Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

27 апреля 2022 г.

– Совсем немного времени, буквально несколько часов отделяют нас от светлого праздника Христова Воскресения. Многие уже заняты подготовкой к этому торжеству. Но сегодняшний день тоже очень значимый: Великая Суббота. Что произошло тогда, чуть меньше двух тысяч лет назад?

– В подготовке к торжеству важно не упустить значимость благословенной Великой Субботы. Я объясню на примере Нового года. Радость – это не просто посидеть за столом ночью. Сама атмосфера 31 декабря создает радостное состояние души, когда мы готовим салаты, накрываем стол. Человек даже в светской жизни понимает, как важно, готовясь к празднику, чувствовать определенное настроение. Для Церкви это не менее важно. Для церковного человека суббота не должна быть днем суеты. Суббота призвана настроить человека на нужный лад.

Почему мы так выделяем этот день? Он особый в году. Если взглянуть на этот день по литургическим лекалам – это самая праздничная служба в году, богослужение Великой Субботы. На мой взгляд, даже праздничнее самого дня Воскресения Христова. Потому что там богослужение уже начинается с ликования. Все уже в светлых одеждах, в красивых платочках, с пасхальными яствами. А Великая Суббота – это удивительное богослужение, которое начинается с темных облачений. Оно продолжает ноты поминовения о смерти Господа, тяжелые раздумья о Страстной седмице. Но в середине прерывается и становится светлым торжеством ликования. Одновременно с печалью о телесной смерти Спасителя ликование о воскресшем Спасителе. Мы видим, что в середине богослужения, во время чтения Апостола, весь храм переоблачается в светлые одежды, и священнослужитель выходит уже в светлых одеждах читать Евангелие о Воскресении Спасителя.

Тропарь этого дня «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный» – один из воскресных тропарей, которые поются за воскресными богослужениями, он вспоминает уже о Воскресении Спасителя.

В этот день мы видим, как много внимания Церковь уделяет богослужению. Этот день строгого поста, и утренняя служба начинается с вечернего богослужения, в соединении с литургией. Она совершается достаточно долго. В этот день накануне Пасхи было принято крестить людей. Сейчас для нас это непонятно и странно звучит. Мы крестим всегда. Но люди в древности подходили к этому очень строго. Для человека, который приходил в середине года, желая креститься, было три крупных праздника: Рождество Христово; Пасха; день Святой Троицы. И накануне этих главных праздников он имел возможность приступит к крещению. Люди готовились к этому событию не как сейчас, они тратили месяцы и годы, чтобы выучить свою веру, приходя на богослужения. Их узнавали все люди в храме. Но само таинство Крещения, погружение в святую воду для того, чтобы дать новое имя и новую жизнь человеку с надеванием нательного креста, совершалось именно за богослужением Великой Субботы.

Поэтому читается огромное количество паремий, пятнадцать ветхозаветных чтений, от которых неподготовленный человек просто устает. Почему так много чтений? Потому, что в это время совершалось крещение, и лишь после этих чтений люди приходили в храм. В память об этом в Великую Субботу вместо Трисвятого песнопения поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Те, кто во Христа крестился, во Христа оделись. Таким символическим образом мы связываемся с тысячелетней историей Церкви.

Этот день важен для нас, потому что мы взираем со Страстной Великой Пятницы на плащаницу Спасителя, которая изображает Его лежащим во гробе. Дань уважения этой плащанице и внимание к ней очень велики, так что любое событие совершается именно перед ней. Диаконы читают ектению, совершают входы, Евангелие читается не на амвоне, а именно перед ней. Выходят священник с Чашей и диакон с дискосом перед плащаницей, потому что весь центр человеческого бытия сейчас здесь, в этом гробе. Все замерло. Вся планета молчит. «Да молчит всякая плоть человеча», говорит церковное песнопение Великой Субботы, потому что происходит удивительное и страшное событие. Происходит смерть на Кресте. Пригвожденный и измученный Христос физически мучительно умирает. Его человеческая душа по всем законам, существующим в физическом и духовном мире, должна попасть туда, куда попадают души всех остальных людей.

На тот момент не было никакого другого варианта, кроме ада. Потому что рай, Эдемский сад, был закрыт для людей, к нему был приставлен херувим с огненным мечом, и рай был потерян людьми. Люди не могли попасть в него никаким образом. Даже праведники, Авраам и прочие праотцы, патриархи находились там же, в Шеоле, в тусклом, мрачном месте, хотя у них было лоно праведников, лоно Авраамово. Скажем так: отдельная верхняя полка, где было меньшее мучение; но они не могли при всем желании попасть в рай, потому что не было такой возможности ни у одного человека. Там же ожидал Спасителя Предтеча и Креститель Иоанн. И вот Иисус попадает туда, потому что Его поглощает смерть. Но в этом-то и возникает сам парадокс этого события, что не поняла смерть, кого она поглотила. Не понял ад, кого он пригласил внутрь себя. Не может смерть, не может зло, не может ложь даже просто соприкасаться с правдой, истиной, светом и жизнью. Господь именно так Себя называет, потому что Он таков и есть.

