Беседы с батюшкой. Священник Андрей Лысевич

19 апреля 2022 г.

Сегодня у нас в студии исполняющий обязанности проректора по лицензированию и аккредитации Московской духовной академии, клирик храма в честь святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич.

– Обсудим сегодня главные темы Великого Вторника. Прежде всего хочу поздравить Вас: в начале апреля Вы успешно защитили кандидатскую диссертацию по теологии, а сегодня указом Святейшего Патриарха награждены золотым наперсным крестом.

– Благодарю за такое внимание, поздравления.

– От этой радостной темы перейдем к скорбным событиям Страстной седмицы. Сегодня Великий Вторник. Главные сюжеты этого дня – проповедь Христа и ключевые притчи, которые сегодня читались в Евангелии от Матфея. Первая из них притча о десяти девах, которые шли на встречу с Женихом. Пять были мудрые, пять неразумные. Отличались они тем, что у мудрых было с собой запасное масло, а у неразумных его не было. И когда они услышали, что Жених подходит и услышали песнопение «Се, Жених грядет в полунощи», разумные использовали масло, которое у них было, а неразумные ушли приобрести масло. В это время пришел Жених. И неразумные не смогли войти с Ним в Его чертоги. А разумные вошли. Кто в этой притче мудрые девы, кто неразумные, что такое масло и кто такой Жених?

– Непростая притча, очень символичная и сложная для понимания. Я долго размышлял об ответах на эти вопросы. В свое время я смотрел различные толкования. Удивительно, что Спаситель ее вот так произносит, и она как будто не привязана к каким-то прямым символам. Трудно найти прямое толкование. Видно, что есть группа людей, которые имеют добродетельность с неким избытком, а другие имеют ее с недостатком.

Что значит избыток добродетельности? Это трудно понять. Традиционное толкование святых отцов связано с этимологией слова «масло». В греческом языке слово «масло» этимологически связано со словом «милость». Поэтому множество толкователей понимают избыток добродетельной жизни как милостыню, которую добродетельный человек подает другому человеку.

Трудно не согласиться. Мы ведем некую добродетельную жизнь внутри себя: постимся, молимся, совершаем какие-то подвиги внутри себя. Но у нас должен иметься еще и некий избыток вовне, хранилище богатств за пределами нашей собственной жизни, нашей собственной души.

В этом смысле елей – это те люди, которым мы принесли какое-то добро в этом мире, сделали для них что-то хорошее. Это необязательно только лишь материальная милостыня, какое-то материальное пожертвование. «На тебе денег и отстань от меня, только бы глаза мои тебя больше не видели». Это именно желание принести людям какую-то пользу здесь, на земле. Ты живешь, постишься, молишься. Суровый ты или веселый, не суть важно. Но после тебя остаются люди с улыбками или с грустью и понурой головой? Добрые дела должны быть видны.

Жених пришел и забрал Своих, потому что всякий человек, который творит любовь в этом мире, старается помочь каждому, кого он встречает, стяжает людей, которые ему благодарны, и имеет множество ближних вокруг себя. Таким образом эти люди становятся Своими Христу, и Он принимает их к Себе.

Встреча с Женихом – это, очевидно, кончина жизни. Неизвестно, может ли душа молиться после смерти. Я имею в виду душу грешника, может быть, она как-то может взывать к Создателю, а может, и нет. Но делать добрые дела, делать других людей счастливыми она уже точно не может. И в этом отношении оказывается, что когда приходит Жених, когда мы встречаем ангела смерти и он отводит душу к Создателю на небо, то после этого мы уже не имеем способности приобрести добродетель вне себя. Тогда уже не приобретешь этого елея. «И стуча во врата, обретешь их закрытыми». Но если ты в течение своей жизни постараешься и стяжешь не только внутреннюю добродетель, но еще и обрящешь людей, которые будут тебе благодарны, это будет ходатайством для тебя, чтобы войти в Царство Небесное, быть Своим у Бога.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли крещеному человеку, если он не причащается, оставаться на литургии верных?»

– Можно. В чем затруднение? Есть ли в этом отношении какие-то препятствия? Крещеный человек является частью Церкви. И для него не должно быть препятствий оставаться на литургии верных. Иногда последователи Георгия Кочеткова говорят о том, что крещеные люди имеют право оставаться на литургии верных, если не причащаются. К сожалению, это очень соблазнительное учение. Но это хула на таинство Крещения. Как можно человека, который в благодати Духа Святого соединился с Церковью в момент крещения, вдруг объявлять фактически некрещеным? Запрет ходить на таинства Церкви, участвовать в них является указанием на то, что его крещение как будто неполноценное. Тогда надо, по крайней мере, указать какие-то другие причины, по каким он не может оказаться на литургии верных. Например, если он совершил какой-то смертный грех, отпал от Церкви или есть еще какие-то другие обстоятельства, то духовник может благословить человека оставаться в притворе, воздерживаться от хождения на литургию верных и каяться, чтобы потом причаститься. Такое возможно в случае какого-то тяжелого греха, тяжелого преступления, которое человек совершил против Церкви, против закона Божия. Но если это просто умствование от головы, то с этим невозможно согласиться.

– Литургия верных – это непосредственно Евхаристия, это евхаристическая молитва и причащение. Если человек не собирается причащаться в этот день, можно ли ему участвовать в литургии, оставаться до конца службы? Если он не готовился и не собирается причащаться (таких очень большой процент), то ему нужно уходить перед Символом веры, после Херувимской песни, по окончании литургии оглашенных? Писание послушал, причащаться не собираешься, соответственно, уходишь домой?

– Такой традиции в современной Православной Церкви нет. Возможно то, о чем Вы говорите, связано с апостольским правилом, что присутствующие на литургии должны причащаться Христовых Таин. Однако это апостольское правило получает довольно многообразные толкования и соответствующим образом преломляется в различные эпохи жизни Церкви. И в какой-то период было одно из толкований, которое воспрещало тем, кто не причащается на литургии, присутствовать на литургии верных. Речь идет о том обстоятельстве, когда человек, подготовившись к причастию, стоит в храме (совершается литургия, ее совершает канонический священник в каноническом храме по благословению епископа) и говорит: «Нет, мне этот батюшка не нравится; кажется, он грешный, я не буду у него причащаться». Вот такой человек, конечно же, отлучается от Церкви. Если он фактически пренебрегает каноническим священством, канонической литургией и по своим умствованиям считает, что это все недействительно.

Речь идет именно о запрете хуления на законно свершившееся таинство. Конечно же, мы иногда присутствуем на Божественной литургии, но не причащаемся Святых Христовых Таин. Не потому, что мы хулим таинство или сомневаемся в священнике, а просто потому, что недостаточно подготовились в этот день и пришли прежде всего помолиться и поприсутствовать вместе с теми, кто причащается, поддержать их своей молитвой и самим получить от них какую-то благодатную поддержку. Здесь не должно быть смущения.

– Одно из канонических правил гласит, что человек, который не причащался три недели и больше, отлучается от Церкви. Ему не провозглашают анафему, он просто становится отлученным, он больше не член Церкви. Как Вы считаете, актуально ли это? И действительно ли это происходит с людьми, которые не причащаются больше трех недель?

– Что значит больше не член Церкви? Ему анафема и он вне Церкви как некрещеный, что ли? Конечно, нет. Но однозначно, что этот человек лишается полноты жизни Церкви. Святой апостол Павел говорит, что Церковь есть Тело Христово. Это организм, состоящий из маленьких клеточек. Эти маленькие клеточки обновляются благодаря движению кровеносной системы. В Церкви этим кровотоком, этим движением кровеносной системы является пульсация Церкви в таинствах, это ритмы церковной жизни и причастие Святых Христовых Таин в том числе. Если какая-то клеточка отделяет себя по каким-то причинам от этого кровотока, что с ней становится? Она постепенно сохнет, чернеет, отмирает и погибает. Святые отцы предостерегают именно от этого обстоятельства. Человек сам себя лишает благодати Святого Духа на длительное время. Будучи священником, привыкаешь причащаться два, три раза в неделю, а хотелось бы и четыре. Я представить себе не могу, как живут люди, которые причащаются раз в месяц. Это очень трудно. А если человек говорит, что причащался год назад или десять лет назад, это просто в голове не укладывается.

Участие в Евхаристии – это особый дар, который пронизывает все твое естество. Поразительно, что участие в евхаристической молитве, в этом таинстве имеет не только духовное, но физиологическое измерение. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Не под видом поста и молитвы, хотя Христос мог так устроить. Но Господь дал нам физический вид этого таинства. Когда человек причащается, он чувствует это всем своим составом: и духом, и душою, и телом. Все это необходимо. Душевное измерение – это песнопение, чинопоследование, присутствие в храме. Духовное изменение – это благодать, которая обильно изливается на человека. Телесное измерение – это вкушение Тела и Крови под видом хлеба и вина. Все это является необходимым аспектом жизни человека. Не представляю, как остаться без этого больше, чем на три недели, дышать нечем будет.

– Вопрос телезрителя Евгения: «У меня в жизни было все: семья, жена, машина, дети.  Все было хорошо, радовался жизни, ходил в церковь, молился, соблюдал правила. В конце концов происходит развод, все летит в тартарары. Почему Бог допускает такие ситуации, когда в душе такая боль, обида? В порыве этой боли человек совершает страшные грехи. Я совершил все смертные грехи. Почему Бог это допустил?»

– Позвольте помолиться за Вас, чувствую глубокую скорбь в Вашем сердце, чувствую, насколько тяжелая беда постигла Вас. Мне действительно трудно понять столь интимные переживания сердца. Я понимаю, что Вам больно. Я постараюсь помолиться. Чтобы получить ответ на Ваш вопрос, Вам нужно найти духовника. Необходимо, чтобы был человек, с которым можно было бы поговорить, обсудить эту проблему во всей полноте. Человек, который Вас поймет, от сердца помолится за Вас, который прочувствует вашу боль и подскажет какие-то решения.

За краткие тридцать секунд звонка я слишком мало могу понять из того, что произошло и почему произошел развод. Ключом к данной ситуации является именно развод. Очевидно, что все эти смертные, тяжелые грехи, которые человек совершил после развода, являются его следствием. Почему произошел развод? Почему разводится человек, живущий церковной жизнью, у которого все есть? Почему человек, у которого есть и полнота семьи, и полнота материальных благ, и участие в жизни Церкви, тем не менее разводится?

На самом деле здесь есть очень глубокий момент. В идеале мы в церкви должны постоянно слышать призыв к тому, чтобы любить ближнего своего… Кто может быть к мужу ближе, чем жена? Кто может быть к жене ближе, чем муж? Это самые близкие люди.  И в этом смысле елей должен прежде всего изливаться на самых близких, на самых дорогих. То, что человек получает в Церкви:  любовь,  радость,  счастье, – прежде всего должно изливаться на жену. Или от жены на мужа. Как мы слышим в Посланиях апостола Павла: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. Человек должен это прежде всего изливать на свою супругу. В идеале.

А если получается так, что все это изливается куда-то мимо? Если это по согласию супруги, которая понимает, что сейчас ты занят, трудишься, тебе надо послужить для других, как часто бывает в священнической семье, то все в порядке. Если супруга не согласна, то нужно прекращать активную общественную деятельность и переключаться на семью. Прежде всего ты обязан жене и детям. Именно их жизнь ты должен наполнять радостью и счастьем.

В семье должна быть такая цель – наполнять жизнь друг друга радостью и счастьем. Без этого я не понимаю семьи. О чем может идти речь, если такой цели нет в семье? Если мы не понимаем, как это сделать, тогда нужно пойти к духовнику и спросить как. Если этот духовник не может подсказать, пойти к другому духовнику. Если монах не может подсказать, как в семье построить счастливый быт, то надо пойти к женатому священнику. Если женатый священник не понимает, тогда пойти к многодетному мирянину, который, на ваш взгляд, является образцом в семейной жизни. Спросите у него. У одного не получилось, спросите у десятерых. Сделайте выводы для себя. Ищите и собирайте этот елей. Елей для себя, своей супруги и детей. И собрав из разных источников сосуд масла, принесите его домой и дайте свой супруге и детям, чтоб они радовались.

Если вы понимаете, как построить счастье в семье, но не делаете этого, то возникает вопрос: «Почему?» Если ты знаешь, как сделать человека счастливым, но не делаешь этого, то что это за христианство? Если ты знаешь и делаешь, но другой человек имеет свободную волю и может в любой момент сказать: «Не хочу», тогда нужно просто отойти. Как когда-то Бог отошел от Адама. Отойти не оскорбленным и униженным; и меньше сокрушаться, меньше переживать за это, принять, что это выбор другого человека, на который мы не можем повлиять. Такова правда жизни. Каждый человек сам выбирает свой путь: быть счастливым с Богом и со своим мужем или быть несчастным без Бога.

– Тяжело рассуждать о таких вещах.

– Да, такие сердечные вещи, а рассуждения абстрактны. Я прошу прощения. Я боюсь, что какие-то теоретические рассуждения могут быть не совсем верными, могут даже обидеть человека, но рассуждаю, поскольку вопрос был задан.

– Это может помочь кому-то другому, кто окажется в схожей ситуации. В данной ситуации, конечно, хорошо бы с кем-то пообщаться лично, прийти к священнику. Человек сказал, что пережил много смертных грехов. Одним из таких грехов является уныние. Как после всего случившегося не унывать, а найти в себе силы иди дальше, в том числе и к священнику?

– Как не унывать после смертного греха? Это очень сложно. Враг рода человеческого сначала говорит, что этот грех не такой уж и страшный, а потом, когда человек совершит его, он ему говорит, что это ужасный грех, за который Бог никогда не простит. Не надо верить ему ни до греха, ни после. Врагу рода человеческого верить нельзя. Если тот или иной дурной поступок уже оказался совершен, то необходимо просто идти и каяться. Не формально что-то перечисляя, а каяться от сердца, возненавидев грех и возымев решительность с ним покончить.

Надо понять, что в жизни нет ничего греховного, от чего мы не могли бы отказаться, причем, если мы откажемся от какого-то греховного удовольствия, счастья в нашей жизни меньше не станет. Наша жизнь станет еще более счастливой. Об этом надо помнить. Счастья с Богом будет гораздо больше. И, пережив одну катастрофу, не нужно бояться идти дальше. Я знаю много случаев, когда с хорошим человеком происходила сложная ситуация, но он боролся и переставал бояться, и в итоге ему удавалось создать хорошую, счастливую, радостную семью.  У меня один знакомый так несколько лет мыкался, а теперь у него замечательная семья, дочка красивая, супруги смотрят друг на друга с любовью. Да, может, это не первый брак, может, это после какой-то катастрофы произошло, но видно, что Господь принял участие в этой очень непростой ситуации, человек преодолел ее и достиг счастья, спасения, радости.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии от Иоанна Христос объяснял апостолам, что такое таинство Евхаристии. Многие после того, как узнали, что надо вкушать Плоть и пить Кровь, возмутились и ушли. Господь говорит: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Получается, что хлеб и вино не главное в Евхаристии, а главное – Его слова. А Вы сказали с точностью до наоборот. Как это понимать?»

– Так и понимать. Нужно читать толкования святых отцов, а не толковать своим умом. Разве хлеб и вино никакого значения не имеют? В Православной Церкви вещественная сторона таинства имеет колоссальное значение. Без хлеба и вина литургия и Евхаристия не совершается. И Сам Христос не совершал литургию без хлеба и вина. Сам Христос установил таинство Евхаристии в Великий Четверток, используя хлеб и вино. Если уж Иисус Христос, Бог воплотившийся, Истинный Богочеловек, совершил таинство таким образом, то я по-другому никак не могу говорить.

– Великий Четверток уже послезавтра. Мы будем вспоминать события Тайной Вечери. Традиция и практика причащения хлеба и вина помимо того, что заложена в Евангелии, находится и в отражении того, как причащались апостолы еще в I веке.

– Да, так заложено в апостольских деяниях.

– Утверждение, что материальная составляющая не важна, никак этому не соответствует.

– Ни в коем случае. Мне очень нравятся в этом отношении «Диалоги» Валентина Свенцицкого – прекрасная книга дореволюционного и послереволюционного очень грамотного человека и проповедника, который обрядовую (внешнюю) и внутреннюю сторону таинства сравнивает с душой и телом. Он говорит, что у таинства есть душа и тело. Именно потому, что мы, люди, имеем душу и тело, Господь дает нам таинства такие же – в душе и в теле, то есть сопоставимые с нами. Как Христос пришел во всем подобный нам Человек, кроме греха, так же и таинства, которые Господь нам дал, имеют все различные измерения, сопоставимые с нашим естеством. Если разделить эти составные (отдельно духовная, отдельно телесная), то возникает вопрос: когда человек разделяется на душу и тело? Когда умирает. То же самое, если мы будем говорить о духовных таинствах; значит, будем говорить не о тех таинствах, которые установил Господь для нас.

– Следующая притча Великого Вторника – притча о талантах. Третий раб, как мы знаем, раб неверный, потому что он скрыл, закопал серебро господина своего. Раб говорит: «Я знал, что ты господин жестокий, и жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». Поэтому раб не стал умножать серебро своего господина. Получается, что это звучит правильно. Если господин жестокий, жнет, где не сеял, то, получается, он пользуется чужим трудом, собирает то, к чему никакого труда не приложил. Почему тогда этот раб является негативным персонажем в притче? Несмотря на то, что и господин признает и говорит: «Ты знал, что я жестокий». Господин выглядит негативным персонажем в обвинениях раба, но мы знаем, исходя из этой притчи, что именно третий раб является самым отрицательным персонажем.

– Символика притчи такова, что господин – это Бог, Бог Творец. Оттенок негативной роли по отношению к Создателю весьма неправильный. Почему господин жестокий? Это слова не Самого Господа, Он не говорит о Себе изначально: имейте в виду, Я – жестокий, злой, поэтому всех вас накажу. Это слова раба, который осуждает своего господина. И когда господин приходит для того, чтобы оценить раба, то говорит: «Я буду от твоих слов тебя судить». Раб не знал, а считал, предполагал, надумывал о Боге. И жестокость господина является скорее выдумкой раба, чем реальным положением вещей.

Конечно же, Бог не жесток. Он дает таланты (в данном случае это мера веса золота), чтобы люди приумножали их, получили опыт, проявили свое старание, проявили себя. Целью является не корысть, не материальная выгода, а самореализация людей для того, чтобы они потрудились ради своего Господина. И в этом труде проявилось отношение к Господину. Один скажет: я так люблю Бога, что хочу всеми своими силами для Него потрудиться, послужить и угодить Ему. Другой скажет: Господь жестокий, суровый, я не хочу для Него трудиться.

Это пример одного и другого. Смысл заключается во внутреннем отношении этих рабов к господину и в том, что внешние труды могут стать индикатором этого внутреннего отношения. Внутри третьего раба мысль о жестокости господина, которая не дает ему работать для Господа, не дает ему приумножить свой талант. Не случайно слово «талант» в нашем современном языке означает нечто иное, нежели мера веса золота. Талант – это наши способности, которыми нас наградил Бог. Не важно, сколько способностей тебе дал Бог, главное, каким образом ты к Нему относишься, любишь ли ты Его, веришь ли ты в то, что Он милостивый и добрый Господин, Который примет любой, даже самый маленький твой труд. Мы люди слабые, немощные, грешные, но изо всех сил стараемся что-то хорошее сделать. Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что Бог венчает не по мере достижений, а по мере стараний ради этих достижений. Именно в этих стараниях и рвениях, в намерениях, выражающихся в действиях, отражается внутреннее отношение человека к Богу. Если человек любит Бога, то будет стараться изо всех сил для Бога. Бог и намерение целует. Может, получилось так, что мы бесталанными оказались, но дело не в этом. Главное, что мы стараемся для Бога. И Он примет наше старание. Дело не в инвестициях, а в любви к Богу.

– Из той же притчи: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что он имеет». Справедливо ли это?

– Я бы предложил контекстуальное, в каком-то смысле аллегорическое толкование. В разных текстах Священного Писания, у разных евангелистов разное толкование. Сопоставив эти толкования, я помыслил, что талант можно сравнить со словом Божиим. Бог дает нам не только силы, навыки, таланты, но дает нам слово Божие. Я думаю, что я сильный, но при этом свою силу никак не выражаю, никому не помогаю своей силой, никогда никого не поддержу своими физическими усилиями. Я думаю, что у меня есть сила, но она никак не выражается. В конечном итоге я лишусь того, что могу иметь. То же самое с материальными ценностями: человек думает, что он богатый, при этом никак не пользуется своим богатством, только хранит его в жестяных банках. Это богатство никак не действует, не работает для других. И у него отнимется и то, что он думает иметь. То же самое касается и ума, и других добродетелей. Если человек что-то имеет, но это никак не проявляет, то это всего лишь то, что он думает иметь, а не то, что он действительно имеет, и это будет отнято у него – это закон человеческой жизни. Поэтому в притче идет речь о талантах – дарованиях Божиих, которые должны проявляться и работать. И только тогда можно говорить о том, что они действительно есть у человека.

– Вопрос телезрителя Владислава: «Причастился ли Иуда?»

–  На этот вопрос невозможно дать ответ на основании Священного Писания. Если мы возьмем тексты Священного Писания от разных евангелистов, то увидим, что однозначно подтвердить или опровергнуть тезис о том, что Иуда причастился на Тайной Вечере, невозможно. Есть лишь группа святых отцов, которые считают, что Иуда причастился и после этого вышел с Тайной Вечери. И есть группа святых отцов, которые считают, что Иуда присутствовал на Тайной Вечере и своим предательским присутствием отягощал атмосферу. Лопухин, пользуясь толкованием святых отцов, говорил о том, что Иуда омрачал Тайную Вечерю своим присутствием, и Спаситель попросил его удалиться. Иуда вышел, и тогда уже Христос совершил Евхаристию. Но утвердительно этот вопрос со страниц Евангелия решить мы не можем. Духу Святому так изволилось, чтобы это осталось в некой тайне. И мы должны понимать и бояться причаститься в осуждение, потому что в этой жизни у нас нет какой-то панацеи. Нам кажется, что мы совершим некую последовательность действий – и что-то получится на выходе, какой-то спасительный результат. На этом работает проповедь протестантов. Они говорят, что нужно потрудиться, почитать, выучить Евангелие, потом вас покрестят – и вы спасены. Те протестанты, которые так говорят, играют на низменных струнах. А мы понимаем, что только истинная любовь к Богу, пронесенная через всю жизнь, является залогом спасения.

– Страстная седмица – период очень важный. Прошу у Вас напутствия для телезрителей.

– Приближается финал Великого поста. И как мы постились, таков и будет результат. Берегите себя от злобы, осуждения, раздражения, чтобы ваши сердца были открыты для Христа и чтобы в них Христос присутствовал и совершал Свою Божественную Евхаристию. Чтобы сердца были наполнены духом, любовью, благодатью.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Наталья Мухлынина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать