О земном и небесном. Борьба с нищетой

26 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня поговорим о борьбе с нищетой; 17 октября Генеральная Ассамблея ООН во всем мире привлекает внимание к этой теме, которая, надо сказать, особенно актуальна в наше непростое время. Мой собеседник – заведующий музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиакон Иоанн (Галумов).

Согласно международной классификации, более семисот миллионов человек на Земле живут за чертой бедности. Что сейчас принято понимать под нищетой? Это низкий уровень жизни? Где та самая грань?

– На протяжении многих эпох и столетий в восприятии людей эта грань всегда менялась. Нищий человек для какого-то поколения, какой-то эпохи – это человек, которого Бог лишил материальных благ за его проступки, грехи. С другой стороны, если брать историю России, то прошлые сто лет показали, что у нас кардинально изменился подход к нищете и богатству. Для многих из нас, к сожалению, сейчас богатый человек ассоциируется со злом, потому что его богатство наверняка приобретено нечестным путем. А нищий, бедный человек – это тот, кого надо пожалеть, дать ему деньги или имущество. Такое понимание тоже искаженное.

Грань, наверное, проходит, как всегда, в Священном Писании. Апостол Павел говорит такие слова о нашем Господе Иисусе Христе: Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Слова «богатство» и «Бог» однокоренные. Нищий человек лишен каких-то вещей, он не может есть хорошую еду, у него нет крыши над головой. Но все равно он живет, может радоваться жизни. Наша задача − помочь этому человеку встать на ноги.

– Известно, что еще со времен Руси помощью людям в трудной жизненной ситуации всегда занималась Церковь. По данным прошлого года, у нас более четырех с половиной тысяч православных организаций, которые эту помощь оказывают. В какой помощи люди нуждаются особенно?

– Стоит сказать о большом количестве социальных учреждений при Русской Православной Церкви на сегодняшний день. С другой стороны, мы стремимся к совершенству. Естественно, критика уместна. Но нужно больше создавать, строить этих учреждений; возрождать те, которые были до революции и, к сожалению, утрачены.

В 2009 году предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл на Пасху обратился не только ко всем верующим Русской Православной Церкви, но еще и к нищим, обездоленным людям. Он призвал их не бояться, не стыдиться приходить в храм, потому что там их примут, обогреют, помогут. С этого момента начинается переломный период в Русской Православной Церкви. Конечно, задолго до этого, в 2000 году, в вышедшем документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» говорилось четко и ясно, что задача Церкви − помогать всем нуждающимся. Однако именно с 2009 года начинается активность священнослужителей и всей Церкви. Мы видим: растет количество социальных учреждений; помощь нищим, бедным людям также имеет место. У нас около трехсот сестричеств милосердия, большое количество реабилитационных, кризисных центров, около ста приютов для бедных и нищих людей, несколько «Автобусов милосердия».

Конечно, этого мало для нашей большой страны. Нужно больше, и для этого есть все условия. Действует специальный конкурс грантов «Православная инициатива». Священнослужитель любой епархии может предложить свой проект создания какого-то социального, реабилитационного или кризисного центра и получить поддержку от государства и Церкви. Такая работа ведется. Главное, чтобы у священника был энтузиазм.

 В воспитании будущих священнослужителей это проходит красной нитью, поскольку любое духовное учебное заведение (семинария или академия) немыслимы без направления социального служения. Будущие священники, начиная с первых дней своей учебы в духовном заведении, знакомятся с такой практикой, как помощь бедным, нищим. Духовные учебные заведения сотрудничают с епархией. Однако мы не останавливаемся на достигнутом.

– На Ваш взгляд, в какой поддержке (материальной или духовной) нуждаются люди, оказавшиеся за чертой бедности? Ученые пришли к выводу, что у нищеты есть крайняя специфическая особенность, когда человек самостоятельно, без посторонней помощи не может выйти из этого состояния (настолько он привыкает жить в этом).

– Да, мы действительно видим, что тем, кто находится в такой сложной, критической ситуации, непросто. Нужно не забывать, что мы никогда не смотрим на социальное положение человека; на то, как он выглядит, говорит, одет. В каждом человеке мы стараемся увидеть ближнего. Поначалу центры, когда они только начали открываться, воспринимались этими людьми с осторожностью. Бесплатно, открыто прийти и получить какую-то помощь − это неслыханно для нашей страны. Тем более когда помощь исходит от Церкви. Наверняка в людях возникали такие мысли: «Нас там заставят молиться, ежедневно ходить на службы, бить поклоны». Однако когда человек переступает через свое самолюбие, недоверие (какие-то внешние факторы заставляют его это сделать),  он видит открытое, любящее сердце тех, кто там работает, их протянутую руку.

Конечно, для этого нужна специальная подготовка. Просто так человек помогать нищим не может. У нас нет тех навыков и дара Божьего, которые были, к примеру, у святителя Иоанна Милостивого. Он помогал всем. Есть интересный эпизод из его жития. К нему приходили по три раза в один день одни и те же нищие просить помощи, и он давал им милостыню. Ему говорили, что эти люди уже приходили больше двух раз. Он говорил: «Если они нуждаются в помощи, я им помогу». Естественно, чтобы достигнуть такого уровня, нам нужна практика и постоянная тренировка (главное – душевная). Так что к помощи нищим нужно быть готовым внутренне.

Вы правы: чтобы встать с колен, подняться в этой сложной жизненной ситуации, нужна внешняя помощь. Не стоит забывать о том, что когда нуждающийся человек приходит в центр, ему сначала что-то дают. Только потом с него начинают что-то требовать, говорить: «Для чего ты сюда пришел? Давай проанализируем, почему ты оказался в такой ситуации. Наверняка ты пришел к этому по разным причинам. Если ты чувствуешь, что ты нищий, бедный в своей душе, а не только внешне, тогда тебе надо попытаться изменить самого себя». Тут два варианта. Либо человек с этим соглашается и начинает стараться себя менять, либо он говорит: «Мне была нужна от вас только еда, ночлег, какие-то средства к существованию. Я это принял, больше мне от вас ничего не нужно. Я ухожу». Конечно, к таким людям стоит относиться с осторожностью. Не потому, что мы какие-то вредные, злые или жадные. А потому, что вокруг нас столько людей, которым можно помочь, которые действительно в этом нуждаются, а мы работаем с теми, кто этого не хочет. Поэтому здесь нужна предельная внимательность.

– Вы верно отметили: когда человек не хочет, чтобы ему помогли, сам не хочет развивать свою духовность, менять свою жизнь, ему никто не поможет. С крайними состояниями все понятно: можно прийти в приют, попросить помощи, поддержки. Но ведь общая тенденция такова, что времена сложные и людям непросто: инфляция, пандемия, уровень доходов падает (несмотря на какие-то меры социальной поддержки правительства). Как человеку выдержать, выстоять, не сломаться? Прийти в храм?

– Есть хорошие примеры – наши священнослужители. Когда были закрыты храмы на несколько месяцев в 2020 году (по известным причинам), доход Церкви и уровень жизни священников резко упал. Без прихожан Церковь фактически была обречена. Если бы не помощь добрых людей, вообще непонятно, что было бы. Но священники, превозмогая свой недостаток, все равно помогали другим людям: пожилым, многодетным семьям…

Сейчас тоже непростое время. Мы видим, что люди, к сожалению, теряют работу. Они могут прийти в храм и получить не только духовную поддержку, но и материальную. Даже получить работу, если это понадобится. Об этом нельзя забывать. Церковь никогда не будет молчать, если кто-то просит о помощи. Это главное.

– Как мы все знаем, в нашей епархии большое количество благотворительных организаций. Люди часто обращаются туда. В какого рода поддержке чаще всего они нуждаются? Расскажите об этих организациях.

– У нас много организаций, которые помогают людям в сложной жизненной ситуации: кризисные центры (такие, как «Дом для мамы»), благотворительные столовые; сестричества при больнице, при храме святителя Луки Крымского в Пятигорске, при церкви Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Если человек приходит с какой-то конкретной просьбой, мы поможем ее выполнить. Если у человека есть какая-то внутренняя проблема, мы тоже готовы хотя бы попытаться ее решить (естественно, при желании этого человека). У нас в епархии это хорошо развито. Есть положительная тенденция в создании таких центров.

– Наверняка особенно остро стоит проблема людей, оказавшихся без определенного места жительства. Наша епархия им помогает?

– Да. Недавно был открыт приют Иова Многострадального в Кисловодске. Настоятель Пантелеимоновского храма отец Сергий Акименко рассказывал, что идея создания такого приюта возникла совершенно спонтанно (как и во многих церквях и социальных учреждениях). Пришли несколько человек без определенного места жительства (люди, которые действительно нуждались в поддержке) – умные, имеющие опыт работы, талантливые, профессионалы в своем деле. Просто они оказались в такой ситуации, что остались без крыши над головой. Отец Сергий сказал, что если есть возможность построить приют, а не просто помочь этим людям, почему бы это не сделать? Желание одного человека стало импульсом для всех окружающих, и появился такой замечательный приют. Хотелось бы пожелать, чтобы было больше таких импульсов и в нашей, и в других епархиях Русской Православной Церкви; чтобы священники зажигали сердца других людей.

– Я благодарю Вас. Будем внимательны к ближним, окружающим нас людям: вдруг кому-то сейчас трудно.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​