Вторая половина. Матушка Алевтина Морякова

26 апреля 2022 г.

Мы предполагаем – Бог располагает. В жизни каждый из нас много раз на своем опыте убеждался, насколько точна и неоспорима эта древняя народная мудрость. Что бы мы ни планировали, в итоге Бог располагает так, как лучше для нас. Самое главное – в момент сомнения вспомнить об этом.

Чувашия, Вурнарский район, село Калинино. Центр сельского поселения, куда входит еще семь деревень. Население немногим больше трех тысяч человек. Для них, как и для всех, кто выбирает сельскую жизнь, намного понятнее слова: «Все под Богом ходим».

Протоиерей Сергий:

– До сих пор мы используем молитвы из Требника перед сеянием. Наше дело посеять, а то, что вырастает, – дает Господь. Поэтому молиться надо.

Молиться приходят в Калининский Покровский храм. В будущем году ему исполнится 20 лет, 19 из них его настоятелем служит протоиерей Сергий Моряков. Он приехал сюда по указу митрополита Чувашского и Чебоксарского Варнавы в июне 2003 года, вскоре после иерейской хиротонии. Храм в то время был построен до уровня крыши. Молились в приспособленном помещении в центре села.

Протоиерей Сергий:

– Мы приехали – крапива была до пояса. Нашли кочерыжку от лопаты, сделали дорожку, зашли в молитвенный дом. Мы служили до освящения, а освятили уже через полгода.

«Мы» – это новопоставленный иерей, его жена, молодая матушка Алевтина, и приход.

Матушка Алевтина:

– В миру я Алина, в паспорте Алина, а крестили меня Алевтиной. В церкви я Алевтина, хожу на работу – уже Алина. Я привыкла, мне все равно, как называют.

Отец Сергий и матушка Алевтина встретились, когда были готовы к этой встрече. Хотя признаются: вопрос, были ли они готовы, – спорный, ведь каждый из них предполагал совсем другое. Будущий священник родился и вырос в селе Шимкусы, практически на границе Чувашии и Татарии. До службы в армии разговаривал исключительно на родном чувашском.    

Протоиерей Сергий:

– Вспоминаю бабушку: она родилась до революции, ни разу за пределы Чувашии не выезжала, русский язык не знала, зато каждый день ночью читала Евангелие на чувашском языке. До школы всю евангельскую историю я уже знал.

А в это время в другом чувашском селе подрастала девочка Алина – младшая из пяти детей в своей семье. Со старшими разница в возрасте была приличная, зато племянники – практически ровесники.

Матушка Алевтина:

– Нас всегда было восемь-девять человек – большая, дружная семья. Нам было весело. До сих пор я своим детям рассказываю: мама приносила яблоко, и мы делили его на всех – так было принято. Всем надо поровну поделить, вместе порадоваться тому, что есть. Мы неплохо жили, но все равно яблоко зимой в деревне в то время – радость. Это сейчас легко, пошли и купили. А в то время это было не очень легко.

У Алины тоже была бабушка-молитвенница и крестная. Мама, завуч школы, и папа-коммунист смогли прийти в храм, когда закончилось советское время.

Матушка Алевтина:

– Я видела, как мама, например, постится. Мне стало это интересно. У нас появилась детская Библия – там были красочные картинки.

На весенние каникулы ездили в Чебоксары в церковь. На исповедь ходили к молодому священнику, отцу Савватию, который спустя время стал главой Чувашской и Чебоксарской епархии.

Протоиерей Сергий:

– Время было советское. Я 1975 года рождения. Вера в Бога была всегда, но школа все выбила – духовности, живой веры не было вообще.

Живая вера пришла во время службы в армии. Это было время первой Чеченской войны, но Сергея, как единственного кормильца в семье, не отправили в горячую точку. Он служил в Самаре. Казармы находились напротив Иверского монастыря.

Протоиерей Сергий:

– Монастырь как раз восстанавливался. Игумения просила свободные рабочие руки – солдаты ходили туда работать. Вместо благодарности передавали книжки. Одна книжка пришла со мной домой, она называлась «Яко с нами Бог». Все во мне перевернулось, появилось резкое желание исповедоваться.

После армии Сергей Моряков восстановился в Чувашском государственном университете, заочно оканчивал исторический факультет и посещал свой сельский храм. Однажды они вместе с духовником были по делам в Чебоксарах и заехали в духовное училище.

Протоиерей Сергий:

– До экзамена оставалось три дня. Через три дня сдал экзамены и начал учиться в духовном училище.

Алина в это время училась в Чебоксарском государственном педагогическом университете на технолого-экономическом факультете. Потом окончила его, начала работать, но ни с кем из молодых людей так и не встречалась.

Матушка Алевтина:

– Бывали, наверное, такие, но я их всерьез не воспринимала.

Протоиерей Сергий:

– Когда я осознанно пришел к вере, искал тоже верующего человека.

Матушка Алевтина:

– До 24 лет я не была готова полностью. Мне это вообще не нужно было почему-то. Вроде бы росла в большой семье, но психологически не была к этому готова.

Протоиерей Сергий:

– Есть молитва, чтобы выйти замуж. Я ее переделал на мужской лад и год молился.

Матушка Алевтина:

– Батюшка из нашего района (до этого я его не знала), через матушку Тамару узнал, что есть сестренка, которая не замужем. В один прекрасный день они пришли к нам – мы их доверчиво пустили в квартиру. Я жила с бабушкой, не одна.

Протоиерей Сергий:

– Не скажу, что у меня была любовь с первого взгляда; она выше меня – это меня тогда смутило.

Матушка Алевтина:

– Я тогда не восприняла его всерьез. Он ростом чуть меньше меня – может, поэтому. У девочек свои стереотипы, у юношей свои.

«Не мое это» – предположили оба разом, забыв, конечно, что предполагать можно сколько угодно. Примерно через месяц духовник в очередной раз спросил Сергея: «Ну что, встречаешься с Алиной?»

Протоиерей Сергий:

– «Если с Алиной не будешь, – говорит, – тогда в жизни ты обманешься». Я все-таки книжки уже почитал, слово «послушание» знал. Боялся и думал: «Надо сходить».

Все это время и девушка размышляла: «Может, надо еще раз увидеться». Больше всего боялась ошибиться – пойти против воли Бога. А Бог тем временем терпеливо подготавливал их к встрече, чтобы после нее оба перестали что-то предполагать.

Матушка Алевтина:

– Я специально, чтобы его не видеть, в церковь, монастырь не ходила: то в деревню поеду на выходные, то еще какие-то дела. В какой-то момент я решила: «Все, хватит. Наверное, он про меня уже забыл, не придет туда». Я думала, он меня будет ждать около монастыря. Он, оказывается, тоже не ходил. И вот когда я решилась прийти, в этот день он тоже решил прийти. Так получалось, что мы все-таки встретились.

В 2002 году, 6 октября, состоялась диаконская хиротония отца Сергия. 15 июня 2003-го – иерейская, с назначением настоятелем Калининского храма Покрова Божией Матери. Алине, горожанке по природе, пришлось переезжать в село, поддерживать мужа, дом...

Матушка Алевтина:

– Я стала сразу петь на клиросе, до этого не пела. Было тяжело и страшно начинать, но надо было. Никто меня не спрашивал: страшно или нет. Просто надо.

Протоиерей Сергий:

– Первое облачение, престольное и священническое, она сшила сама. Я семь лет сам пек просфоры.

Вскоре при храме открыли воскресную школу. Матушка Алевтина начала там преподавать. Дети были знакомые – ее же ученики из общеобразовательной школы, куда она устроилась сразу по приезде в Калинино.

Матушка Алевтина:

– Они думали, что я приду в монашеской одежде, – для них это было страшно. Не понимали, кто – монахиня, а кто – жена священника.

Но директор школы Татьяна Павловна Ефимова поддержала программу курса «Основы православной культуры» и предложила вести его именно жене священника. Кроме того, матушка Алевтина преподавала технологию, учила детей моделированию одежды. Сельская жизнь налаживалась. Батюшка Сергий – на все руки мастер – постепенно обустраивал не только храм, но и дом, двор. А начиналось с малого.

Матушка Алевтина:

– Мне нужна была коза. Он не хотел, но согласился. Сначала у нас появилась коза, потом одна курочка, которая оказалась несушкой и выводила много цыплят. За лето у нее было три выводка. Пряталась от нас. Однажды в ноябре она вывела цыплят. Было холодно, у нас сараев не было. Куда их девать? Не знаем. Мы занесли их в комнату, поставили клетку, в нее пустили вместе с цыплятами курицу...

Благодаря курочке с выводком отец Сергий обустроил сарай, который для одной курицы оказался великоват. Тогда появились индоутки, перепела, гуси; рядом – немаленький огород. Городская жизнь матушки Алевтины осталась только в воспоминаниях.

Матушка Алевтина:

– «Надо» – для меня это правило по жизни. Надо быть с батюшкой, помогать – значит, надо помогать. Я опора и остаюсь опорой.

Казалось бы, работа, служение, забота о доме, но полной самореализации матушка не чувствовала. Тогда прошла специализацию и начала работать логопедом в детском саду.

Матушка Алевтина:

– Вначале это было чудом. Сейчас я уже к этому не то чтобы привыкаю, а знаю, что могу помочь. В то время, когда только-только начинала работать логопедом, для меня было чудом, что я могу помочь. Оказывается, могу.

Своих детей у отца Сергия и матушки Алевтины трое. Сын Серафим оканчивает 11-й класс. Имя получил в честь святого Серафима Саровского. Дочь Александра учится в 9-м. Она обязана именем своей прабабушке – любимой бабушке отца Сергия. Рождению младшей Зинаиды предшествовало трагическое событие в семье – внезапная смерть полугодовалого сына Фаддея. Казалось, мир обрушился вмиг.

Матушка Алевтина:

– Чтобы меня как-то успокоить, наши знакомые поехали в село Ташлы. Там есть чудотворная икона «Избавительница от бед». Это получилось на 9-й день после его смерти. Я даже не хотела туда ехать, думала: зачем мне ехать, если у меня беда уже случилась?

Тем не менее она послушалась: помолилась, искупалась в источнике. Спустя полгода почувствовала в себе новую жизнь. Дочь Александра очень обрадовалась, но поставила условие: назвать сестренку Зиной.

Матушка Алевтина:

– Папа говорит: «Мы тебе куклу купим, малыша, и назовем Зиной. А этого малыша по-другому». Она плакать: «Нет, это будет Зина». Я тогда сказала: «Ладно, если ребенок говорит, так и будет». Родила, и оказывается (я это узнала потом, через два месяца), что 21 октября – день памяти иконы Божией Матери «Избавительница от бед». А именины Зинаиды празднуются 24 октября. Недавно у меня Зина спрашивает: «Мама, почему меня так назвали? Несовременное имя», а я говорю: «Зина, никогда так не говори, потому что тебя сама святая выбрала. Мы это имя не выбирали. Она сама тебя нашла и выбрала». И она довольна после этого.

Сейчас и отцу Сергию, и матушке Алевтине смешно, когда они вспоминают, что не хотели встречаться из-за небольшой, в пару-тройку сантиметров, разницы в росте.

Матушка Алевтина:

– Мы, девушки, такие: если влюбляемся – нам уже ничего не важно. Главное, чтобы этот человек был рядом.

Протоиерей Сергий:

– Истинные браки, говорят, заключаются на небесах. Если бы я не послушался – не знаю, что бы было тогда. Сейчас каждый день благодарю.

Ведь что бы мы ни планировали, Бог в итоге располагает только так, как лучше для нас. И в момент сомнения, самое главное, вспомнить об этом.

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 01 июля: 13:15
  • Пятница, 01 июля: 23:30
  • Воскресенье, 03 июля: 15:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​