Смерть как бы выплюнула Того, Кого не смогла переварить. Того, Кто создал все на этой земле и в этой Вселенной. Спаситель не просто побеждает смерть, Он еще выводит из этого ада, куда сходит сознательно, тех людей, кто хочет с Ним уйти. Праведников, которые ожидали Его пришествия, людей святой жизни, людей, которые верили в Него и доверяли Ему и хотят покинуть это место. Он это делает абсолютно добровольно, и люди идут за Ним добровольно и вместе с Ним попадают в Небесное Царствие. И с этого момента, когда Спасителем мира открыты райские двери, каждый человек имеет возможность попасть туда после своей смерти.

Первым, кто попал в рай согласно обещанию Спасителя, был разбойник, которого мы называем благоразумным. Он был распят за дело, не был человеком горячей веры, но в последние минуты своей жизни все переоценил, поверил в Иисуса и искренне попросил Его, когда Он будет в Своем Царстве, помянуть его. Господь еще на кресте сказал ему: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Это есть ликование наше. Это есть Пасха. Переход от ада к раю, переход от жизни временной в жизнь вечную. Переход от мучений и боли в жизнь вечного райского наслаждения и пребывания вместе с Богом, ликование Его правде и истине. Вот что мы празднуем и вот почему ликуем. Вот почему мы так наслаждаемся этим святым днем и почему вся пасхальная история окружена такими символами.

Многие люди уже сейчас приходят в храм не только поклониться плащанице, но несут уже, к сожалению, с собой огромные корзины. Хоть Типикон и гласит, что освящать яства стоит только после пасхального богослужения, Православная Церковь уже давно в послабление своим чадам начинает это освящение с Великой Субботы. Люди старательно готовят дома скоромную пищу, которая позволит разговеться. Таким церковным словом называется праздничное застолье, когда впервые после поста едят непостную пищу. Многие говорят о пасхах, куличах, яйцах, но все это только символы. Нас с вами никакие яства не должны отвлекать от истинной сути праздника. Многие люди даже торопят батюшку в субботу освящать скорее и очень удивляются, когда священник говорит, что нельзя в субботу это есть, потому что само событие пасхальной ночи наступит через несколько часов.

Я хочу сейчас обратиться ко всем нашим телезрителям, потому что сегодня очень важно, особенно тем людям, кто редко посещает церковь, хорошенько разобраться, что же мы называем Пасхой. Что именно мы берем за основу из того, что нам принес Спаситель, что для нас Пасха? Для того, кто правильно понимает это уже, все остальное является помощью, становится как бы созданием настроения. До Нового года это мандарины, запах елки... А для Пасхи – яйцо, это символ жизни. Чтобы цыпленок вылупился, ему сначала нужно это яйцо разбить. Только за смертью может идти жизнь. Зернышко должно погибнуть, чтобы пророс цветок или колос. Если мы будем его жалеть, это не случится.

 Так и с крещением, о котором мы сегодня вспоминали. Не может человек родиться для новой вечной жизни, если не погибнет в жизни ветхой. Если не погибнет ветхий человек, то не родится из купели крещения новый, облекшийся во Христа. Зачем мы уделяем такое большое внимание куличу, пасхе, различным яствам? Потому что это древняя добрая традиция. Современного ребенка ни куличом, ни пасхой не удивишь. Сейчас столько разных сладостей и вкусностей, которые для ребенка более значимы, чем странная творожная смесь непонятной формы и сладкий хлеб, покрытый глазурью. Но было время, когда не было ничего вкуснее, чем сладкий хлеб с изюмом, когда само яйцо воспринималось как радость разговения, потому что порой и оно представляло собой полноценный прием пищи.

– После Великого поста, продолжительного по времени, мне кажется, и яйцо насытит.

– Совершенно верно, именно с него мы начинаем разговляться. Это воспоминание события, когда Мария Магдалина бежала к императору с новостью о воскресении Христовом, но не пускали к императору без дара (был такой особый протокол, царский этикет). А она, ничего с собой не имея, смогла раздобыть лишь только белое куриное яйцо. Император абсолютно не обрадовался ее новости, возмутился, что какая-то простая женщина беспокоит его такой ерундой, и сказал: «Ты говоришь нелепости, они так же невозможны, как невозможно, чтобы яйцо в твоей руке стало красным». Мария протянула императору яйцо, и он увидел, что оно покраснело.

