здравствуйте и до свидания» недостаточно; нужно хорошо и глубоко знать их культуру. Хотя бы начать с того, чтобы наших братьев поздравить с праздником Курбан-байрам. Когда готовится такое поздравление, человек должен совершенно четко понимать суть этого события и какое значение оно имеет для людей, исповедующих эту религиозную традицию. Это один из многих и многих примеров. Здесь главной ценностью является, конечно, опыт людей, которые практически взаимодействуют со своими друзьями, близкими людьми разных национальных традиций и в этом взаимодействии приносят пользу.

Когда мы говорим о материальных ценностях, нельзя не сказать о святынях – древних храмах на территории нашей епархии. В Кабардино-Балкарии они сохранились в меньшей степени (только фундаменты), а в Карачаево-Черкесии, Архызе, Домбае сохранились стены древнейших аланских христианских храмов. И эти непогибшие зерна христианства, упавшие в нашу кавказскую землю, для нас представляют особую ценность как свидетельства того, что Кавказ действительно многонационален, имеет древнейшие традиции, в том числе христианские. На нас лежит немалая ответственность и задача эти традиции не только сохранить как некий музейный экспонат, но развить как живое, дающее плоды дерево.

– А есть уже сложившиеся традиции, которые присутствуют только на Пятигорской кафедре?

– Да, конечно. Если говорить о богослужебных традициях, то это относится к языковым традициям. К примеру, на территории Кавказских Минеральных Вод и в республиках (особенно в Карачаево-Черкесии) проживают немалые общины греков, и в некоторых храмах части богослужения совершаются на греческом языке (читается шестопсалмие, Священное Писание). Это там, где среди прихожан большое количество греков. То есть это языковая традиция.

Кроме этого, к таким же традициям можно отнести традицию посещения святых мест и совершения общих праздников. К примеру, всеми любимый праздник в честь Георгия Победоносца. Мы собираемся в древнем Георгиевском храме, куда приходят люди совершенно разных национальностей и со своими национальными традициями. В этот день в храме можно увидеть и пироги, и какие-то национальные угощения. Вокруг храма можно увидеть людей в национальных костюмах, которые на своем языке восхваляют имя святого великомученика Георгия Победоносца. Это тоже кавказский акцент. Где-то еще увидеть праздник, посвященный Георгию Победоносцу, в таком колорите вряд ли можно.

Есть и еще особенности. К примеру, наш кавказский праздник благословения вод. Где еще можно увидеть такой интересный праздник, который совершается и церковными общинами, и руководством городов? В этот день совершается молебное пение, крестный ход к местным водным источникам минеральной воды, совершаются водосвятные молебны, освящается минеральная вода. И призывается благословение Божие на всех тех, кто приезжает к нам в гости, чтобы получить здесь и духовное, и физическое выздоровление. Вот это благословение вод, начало которому, кстати, положил святитель Игнатий, свойственно нашей земле, нашей Пятигорской кафедре и является в этом смысле совершенно уникальным праздником.

– Можно сказать, что духовный центр – это некий маяк для остальных территорий? И надо, чтобы было как у вас, как в центре?..

– Знаете, так говорят другие. Сам, конечно, я такого сказать не могу, потому что это было бы не только нескромно, но и вредно для себя самого. К примеру, когда совершается богослужение в том или ином храме, говорят, что надо ориентироваться на богослужения кафедрального собора. Или когда совершаются какие-то мероприятия, ориентируются на то, как делают в Пятигорске, как делает епархия; мол, это и есть тот самый заданный ритм, на который нужно ориентироваться. Это дает мне желание показывать что-то новое.

Например, в нашей епархии уже стало традицией каждый год в рождественские праздники приглашать каких-то интересных представителей искусства из театров. У нас были артисты из театров Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, они показывали очень интересные театральные постановки на известные библейские сюжеты или по мотивам наших замечательных русских писателей. Священники, друзья, гости смотрят на этот концерт, на уровень и, возвращаясь на свой приход, желают воплотить что-то похожее. Понятно, что им сложно пригласить таких гостей, но теперь они говорят, что просто почитать стихи в воскресной школе или поставить очень простую сценку уже недостаточно, и стараются сделать какой-то более сложный сценарий.

И так относятся ко всему, к духовной жизни в том числе. Когда видят росписи в храме, утварь в храме, слышат церковное пение, появляется тот новый внутренний ориентир, к которому хотелось бы стремиться. Повторюсь, в каждом приходе невозможно собрать хор в сорок человек, но начать работать даже с тем хором, который есть, можно. Главное, что у человека появляется желание что-то поменять, и это уже хорошо. Это малое, но от малого начинается большое: и миссионерское служение, и социальное служение; то, что мы можем сделать для других людей.

– Владыка, если кто-то попытается забрать у вас полномочия центра, Ваши действия в этом случае?

– «Приемлю и нимало вопреки глаголю». Знаете, я этих полномочий не искал, не просил, они даны мне как послушание от Церкви, от Святейшего Патриарха, Священного Синода. И если будет принято какое-то иное решение – что ж, благословите и помолитесь, чтобы Господь помог исполнить это решение.

Надо сказать с определенной уверенностью, что традиции церковной жизни, которые сегодня здесь появились, в том числе работа со средствами массовой информации (например, наша программа, наш проект, который уже существует столько лет), думаю, стали уже неотъемлемой частью духовной жизни нашего региона и нашего города. И как бы в дальнейшем ни складывались так называемые административные границы, думаю, появившиеся и возобновившиеся традиции останутся на долгие годы.

– По каким принципам должен работать любой центр? Что, например, категорически недопустимо в работе?

– Для любого центра, каким бы он ни был, духовным или светским, совершенно недопустимо игнорирование просьб и ожиданий других людей. Если Господь дает такую силу и такие полномочия и исторически складывается так, что ты оказываешься в центре, это означает, что к этому центру всегда будет осуществляться притяжение разных людей. Это и люди, которые что-то смогут сделать (специалисты разного уровня), и люди, которым нужна поддержка, помощь. Например, у людей может быть какая-то долгая тяжба или собственная нужда, немощь, любой вопрос, связанный с проблемами, которые возникли сейчас. Нельзя не смотреть в эту сторону. Потому что, пожалуй, оправдание существования всякого центра – это как раз быть всем для всех. Да, мы не всегда во всем можем помочь человеку; мы иногда не обладаем большими материальными ресурсами или какими-то административными ресурсами, чтобы решить все проблемы человека. Но, во всяком случае, пообщаться и оказать посильную помощь вместе и сообща, конечно же, можем. Это самое главное обозначение центра: не выдавать директивы и указания, а работать и быть примером работы, делать то, что можешь делать. Но делать искренне, с любовью, изо всех сил, которые у тебя сейчас есть.

– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю беседу. Время Вашего традиционного заключительного слова...

– Спасибо за поздравление с таким значимым юбилеем в нашей епархиальной жизни и благодарю за сегодняшнюю беседу.

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Сегодня мне хочется вспомнить слова святого апостола Павла, который говорит: «Подражайте мне, как я Христу». Подлинным центром нашей жизни является Бог. Когда мы хотим, чтобы все встало на свои места, то в центре, как говорил святитель Иоанн Златоуст, надо поставить Его Самого. Когда Он становится центром нашей жизни, тогда все приводится в порядок. Дай, Господи, чтобы каждый из нас был примером в своей вере, в своей надежде и в своей бесконечной, всепрощающей, всегда торжествующей любви. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать