О земном и о небесном. Вход Господень в Иерусалим

19 апреля 2022 г.

Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим, отмечается 17 апреля. О празднике, истории, традициях поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Великий двунадесятый православный праздник. Напомните, с каким историческим событием связана эта дата и какие чудеса предшествовали этому дню?

– Воспоминаемым событием этого праздника является Вход Господень в Иерусалим. В исторической перспективе событие, на первый взгляд, должно быть не очень значимое. Входит в Иерусалим один из жителей Палестины для совершения положенного пасхального чина (отмечался праздник Песах). Казалось бы, ничего не должно было предвещать таких скоплений масс, но важно, что происходит до этого. Незадолго до этого Господь воскрешает человека – Своего друга Лазаря, о котором доподлинно известно, что он уже четыре дня, как почил, что не могло остаться незамеченным. Это событие в очередной раз привлекает огромное внимание к персоне Господа Иисуса Христа. К этому времени Он совершил уже множество чудес, говорил с людьми в разных местах. О Нем уже знали, и знали достаточно хорошо. У людей возникает религиозный энтузиазм.

В это время очень много людей (не только в Палестине, но на Ближнем Востоке) ожидало прихода Мессии. Это время надежд. Люди постоянно рассуждают и думают: не эти ли времена являются временами обещанного Мессии? Все сходится, все к тому идет – вот перед нами Человек, Который совершал чудеса, исцелял людей, накормил огромное количество незначительным количеством пищи (чудеса с насыщением хлебами). Сейчас этот же Человек, о Котором ходят легенды, слухи, – воскресил четверодневного Лазаря, и вот Он входит в Иерусалим. Люди, исполненные религиозного энтузиазма, свято верят, что перед ними обещанный Мессия. В таком порыве они выходят к Нему навстречу, расстилают свои одежды перед ногами осла, на котором едет Господь, срезают пальмовые ветви, с которыми в руках, ликуя, провозглашают Его Царем, кричат формулу приветствия царя, Сына Давидова: «Осанна Сыну Давидову!»

Этот день является одновременно и днем религиозного восторга, и днем особой горечи, печали, тоски, потому что огромная толпа людей встречает Иисуса Христа как своего Царя, а через несколько дней произойдет то, что произошло, – они точно так же будут кричать: «Распни, распни Его!» Это событие мы и вспоминаем – триумф Господа, Его вход в столицу, Иерусалим. Он не позиционирует Себя как Царь, не едет на боевом коне, а въезжает, как въезжали и другие паломники, стремившиеся в праздник пасхи в Иерусалим для того, чтобы соответственно обычаю встретить этот праздник.

– Почему символ праздника – верба? Именно эти веточки освящают в храмах, хотя доподлинно известно, что, когда приветствовали Господа, махали пальмовыми ветвями.

– Есть народное название: Вербное воскресенье. А греческое название праздника – Пальмовое воскресенье. Здесь вариант не в том, какая порода дерева используется, а в событии встречи. Сейчас нет проблемы найти пальмовые листья, но сложилась традиция – нежные вербочки очень трогательны. И менять ничего не надо. Поэтому мы говорим: Вербное воскресенье. Но это народное название дня. Праздник именуем: Вход Господень в Иерусалим.

– Что касается вербы, когда и как правильно эти ветки освящать и как обычно проходит праздничное богослужение?

– Веточки освящаются накануне праздника за всенощным бдением, т.е. в субботу вечером. Нужно понимать одну важную вещь, которая, к сожалению, часто растворяется в информационном поле. Вербочки, пусть освященные святой водой, пусть над ними прочитаны молитвы освящения, не несут в себе какой-то силы, не являются сами по себе инструментом достижения каких-то целей – целительных и т.п. Этот момент нужно ясно для себя уяснить: освящение вербы, которое совершается в храме, – это не ритуал или обряд, позволяющий наделить сверхъестественной силой веточки, которые потом обретут экстраординарные свойства. Исходя из текста молитвы, которую прочитывают за освящением, мы можем понять и смысл, для чего мы это делаем. Основной смысл молитвы заключается в том, чтобы Господь и нас сделал соучастниками встречи с Ним, т.е. это некий аксессуар (можно так сказать) – видимый предмет, благодаря которому мы становимся как бы соучастниками встречи.

