– Как экзамен для меня.
– Первый вопрос. Кто на первом месте для женщины в семье: муж или дети?
– Конечно, муж. Господь в семье дает чад как зримое продолжение любви мужа и жены. В этом смысле единство послушания жены мужу и любви мужа к жене является самым лучшим воспитательным моментом для ребенка. В наших семьях очень часто слышишь такое (я знаю это из бесед с мамочками или отцами): «Ради нашего ребенка...» Мне представляется, важнее говорить: «Ради друг друга, ради нашей любви друг к другу». Многие сейчас могут сказать: «Ну а если все чувства прошли? Если произошло что-то такое, что невозможно простить?» Надо вернуться к самому началу и не оглядываться на то, что ранило. Нужно обязательно идти дальше. Самыми главными в семье остаются, конечно, папа и мама.
– Следующий вопрос касается воспитания. Как правильно преподносить ребенку информацию из древнегреческой мифологии о многочисленных богах? У некоторых деток начинается путаница с православными понятиями.
– Действительно, такое бывает. Для того они и сказки. В сказке нужно находить хорошие, добрые мотивы. Но не такие мотивы, что доброе всегда побеждает злое, а все плохое уходит. Нет-нет, нужно находить некоторые, если хотите, педагогические образы, на которые можно обратить внимание. Миф и есть миф. Собственно, нужно говорить, что в образе героев этих мифов изображаются как доблести, так и человеческие пороки. Объяснять, что люди могут быть разными. «Посмотри, доченька, вот на этот образ». Или: «Сынок, посмотри на этот образ».
– Далее вопрос: зачем отпевать человека? И что будет, если этого не делать?
– Чтобы утешиться. Само по себе погребение – это не проводы из временной жизни в жизнь вечную, что нужно обязательно, непременно сделать. Знаете, это можно сравнить с хорошей школой расставания на время с умершим человеком. Само по себе погребение сложено таким образом, что текст обращен не только к почившему, а к тем, кто находится рядом. Я стою рядом и смотрю, как заканчивается жизнь; пусть это научит меня жить достойно. Потому что придет и мое время, и когда это время придет, пусть я буду готов к этому времени. Ведь нам не просто больно, жалко и горько расставаться. Еще больно, жалко и горько не успеть стать человеком. Чин погребения близкого и родного человека – это не только молитва о том, что я расстаюсь с дорогим для меня человеком, это еще и школа для меня, которая учит меня сейчас продолжить нашу дружбу, наши добрые, открытые отношения, но теперь уже посредством моих добрых дел.
– Можно ли отмолить чужие грехи?
– Если любить. Отмолить чужие грехи – то же самое, что поднять раненого и понести его на себе. Это тяжело, и всегда большой риск самому попасть, что называется, под вражеский обстрел. Это занимает очень много сил, времени и замедляет твои собственные шаги. Но если ты маленькими шагами несешь на себе раненого человека изо всех сил, со всей любовью, со всей надеждой, то у тебя есть не просто шанс спасти ему жизнь, но есть шанс остаться настоящим другом, настоящим человеком.
То же самое – молиться за другого человека. Иначе как через подобного рода переживания иной раз ты и не можешь себя чувствовать человеком, который сделал все, что мог. Хлопнуть дверью – это не значит решить проблему. Взять на себя подвиг молиться за человека, с которым произошел разрыв отношений, ссора, несправедливость, какая-то ложь, горечь, – то же самое, что взять на себя раненого. Может быть, человек никогда и не узнает о том, кто его спаситель, но зато ты сам будешь знать, что сделал все, что мог, ради этого человека.
– Сложный вопрос. Крещеные атеисты равны некрещеным?
– Я слышал такие вопросы. Некоторые думают, что факт крещения сам по себе уже что-то значит. Он значит лишь что-то только в созвучии осознанного выбора, в созвучии того, что ты поступаешь как христианин. А если твои поступки не христианские, тогда и твое крещение под большим вопросом, но не по факту совершенного крещения, а потому, что когда ты придешь на суд Божий, для тебя будет большим осуждением то, что ты не делал как христианин.
– Следующий вопрос я часто слышу, и он вызывает дискуссии, иногда очень бурные. Как канонизировали княгиню Ольгу, если в исторических документах есть описания очень жестокой расправы ее с врагами, многочисленных убийств? И она – не единичный пример.
– Да, мы можем и других вспомнить: допустим, князя Владимира. Суть в изменениях, которые произошли в человеке посредством его веры. Изменения, которые произошли в человеке от покаяния и вылились в иной образ жизни. Да, в ее жизни, как и в жизни многих других князей и людей (можно вспомнить Марию Египетскую), были разные страницы. Но то последнее, что было открыто перед небом, оказалось светлым.
Некоторые могут подумать, что можно в последний момент вскочить на последнюю ступеньку уходящего вагона; мол, мы все еще успеем. В Евангелии есть такие слова: «В чем застану, в том и буду судить». Застану не за фактом какого-либо дела, а настроя твоего сердца: какое твое сердце? Если оно покрыто ненавистью, злобой, ржавчиной, злопамятством, значит, скрипеть этому сердцу в вечности, как старой трубе. А если сердце, наоборот, наполнено свободой, в которой есть прощение, сострадание, покаяние и просьба о прощении, тогда ему петь свирелью в раю. «В чем застану, в том и сужу». С этим и связан вопрос канонизации. Последние годы жизни княгини Ольги, ее вера и ее поступки об этом говорили.
– Современный вопрос: грех ли идти в испытатели вакцины (например, от коронавируса)?
– Если за деньги, то грех. Если из-за сострадания и готовности идти на жертвы, то нет. Если для собственной славы – грех. А если для того, чтобы не болели твои дети, – не грех. Если для того, чтобы о тебе все-все узнали, – этого не нужно делать. А если для того, чтобы все-все знали, что можно преодолеть эту болезнь, то это добрый поступок.
– Нужны ли Богу пышные и богатые храмы?
– Очень часто сталкиваешься с таким вопросом. Мы очень часто смотрим на Бога через призму своего собственного мироощущения, и это всегда разный взгляд. Для одного человека, который принял для себя решение жить уединенной жизнью, счастьем является одинокая жизнь если не в дремучем лесу, то в труднодоступном месте. Человек живет там и спасается; есть такие примеры. А для другого человека немыслима жизнь без большой семьи, большого количества детей, большого дома, где все вместе могли бы собираться. И для одного, и для другого его жизнь счастливая. Что из этого Богу угодно? И одно, и другое.
Да, есть древние монастыри, где храмы очень аскетичные, где не найдешь какого-то большого убранства, богатой утвари, потому что там совершают молитвы люди, которые уже сделали определенный выбор в жизни. А есть храмы, как наши большие соборы, куда приходят люди и, глядя на внутреннее достоинство, изящество храма, вдохновляются и удивляются (как некогда послы в Софийском Соборе) красотой видимого мира, который прообразует собой мир невидимый.
Недавно я стал свидетелем такой истории. Мама зашла с достаточно взрослым ребенком в храм. Не знаю, о чем они говорили до этого, но, судя по вопросу, разговор был о вере. И последний важный аргумент мамы был таким: «Посмотри, как тебе? Ведь это красиво!» Сын зачарованно посмотрел вокруг себя на роспись, убранство храма, в котором как раз шло богослужение, наполненное каким-то таинственным смыслом, и сказал: «Да, это красиво!»
Вот для этого, в общем-то, и происходит то, что происходит. Кафедральные соборы, городские храмы бывают таковыми, а монастырские храмы – совершенно другими. И Богу угодно и одно, и другое.
– Личный вопрос. Какие книги, прочитанные в последнее время, произвели на Вас сильное впечатление?
– О двух книгах я хотел бы сказать. Одну из них я продолжаю читать: потрясающие лекции Дмитрия Быкова о писателях Серебряного века. Это очень интересно, и для меня просто открытие: исторические факты, очень хороший анализ происходящего. Вторая книга (которую по эмоциональному впечатлению я поставил бы на первое место) – Клаус Кеннет, «Два миллиона километров до любви. Одиссея грешника». Откровенно, очень честно, с болью, надеждой и любовью рассказывается о том, как человек искал Бога и какой долгий путь он прошел, пока не пришел к Тому, о Котором сказал: «Ты мой Бог».
– Владыка, Ваше заключительное слово...
– Дорогие друзья, братья и сестры! Мы очень разные. Иногда нам кажется, что из всех нас, разных, Бог выбирает каких-то особых. Всех Он нас избрал, потому что для Него каждый из нас – бесценное сокровище. Очень хочу надеяться, что мы никогда не обесценимся; прежде всего через то, что и в других будем ценить то, что в них есть. Будем друг другу помогать становиться лучше. А самое главное – будем всегда оставаться вместе; разными, но одинаково любимыми небом. Да хранит всех вас Господь!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!