Именно поэтому мы красим яйца в бордовый цвет, но это не значит, что не можем покрасить в любой другой. Главное, чтобы все это не отвлекало нас от молитвы, не было поводом для семейной ссоры, чье яйцо красивее, какое дадим батюшке в храме. Хорошо, чтобы все это служило правильному ощущению праздника. Ведь сам праздник не в еде, даже не в красивых яйцах, освященных священником. Не так принципиально освящать эту еду, хотя это очень хорошая традиция. Мы помним, что из-за пандемии многие люди были этого лишены, Святейший Патриарх временно, исключительно на тот период, разрешил людям самостоятельно, мирским чином хоть и не освятить, но благословить себе пищу. В этот раз я советую нашим зрителям не использовать эту рекомендацию, а прийти в ближайший храм, чтобы поклониться плащанице Спасителя (это раз в году происходит), побывать в храме, поставить свечу, за своих близких и родных подать записки.

– Поделиться чем-то.

– Это тоже важно. Мы стараемся в храме оставить что-нибудь. Не могу говорить за всех, но в нашем храме во имя святого Георгия Победоносца в поселке Северный мы стараемся приношения из корзин, которые формируются благодаря людям, обязательно раздать и нашим гостям. Ведь в каждом храме дежурят ночью представители полиции, МЧС, пожарного надзора, которые всегда бывают удивлены такому вниманию, и они несут домой эту пасхальную радость. Мы знаем, что среди прихожан есть люди, которые не могут себе позволить больших торжеств, не могут купить краски для яиц, не могут вообще купить много яиц на всю семью. Мы стараемся наборы пасхальных даров формировать для тех, кто нуждается в этом. Что-то, конечно, остается и приходским сотрудникам, которые, как сказано, «служащие у алтаря, питаются от алтаря». Мы кормим и людей, которые приходят к нам в пасхальные дни голодные и просят трапезу.

– Есть те, кто не может сейчас прийти в храм, ведь у нас много одиноких…

– Для тех, кто не может прийти в храмы сегодня, на пасхальное богослужение, в сам день Пасхи освятить куличи, яйца, побывать на пасхальных службах, поздних литургиях или пасхальных молебнах, на коротком, но важном для всех пасхальном вечернем богослужении, Пасха не закончена. Многие люди удивляются, когда слышат в светлый понедельник: «Христос воскресе!» Говорят: «Пасха ведь уже прошла». Не прошла, мы сорок дней постились и имеем право теперь сорок дней ликовать о воскресшем Спасителе. Отдание Пасхи будет через сорок дней. Но тем сильнее наша радость. Мы двунадесятые праздники празднуем еще два-три дня. Поэтому всю неделю (Светлую седмицу) мы приветствуем друг друга словами о воскресшем Спасителе и совершаем богослужение по тому же чину, по которому оно совершается в ночь Пасхи. Каждое утро, после утреннего богослужения, в храмах совершается торжественный крестный ход, звонят колокола, чтобы подчеркнуть, что человек, который не смог посетить храм в сам день праздника, может прийти туда в любой день (понедельник, среду, субботу) и застать дивную радость, ликование, христосование людей друг с другом, со священниками, принять участие в крестном ходе, окропиться святой водой.

Это очень важный момент – всю неделю богослужение одно и то же, всю неделю мы празднуем спасительную Пасху Христову. Если сегодня мы провели ее дома, то завтра можем провести в храме, а на следующий день сходить в гости, посетить тех родных, кто нуждается во внимании и заботе. Есть еще одна хорошая традиция – колокольный звон во всех храмах Новосибирской епархии, как и во всех храмах Русской Церкви. Открываются колокольни, и каждый человек может позвонить в колокола. Надо узнавать об этом заранее, конечно, потому что звонари стараются подниматься вместе с людьми, чтобы показывать, как звонить, следить за техникой безопасности. Так или иначе, такая возможность существует практически при каждом храме. Не важно, когда это будет: утром, днем или вечером, в понедельник или в субботу. Всю Светлую седмицу радостно ликует Церковь Христова о воскресшем Спасителе…

– Еще одно удивительное событие, которое ожидает всех нас сегодня и на все времена, наверное, – схождение Благодатного огня в Иерусалиме в Храме Господнем. Что это? Знак милости Божией? В чем его сила?

– Да, конечно, русские люди особенно ожидают схождения Благодатного огня у Храма Гроба Господня. Эта традиция идет из года в год. Для нас очень важно, что даже люди, живущие у нас, в столице Сибири, очень далеко от этих мест, имеют возможность прикоснуться к святыне. Мы ожидаем, что традиция будет соблюдена, и уже завтра вечером, в 17 часов, за вечерним богослужением в Вознесенском кафедральном соборе, которое возглавит высокопреосвященнейший владыка Новосибирский и Бердский Никодим, будет передана лампада с Благодатным огнем в Вознесенский собор, откуда огонь будет распространяться в течение всех дней Светлой седмицы по приходам, храмам Новосибирской епархии. Каждый будет иметь возможность зажечь свою домашнюю свечу от Благодатного огня, вознести вместе с ним молитвы к Господу.

– Чем еще наполнены эти святые дни?

– Каждый из дней (как я уже сказал) равен самой Пасхе, но имеет какую-то дополнительную память. В Великий Вторник для нашей епархии особая, значимая память – Иверской иконы Божией Матери, поэтому торжественные пасхальные богослужения тоже пройдут, возглавляемые владыкой Никодимом, в одном из самых главных храмов нашей митрополии, в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Мочище, где хранится чудотворная икона Божией Матери «Иверская», которая особо почитаема всеми православными христианами Новосибирской митрополии в этот день.

В светлую пятницу традиционно, в память иконы Божией Матери «Живоносный Источник», положено по уставу малое освящение воды. Этот день тоже значимый, потому что люди приходят не только на крестный ход, но и освятить воду, которую уносят в свои дома вместе с хорошим настроением и радостным ликованием о воскресшем Иисусе.

В субботу полагается после крестного хода чин раздробления и раздачи артоса. Это особый святой хлеб, который все эти дни носили как святыню за крестными ходами, он хранился на солее, перед иконостасом (либо перед иконой Спасителя, либо у царских врат). Ученики Христа первое время клали хлеб на Его место. Им было так пусто и одиноко, что они, собираясь на трапезу, выделяли место Спасителю и полагали на него хлеб. Эта благая традиция пребывания артоса в храме продолжается по сию пору.

На Пасху уже ничего не читается, только поется – поем дома, как можем, часы Пасхи (особое короткое чинопоследование, состоящее из нескольких пасхальных песнопений, которые подчеркивают радость даже для нашей келейной, домашней жизни). В завершение этой особой седмицы христиане имеют возможность унести в свои благочестивые дома кусочек артоса, который хранится как святыня и по традиции употребляется людьми, когда им особенно нужна Божественная помощь. Артос традиционно хранят целый год, пока не наступает пора взять новый в ближайшем храме.

– А что мы сами, прихожане храмов, должны сделать в эти дни?

– Очень хороший вопрос, потому что может показаться, что мы должны расслабиться и радоваться тому, что время поста наконец-то прошло. Понятно, что кроме участия в общественных, частных богослужениях, кроме ликования и радости, которые проявляются через эмоции, общение с родными и близкими, мы, как христиане, должны что-то еще сделать. Конечно, прежде всего наша обязанность поделиться радостью с теми, кто в этом нуждается. Издавна у нас есть огромное количество традиций, когда на Пасху посещали и людей, сидевших в тюрьме, и людей, которые находятся в больницах и не могут поучаствовать в пасхальных богослужениях.

На Пасху принято делать добрые дела, чтобы показать людям великую радость этого праздника. Мы не можем подарить человеку что-то весомое, большое, дорогое, но даже мелочь – шоколадка, доброе слово, какая-нибудь полезная вещь – может принести радость. Я сейчас говорю не о картинках в Интернете, которыми мы привыкли друг друга заваливать и со спокойной душой считать, что поздравили человека. Может быть, у нас получится сделать какое-то особое пожертвование нуждающимся детям, или больным людям, или собачкам в питомнике. Важно, чтобы наша радость (внутри нас) не была эгоистичной. Чтобы наше служение было служением и Марфиным в том числе, чтобы мы несли радость, как апостолы, как проповедники, через слово, через дело и через наш образ всему миру.

– На кладбище стоит пойти на Пасху?

– Для этого есть специальный, особый день – Радоница. На празднике Жизни нет места смерти. Мы не поминаем вслух усопших, не совершаем панихиды, литии, даже отпевают умерших в эти дни особым пасхальным чином. Так что мы обязательно уделим им время, когда пройдет Светлая седмица, после Пасхи.

– Остается напомнить, что телеканал «Союз» будет вести праздничное пасхальное богослужение из Вознесенского кафедрального собора.

– Рекомендуем всем, кто не имеет возможности прийти в свой ближайший храм, хотя бы за телетрансляцией помолиться Господу и почувствовать наше единение. «По тому, – говорил Иисус, – узнают, что вы Мои ученики, если любовь будете иметь между собою». С любовью к вам, дорогие братья и сестры, поздравляем всех с грядущим праздником Воскресения нашего Спасителя!      

Ведущая Инесса Титова

Записали Максим Заливакин и Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​