Как в древности люди стояли с пальмовыми ветками, точно так же и мы стоим сегодня с веточками вербы и встречаем Господа. Они встречали Господа, входящего в Иерусалим и пришедшего в Иерусалимский храм. Мы же встречаем Господа, пришедшего в нашу жизнь, в наши сердца. В заключительные дни поста, когда уже пост закончен, начинается Страстная неделя (седмица) – дни особого молитвенного напряжения. Мы просим Бога, чтобы Он сделал нас соучастниками этой встречи. Вербы – это видимый символ нашего духовного настроения.

– Храмовые флористы, готовя праздничное убранство, также используют ветви вербы?

– Конечно, веточка вербы с нежными соцветиями стала своего рода символом этого дня в культуре нашей страны, в системе зрительных образов, которые сформировались. Если мы увидим изображение вербы, украшенной ленточкой, сразу понимаем, что речь идет о Вербном воскресенье, о Входе Господнем в Иерусалим, о грядущем дне Пасхи Господней. Естественно, что помимо традиционных украшений храма, цветов, радующих глаз, молодая зелень, ветви вербы, ивы находят свое важное место в храмовой флористике, украшениях. Нет какого-то требования, чтобы именно так украшать, – все сводится к тонкому вкусу наших декораторов.

– Вербами, освященными в церкви, принято украшать и дом. Сколько времени ветки могут находиться в доме, можно ли их выбрасывать?

– Мы приносим веточки в дом. Действительно, они являются своего рода украшением нашего дома, нередко их ставят в красный угол, где стоят иконы, или в вазочку на столе. Притягивая наш взгляд, они напоминают о том духовном состоянии, которого мы стремимся достичь, и о грядущем дне светлой пасхальной радости, который совсем скоро придет в нашу жизнь.

Как с ними обращаться? Во-первых, несмотря на то, что вербы не являются какой-то святыней, их все равно не следует выбрасывать с бытовым мусором, потому что они окроплены святой водой, следовательно, выведены из профанного, посвящены Богу. Поэтому выбрасывать их не следует, а можно, например, сжечь. Я встречал хорошую практику, она мне близка: когда веточки в храме освящены, дома нужно поставить их в вазу с водой. Через некоторое время веточки пускают корешки. После того как корешки отрастут, можно на даче, или на пустыре рядом с городом, или во дворе их посадить. Совместить, что называется, приятное с полезным. Мы их не выбросили, взяли в дар от Бога дары природы и проявляем свою ответственность. Что-то, может быть, погибнет, а что-то прорастет, и через пару лет у нас будет возможность рядом с домом сорвать пару веточек.

– Прекрасная мысль. Вернемся к духовному смыслу праздника и последующей после него неделе – Страстной седмице, которая посвящена последним дням земной жизни Христа: как следует ее провести, о чем думать и как молиться?

– Несмотря на то, что Вход Господень в Иерусалим – великий двунадесятый праздник, мы проводим его очень тихо, чтобы не нарушать ход, течение поста. Мы, конечно, как и все церковные праздники, прежде всего, отмечаем праздник своей молитвой, участием в Евхаристии, причащаемся Святых Христовых Таин, молимся за богослужением. Что же касается бытового проявления этого дня, мы можем провести его в кругу своей семьи за размышлением, совместным чтением, беседами, прогулкой.

Что касается праздничных традиций, гуляний и прочего, этот праздник, несмотря на свое величие, не предполагает какого-то шумного веселья. Завтра начнется Страстная седмица, дни сугубой молитвы. Нужно трезво смотреть на мир, на самих себя и окружающих нас людей, мы понимаем, что не все из нас соблюдали этот пост, не все даже планировали его соблюдать, но хотя бы последнюю неделю все стремятся мало-мальски попоститься, немножко больше внимания уделить своей духовной жизни, чтению, размышлению над страницами Священного Писания, чтению святых молитв. Поэтому мы начинаем шествие к Святой Пасхе Христовой с этого дня, готовясь к предстоящей неделе.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​